Заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Содержание
  1. Гид по формам обучения в России: какие бывают виды образования в школе, что подойдёт вашему ребёнку
  2. 5 форм обучения
  3. Получение образования в организации
  4. Очное обучение
  5. Очная форма подойдёт, если:
  6. Очно-заочное обучение
  7. Очно-заочная форма подойдёт, если:
  8. Заочное обучение
  9. Заочная форма подойдёт, если:
  10. Получение образования вне организации
  11. Семейное образование
  12. Семейная форма подойдёт, если:
  13. Самообразование
  14. Выводы
  15. Заочное обучение в школе – как перейти на альтернативную форму обучения
  16. Заочное обучение в школе — опыт родителей и опасения учителей
  17. Что такое очно-заочное обучение в средней школе
  18. Формы получения среднего образования в школе
  19. Очно-заочное образование в средней школе
  20. Кому из детей можно учиться очно-заочно
  21. Как проходит обучение
  22. Законные формы обучения детей в России
  23. Очная форма обучения
  24. Заочная форма обучения
  25. Очно-заочная форма обучения
  26. Семейная форма обучения
  27. Другие формы получения образования
  28. Как выбрать форму получения образования ребёнком?
  29. Что ещё нужно знать родителям?

Гид по формам обучения в России: какие бывают виды образования в школе, что подойдёт вашему ребёнку

Заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:

  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:

  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса. 

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей. 

Заочная форма подойдёт, если:

  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Выводы

  • В России две формы получения образования и пять форм обучения.
  • У каждого вида обучения — свои плюсы и минусы.
  • Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.  

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gid

Заочное обучение в школе – как перейти на альтернативную форму обучения

Заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Внимательно ознакомьтесь с условиями пользования ресурсами сайта https://home-school.interneturok.ru/ (далее – Сайт). Пользуясь Сайтом ЧОУ «Первая народная школа» (125368, г. Москва, ул. Барышиха, д.23, пом. IV, ком. №13-19), Вы подтверждаете, что полностью принимаете следующие условия:

1. Под термином «содержание» в рамках настоящего Соглашения подразумеваются любые материалы, документы, изображения, схемы, аудио- или видеоинформация (и любая другая информация), полученные на Сайте или размещенные на нем.

2. Сайт представляет собой программное средство, позволяющее хранить, систематизировать и транслировать содержание научно-образовательного характера.

3. Сайт предоставляет возможность доступа к имеющимся на нем ресурсам исключительно в ознакомительных целях..

4. Информация, размещенная на Сайте, не является справочной и предоставляется исключительно в научно-образовательных целях.

5. Размещение видео и других материалов с Сайта на сторонних ресурсах запрещено.

6. Администрация Сайта не несет никакой ответственности за действия пользователей, связанные с использованием представленной на Сайте информации, и не возмещает убытки.

7. Информация на Сайте предоставляется также путем подключения третьих сторон : предоставлением гиперссылок, указателей на другие сайты, поддерживаемые третьими лицами, предоставлением содержания сторонних сайтов обрамлением (фреймингом) и другими методами.

8. Подключение сторонних сайтов предоставляется исключительно для удобства и информирования. Ответственность за содержание сторонних сайтов лежит на их создателях.

9. Если иное не указано в описании или титрах к видеоматериалу, конспекту, тренажеру, тесту (далее – Материалы), все исключительные права на Материалы, размещенные на Сайте, принадлежат ООО «ИНТЕРДА».

Все исключительные права на записи онлайн-консультаций, домашние задания (в виде вопросов, тестов, упражнений, задач, примеров) (далее – Материалы) принадлежат ЧОУ «Первая народная школа».

Если иное не указано прямо, Услуги Сайта предоставляются только для целей личного некоммерческого использования.

Без письменного разрешения администрации Сайта запрещается любое изменение, копирование, распространение, републикация, создание производных произведений, пересылка, продажа, лицензирование Материалов Сайта, за исключением трансляции Материалов Сайта исключительно в учебных учреждениях путём показа (трансляции) видеоматериалов или их частей напрямую с Сайта.

10. Администрация Сайта приветствует гипертекстовые ссылки на Сайт.

11. Запрещено использовать Материалы и сервисы Сайта для любых целей, противоречащих нормам морали и нравственности, целям создания данного Сайта, и/или нарушающих (могущих нарушить) запреты, предусмотренные настоящим Соглашением, и/или нарушающих (могущих нарушить) действующее законодательство РФ об авторских правах.

12. Запрещено использовать Услуги Сайта любым способом, служащим для целей нанесения ущерба нормальному функционированию данного Сайта (включая флудинг, DOS-атаки, ограничение доступа к Сайту третьих лиц, но не ограничиваясь ими).

13. Запрещено предпринимать попытки завладения чужими учетными записями (аккаунтами) на Сайте любыми способами (включая взлом пароля перебором, хакерство, фишинг, социальную инженерию, но не ограничиваясь ими).

14. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, а также иные виды пропаганды, запрещенные законами Российской Федерации. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

15. Запрещено использование в сообщениях на Сайте и в данных при регистрации (логин, имя) ненормативной лексики, а также любых выражений, оскорбляющих личность собеседника или третьего лица (в том числе криптованный мат – латиницей, с использованием звёздочек, математических и иных символов).

16.

Регистрируясь на Сайте, Пользователь дает свое согласие на участие в сборе диагностической информации, сведений об использовании Сайта, а также на обработку персональных данных, указанных на Сайте (ФИО, адрес электронной почты, пароль, возраст, место проживания, роль на Сайте), на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (в т.ч. трансграничную и третьим лицам – партнерам), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных с использованием средств автоматизации в целях информирования об услугах, предоставления и улучшения качества услуг, облегчения доставки обновлений ПО, поддержки Сайта и оказания других услуг, а также для проверки соблюдения условий настоящего Соглашения. Согласие вступает в силу с момента регистрации на Сайте и действует в течение сроков, установленных действующим законодательством РФ.

17. Администрация Сайта имеет право самостоятельно и без предварительного уведомления менять контент Сайта, в том числе транслируемые видеоуроки и условия настоящего Соглашения.

18. Администрация Сайта имеет право в одностороннем порядке менять политику использования своего контента Пользователем и партнерами, в том числе вводить платные Услуги.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/domashnee_obrazovanie/zaochnaya-forma-obucheniya-v-shkole

Заочное обучение в школе — опыт родителей и опасения учителей

Заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Семейное обучение на Среднем Урале — дело уже обычное. К этой форме обучения привыкли и образовательные учреждения, и родители, по тем или иным причинам решившие отмежеваться от школ.

А вот заочная форма обучения, декларированная законом « Об образовании в Российской Федерации» ещё в 2012 году, — это скорее экзотика.

Семьи, которые пытаются её распробовать, чаще всего сталкиваются с глухой обороной администраций школ.

Как перейти на заочку?

В прошлом учебном году после школьного конфликта мой ребёнок, подавленный несправедливостью, наотрез отказался ходить в школу.

В поисках альтернативного способа получения образования я перелопатила огромное количество информации и открыла для себя заочную форму обучения, гарантированную законодательно с 2012 года.

В отличие от семейной формы, при которой ребёнок получает образование вне школы и ответственность за освоение программы целиком и полностью ложится на родителей, заочка подразумевает нахождение ребёнка в контингенте школы.

За этим следуют «печеньки» в виде: обеспечения учебниками, организации консультаций педагогов, составления индивидуального учебного плана, промежуточных аттестаций и так далее. И за качество образования, полученного заочником, несёт ответственность школа. Взвесив все за и против, я решила, что заочное обучение — это то, что нам «доктор прописал».

Однако администрация гимназии так не посчитала. В ответе на моё письменное заявление директор сослался на то, что уставом образовательного учреждения заочная форма не предусмотрена, а значит, нет. В качестве компромисса предложил индивидуальный график обучения.

То, что устав в таком случае противоречил федеральному законодательству (или как минимум не был приведён в соответствие), его, видимо, не смущало. На этом наше общение с администрацией гимназии и завершилось, поскольку возник вариант перехода в другую школу, устроившую нас по всем статьям.

Но, как говорится, осадочек остался…

Для школы заочное обучение хлопотно

В этом учебном году выяснилось, что в попытках перевести ребёнка на заочную форму обучения я не одинока. Более того, есть люди, которым это удалось.

Но большинство родителей-альтернативщиков сталкиваются с нежеланием администраций образовательных учреждений реализовывать права ребёнка, закреплённые в федеральном законе.

Вот что они рассказывают на условиях анонимности (процесс переговоров продолжается, и они опасаются лишних конфликтов).

«В конце первой четверти я написала заявление о переводе ребёнка на заочное обучение, — рассказывает мама семиклассника из Екатеринбурга. — Мой сын застенчивый, ему трудно взаимодействовать с классом, отвечать на уроках. При этом учиться он любит. Знакомые посоветовали заочку, что нас вполне устроило. Но не школу! Директор заявила, что впервые слышит о такой форме обучения. Я выслала ей информацию. Изучив её, она сказала, что для школы это очень хлопотно, но и письменный отказ не предоставила. «Посовещаюсь с коллегами», — сказала она. Совещается до сих пор, и думаю, надеется, что всё утрясётся».

«Нам никак не удаётся разрешить конфликты ребёнка и учителей, мы с мужем уже устали приходить в школу по вызову, — рассказывает мама шестиклассницы. — Решение перевестись на заочное обучение — осознанное. Заявление мы написали. Ответа «нет» не получили, но и конкретики никакой. Директор школы заверила, что решение будет принято, но какое — неизвестно.

Поскольку, по её словам, им придётся проделать титаническую работу. Понимаю, что заочка — головная боль для школы, но ведь и неплохой опыт, который, вполне возможно, ещё пригодится. Ведь родители пока просто не знают о возможности обучаться заочно. В том числе те, которые поспешили перевестись на семейное обучение, взвалив на себя бремя ответственности».

Пусть эксклюзив им и остаётся

Август Белкин, заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук:

— Альтернативные формы обучения — это всё-таки эксклюзив. Массовая школа была, есть и будет. И слава Богу.

Пристрастие родителей к альтернативным очной формам обучения — это катастрофа! Школа — это не только изучение определённых дисциплин, это школа самой жизни. В стенах образовательного учреждения ребёнок становится гражданином, осознаёт самого себя частью общества.

Именно в школе формируется личность, то есть человек со своими взглядами, отношением к окружающему миру, людям, со своими претензиями на будущее. Именно в школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. Что будет, если лишить ребёнка всего этого, если поместить его в вакуум? Предвижу — глубоко несчастный человек.

Обучение вне школьных стен, думаю, показано только детям с серьёзными проблемами в здоровье. А во всех остальных случаях проблемы должны решаться с позиции педагогической мудрости. И речь в данном случае не только об учителях, но и о родителях.

Наверное, есть «не­удобные» дети, которые отличаются сложным характером, но при этом нет безнадёжных детей! Задача родителей и педагогов — переключить внимание ребёнка на то, что его может заинтересовать, направить его энергию в мирное, приносящее ему удовлетворение и дающее возможность реализоваться русло. Это возможно.

Я всегда любил охламонов. Помню, в бытность директором школы был у меня очень активный мальчишка. Вёл он себя, прямо скажем, без какого-либо контроля над самим собой. Но в пятом классе учитель математики увлёк его своим предметом настолько, что парнишке уже было не до хулиганств.

А потом и преподаватель литературы, которая увлекалась театром, смогла заманить его в свои сети. Окончив школу, он поступил в Театральный институт, стал ведущим артистом театра, получил звания. Я был на спектакле с его участием и поразился, насколько глубоко он чувствовал роль. Так что педагогическая мудрость творит чудеса.

А альтернативные формы обучения пусть эксклюзивом и остаются.

Читаем закон

«Каждый родитель должен иметь возможность воспользоваться своим правом выбора формы получения школьного образования», — уверена мама семиклассницы Мария Бубенцова.

Со школой, где учится её дочь, жительница Екатеринбурга Мария Бубенцова привыкла общаться по букве закона. «Да, школа мной уже натренирована, — смеётся Мария.

 — Мне приходилось отстаивать права своего ребёнка, борясь с необоснованными запретами, касающимися, например, организации питания. Причём я всегда действую в рамках правовых норм.

Перевод дочери на заочную форму обучения не стал исключением».

По словам Марии, её дочка отличается сильным характером и волей, но при этом она ярко выраженный интроверт. Поэтому в школе ребёнку было неуютно, она там просто-напросто не прижилась.

Мария неоднократно задумывалась о том, как создать дочке комфортные условия для обучения, а толчком к активным действиям послужил переезд.

«Наше новое место жительства находилось в полутора часах езды от школы, поэтому первое, что я сделала, — начала искать образовательное учреждение поближе к дому, — рассказывает Мария.

 — На сайтах школ, замечу, как правило, в разделе „образование“ значится — „очная форма“, и в редких случаях обозначены другие формы. Но в одной из школ, куда я пришла поговорить о переводе ребёнка, директор мне подсказала, что существует заочная форма обучения и что школы обязаны её реализовывать».

Мария тщательно изучила всю имеющуюся в открытом доступе информацию по этому вопросу и пришла в «родную» школу дочери с заявлением о переводе ребёнка на заочную форму. «У нас такой формы нет», — отрезала завуч. «Читаем закон», — парировала Мария.

Пусть не с восторгом и не сразу, но администрация образовательного учреждения пошла Бубенцовой навстречу, и с четвёртой четверти прошлого учебного года её дочь — заочница. Никаких проблем с обучением у девочки нет.

Задания она получает от учителей в электронный дневник, ответственно их выполняет, при необходимости получает консультации педагогов по скайпу, новый материал осваивает с помощью многочисленных образовательных интернет-ресурсов (учебники, впрочем, тоже никто не отменял), задания контрольных работ также получает от учителей в электронном виде.

Но девочка может и воспользоваться правом подготовиться к контрольной работе вместе с классом, ведь, согласно закону, она числится в его рядах.

Решение за семьёй

Тем временем Мария, съевшая собаку на этой теме, консультирует родителей, желающих перевести ребёнка на заочку, с удовольствием предоставляет свои наработки и делится опытом. «Получение образования в заочной форме — это наше с дочерью совместное решение, — говорит Мария.

 — И я не хочу обсуждать правильность выбора. Речь о другом. Я столкнулась с тем, что 90% родителей, с которыми я общаюсь, понятия не имеют о том, что существует такая форма получения школьного образования.

И, соответственно, о том, что решение о переходе на такую форму принимает родитель (законный представитель) ребёнка, а не какие-то другие органы.

Уже в который раз, консультируя родителей, желающих перейти именно на заочную форму, я сталкиваюсь с тем, что администрации школ прибегают к различным мерам, чтобы скрыть эти формы, прописанные в законе. Или убеждают перевести ребёнка на семейную форму, при которой ответственность за качество образования несёт родитель».

Если система буксует

Елена Алексеева, консультант оперативно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области:

— Безусловно, школы должны создавать условия для реализации прав ребёнка на получение образования в формах обучения, предусмотренных законом «Об образовании в РФ».

Сегодня, помимо традиционной очной формы (то есть в стенах школы), родители чаще всего делают выбор в пользу семейного образования и самообразования (когда речь идёт об учениках старше 15 лет). И, насколько я знаю, проблем с этим не возникает — школы к этому готовы. Заочная форма не так распространена, во всяком случае, к нам жалоб от родителей по этому поводу не поступало.

Если система перевода ребёнка с очной на другую форму обучения буксует и на заявление родителей в образовательном учреждении ответили письменным отказом, рекомендую обратиться в районное управление образования. Если же и там решить вопрос не получается — в департамент образования Екатеринбурга. Но в большинстве случаев проблема решается на уровне района.

Безусловно, и мы никогда не откажем родителям в консультации, а в случае необходимости проведём дополнительную проверку по факту нарушения прав ребёнка.

Какие существуют формы образования?

Очное обучение. Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. Вариантом очного обучения является надомное (домашнее) обучение. Его организуют для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Очно-заочное обучение.

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю, чтобы сдать и получить домашнее задание, а также консультацию педагогов. При этом аттестовываться он должен вместе с классом, то есть присутствие на контрольных, например, обязательно. Заочное обучение.

Ребёнок не ходит в школу, осваивает программу своими силами, с помощью онлайн-ресурсов или репетиторов. Но он находится в контингенте школы, а значит, обучается по программе и придерживается графика аттестаций. Контрольные при этой форме можно сдавать дистанционно, через сайт школы или по скайпу. Семейное образование.

Родители вправе выбрать любую программу и по своему усмотрению организовать учебный процесс. Аттестации сдаются экстерном. Самообразование — та же семейная форма, только для учащихся старше 15 лет.

Мнение власти

Мы обратились с рядом вопросов, касающихся заочной формы обучения, в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, и получили ответ, который публикуем полностью:

«Сегодня школы Свердловской области готовы предоставить возможность обучения в любой из форм, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», в том числе и заочно. Однако наиболее востребованными формами являются традиционное обучение в школе либо форма семейного образования (самообразования).

Для того чтобы перевести ребенка на заочное обучение, прежде всего необходимо установить соответствующую договорённость с администрацией учебного заведения, поскольку в случае с переходом на такую форму образования ребёнок фактически числится в школе. Родителям ребёнка необходимо написать заявление на имя директора школы, после чего будет издан приказ о смене формы обучения.

Важно понимать, что ученик должен будет в установленные школой сроки проходить все контрольные испытания, обучаясь по сформированному образовательным учреждением индивидуальному учебному плану. В случае, если школа по каким-либо причинам отказывается от перевода ребёнка на заочную форму обучения, родители могут обратиться в департамент (управление) образования.

При выборе формы обучения в школе прежде всего учитываются интересы и потребности ребёнка — этот фактор должен быть основным. Одним из плюсов заочной формы обучения является то, что ребёнок прикреплён к образовательному учреждению.

Это значит, что семье не придётся искать школу для прохождения государственной итоговой аттестации. Кроме того, это позволит ребенку принимать участие в различных олимпиадах и соревнованиях без сбора дополнительных документов.

Сложностью может стать то, что, несмотря на удаленное образование, школьнику придётся придерживаться школьного расписания, следовать сформированному графику».

Права и обязанности родителей

Елена Дровняшина, директор школы №3 Нижнего Тагила:

— У нашей школы есть опыт обучения ребёнка на очно-заочной форме. С нашей стороны никаких проблем не возникало — такая форма обучения прописана в уставе образовательного учреждения, в соответствии с законом. Хотя не скрою, эта форма обучения сопряжена с определёнными вопросами (например, оплата труда педагогов), которые пришлось решать.

Но закон есть закон. Тем не менее это был для нас не очень удачный опыт, поскольку родители, как нередко бывает, помня о своих правах, забыли об обязанностях и не контролировали учёбу ребёнка. В итоге он мог пропускать консультации, не выполнял задания и так далее.

Думаю, родителям стоит реально оценить свои возможности и возможности ребёнка, прежде чем принимать решение о переходе на очно-заочную или заочную форму обучения. Да, она подходят тем детям, которые успешны в спорте или творчестве и чья жизнь связана с соревнованиями или конкурсами, и тем, кто имеет желание получить знания.

А если речь идёт об уходе от конфликтов… Хочется спросить родителей: вы и дальше будете изолировать ребёнка от общества?

Источник: https://news.rambler.ru/education/43209841-zaochnoe-obuchenie-v-shkole-opyt-roditeley-i-opaseniya-uchiteley/

Что такое очно-заочное обучение в средней школе

Заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

Закон об образовании предусматривает несколько форм получения среднего образования. Это заочная, семейная, домашняя и очно-заочная. Проблема начинается где-то на уровне местного руководства, иногда даже в городском отделе образования – там тоже могут не знать или не хотеть знать о правах родителей и детей.

Заочное обучение в школе – это возможность освободить ребенка от излишней нагрузки. Бывает, что его воспитывает один родитель и поэтому не имеет времени забирать его или отводить на учебу. Ситуации разные, но выход найти можно. Нужно только знать, как организовать режим дня ученику.

Формы получения среднего образования в школе

С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены, а также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года. Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей. Если ситуация действительно серьезная, то пойти навстречу и подготовить все документы.

Анализируя отзывы с форумов, можно сделать вывод, что не все директора хотят брать на себя ответственность за успеваемость учащегося.

А зависит это вот от чего:

  1. Школьник прикреплен к какому-либо одному классу, поэтому его успеваемость сказывается на общих показателях.
  2. Учителям нужно выделять время, чтобы проконсультировать ученика по основным предметам и принять промежуточную аттестацию. Эти часы обычно не оплачиваются, поэтому никто не хочет работать больше положенного.
  3. Директору необходимо найти время, чтобы официально перевести ребенка на другую форму. Часто они просто не знают, как это правильно сделать и не хотят начинать.

Если руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование. Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.

Семейное образование предполагает, что ученик на базе данной школы будет сдавать экзамены в конце года, а также ОГЭ и ЕГЭ. Больше ничего от руководства не требуется, потому что все заботы об образовании ребенка родители берут на себя.

Домашнее образование – эта форма чаще всего применяется для детей с ограниченными возможностями. Они прикреплены документально к школе, преподаватели ходят к ним домой и проводят уроки, которые официально оплачиваются.

Заочное образование похоже на домашнее, только школьник абсолютно здоров. Просто в силу некоторых причин не может посещать школу.

Это могут быть дополнительные занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе, после которых не остается времени на подготовку домашних заданий – как известно, нагрузки в отечественных школах растут с каждым годом.

Если ребенок хорошо усваивает материал, ему нет смысла просиживать столько времени на уроках, ведь программа рассчитана на средний уровень.

Очно-заочное образование в средней школе

Очно-заочное образование – это вариант посещения школы через день или один раз в неделю, чтобы взять задание, определиться, что надо учить и когда. Для того, чтобы перевестись, необходимо заявление родителей. Директор школы обязана выслушать аргументы и предоставить такую возможность.

К сожалению, в большинстве случаев приходится добиваться своих прав через Рособрнадзор. Иногда не помогают даже местные органы управления – родителям предлагают искать другую школу, бросать работу (это уже вообще никуда не годится, а жить как?) и заниматься только ребенком. Многие перестают надеяться, а зря.

Среди нас есть родители, которые добиваются признания своих прав, находят другие школы, более лояльных директоров, которые стараются выполнять предписания Министерства образования.

Противники такого обучения ссылаются на недостаток знаний у родителей, которые будут помогать детям. Но ведь речь идет не только о взрослых родственниках школьника  – есть профессиональные репетиторы, курсы, школы. Иногда даже вне общеобразовательного заведения можно получить гораздо более серьезные знания и заинтересоваться предметом.

Какой смысл тратить рабочий день на просиживание за партой, если оно не приносит пользы?

Сейчас преобладают ситуации, когда главным ресурсом является именно время – что человек успеет сделать, то и будет иметь. К сожалению, общеобразовательные школы ввели много ненужных дисциплин, которые отнимают это самое время у детей. В результате его не хватает на дополнительные занятия или даже на отдых.

Кому из детей можно учиться очно-заочно

Далеко не всем ученикам подходит такая форма обучения. Очно-заочное образование предполагает, что основную часть работы ученик будет делать дома с помощью родителей или репетиторов.

Если родители думают, что уйдя со школы, ребенок будет что-то делать самостоятельно, они ошибаются. Со временем ученик вообще перестанет вспоминать про уроки. Нужно или хорошо знать своего ребенка, или постоянно контролировать процесс получения знаний.

Если взрослые понимают важность контроля и готовы с этим жить, пока школьник не окончит учебу, значит, перевод на заочное среднее образование будет оправдан. В противном случае, пусть ходит вместе со всеми и учителя частично проконтролируют процесс.

Необходимо четко понимать, для чего совершается данный поступок, что вы планируете делать в свободное время. Возможно, хотите записать ученика на какие-либо заочные курсы по определенным предметам, которые будут проходить в то время, когда ребенок должен находиться в школе.

Есть еще одна причина, по которой родители хотят, чтобы дети получали среднее образование заочно:

  • это неблагоприятная атмосфера в классе;
  • конфликты с преподавателями;
  • ограниченные возможности ребенка или какое-то внешнее отличие, что вызывает у других насмешки;
  • слабое преподавание предмета, который интересует ученика, или даже таких несколько.

Важно, чтобы в таких случаях родители встали на защиту ребенка и не дали сломать ему психику некомпетентными методами учителей. Такое часто встречается в школах, хотя руководство старается умалчивать.

Слабые преподаватели практически не дают шансов ребенку поступить в вуз по своему любимому направлению. Это, кстати, может быть еще одним аргументом в пользу своих прав: ученик имеет право получить знания в полном объеме, а не только то, что знает преподаватель.

Бывали случаи, что дети успокаивались и начинали учиться, находясь дома. Можно только представить, как тяжело им было в школе и через что они, возможно, прошли. Не все любят рассказывать дома о негативе, тем более направленном на них самих.

Как проходит обучение

Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.

Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.

Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Институт Психоанализа

Колледж современного управления

Московский финансово промышленный университет «Синергия»

Центр профессиональной подготовки

Источник: https://ecvdo.ru/states/chto-takoe-ochno-zaochnoe-obuchenie-v-srednej-shkole

Законные формы обучения детей в России

Заочная форма обучения в школе по новому закону об образовании

В умах людей прочно закрепился стереотип о том, что образование нужно обязательно получать в школе. Однако это не так. Есть несколько способов получения аттестата о среднем образовании и для этого совсем не обязательно ходить в школу, по крайней мере, ежедневно.

Закон об образовании дал родителям детей возможность выбирать форму обучения своих детей. Давайте коротко коснёмся каждой и оценим плюсы, минусы и усилия, которые нужно сделать родителям, чтобы достичь определённых результатов.

Очная форма обучения

Это та самая, стандартная. Именно её использует большинство родителей и детей. Родители пишут заявление о приёме в школу.

Сейчас к школам приписаны определённые улицы и дома, поэтому выбрать школу можно, но это требует усилий со стороны родителей, вплоть до того, что ребёнку делают регистрацию или прописку именно в том районе, который прикреплён к желанной школе.

Школа, проверив прописку, зачисляет ребёнка на очное обучение и информирует местные органы образования о том, что конкретный ребёнок приступил к обучению в такой-то школе.

Далее школа составляет расписание и пять-шесть дней в неделю (в зависимости от того, учатся дети по субботам или нет) ребёнок ходит в школу, проводя там от 3-4 часов в день в первом классе до 8-9 часов в выпускных. Кроме обязательных предметов сейчас в школе появились дополнительные, которые тоже детям посещать нужно.

Дополнительные могут быть интересными и увлекать детей, а могут быть формальными, тогда школьникам везёт меньше и они просто отсиживают положенное время. Промежуточная аттестация проводится в школе. Выставляются четвертные и годовые оценки по всем предметам. Итоговые оценки складываются из текущих, полученных ребёнком на уроках, тех, что получены за контрольные и самостоятельные работы, выполненные проекты и написанные рефераты. 

При положительной оценке дети переводятся в следующий класс. После 9 и 11 класса сдают ГИА и получают документы о получении среднего образования.

Заочная форма обучения

При заочной форме обучения ребёнок прикреплён к определённой школе. Родители пишут заявление о зачислении ребёнка. Школа подаёт сведения о нем в департамент образования. Ребёнок может быть прикреплён как к своей «дворовой» школе или любой в пешей (ездовой) доступности, так и к той, что располагается даже в другом регионе.

  При этом задания по школьным предметам родители получают письменно — лично от учителя, по скайпу или посредством электронной почты. Ребёнок выполняет задания, составленные учителями в соответствии со школьной программой и сдаёт их.

Если школа рядом, то он может являться раз в неделю или в месяц, но не реже чем раз в четверть, чтобы сдать выполненные работы и пройти промежуточную аттестацию. Если школа далеко, то можно проходить лишь итоговую аттестацию за год. Допускается заочное прохождение аттестации. К заочной форме обучения относится и дистанционная.

Когда занятия проводятся по скайпу или с использованием других видов интернет-связи. Аттестации проводятся очно и дистанционно. Ребёнок имеет право получать очные консультации перед сдачей аттестации. Сдача текущих аттестаций проходит не реже чем раз в год, по итогам учебного года.

Итоговые аттестации после 9 и 11 класса (ГИА) проводятся только очно. Если ребёнок сдал их положительно, то он получает документ стандартного образца о получении школьного образования в полном объёме.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения представляет собой смесь очной и заочной форм. То есть, часть предметов ребёнок проходит в школе, вместе со своими одноклассниками, а часть — дома в заочной форме.

При этом родители пишут заявление о приёме в школу. Школа должна соответствовать прописке ребёнка. Школа подаёт сведения об ученике в департамент образования.

 
Заочно ребёнок может проходить предметы:

  • которые он изучает в центрах дополнительного образования или специализированных школах (музыку, рисование, физкультуру и т. д.);
  • те, на которых ребёнок конфликтует с учителем;
  • те, по которым он сильно опережает одноклассников или значительно отстаёт от них;
  • те, на которые он не успевает приходить в связи с объективными причинами.

Аттестовывается ребёнок следующим образом:

  • предметы, которые он посещает очно, сдаёт вместе с классом;
  • предметы, которые он изучает заочно, сдаёт в индивидуальном порядке в форме промежуточных аттестаций.

Итоговые аттестации после 9 и 11 класса ребёнок проходит в школе, получая аттестат по итогам прохождения.

Семейная форма обучения

Семейная форма обучения предполагает обучения ребёнка в семье. В школу при этом можно не ходить. Главное — подать заявление в местные органы управления образованием, встать там на учёт. Однако совсем избежать контактов со школой не получится, если родители всё же хотят, чтобы ребёнок был аттестован и получил документы об образовании.

В контингент школы ребёнок зачисляется только для сдачи аттестаций. Как часто сдавать аттестации решают родители. Обычно это происходит 1-2 раза в год. Так проверяется, всё ли правильно делают родители, усваивается ли материал. Дополнительные консультации не предусмотрены. О том, что будет спрашиваться у ребёнка, родителей не предупреждают.

Родители имеют право присутствовать во время аттестации ребёнка, являясь его законным представителем. Сейчас существует несколько интернет-школ, к которым родители прикрепляют ребёнка. Тогда он проходит всё по плану, без риска что-то упустить и сдаёт итоговую аттестацию там.

 

ГИА после 9 и 11 классов ребёнок на семейном обучении обязательно сдаёт очно, на базе школы, к которой он прикреплён. При успешной сдаче — получает аттестат.

Другие формы получения образования

Перечисленные выше формы обучения — официальные. Но часто встречаются названия других форм. Как к ним относиться? Что они обозначают?

Надомное обучение — это вид обучения при котором ребёнок обучается на дому. При этом занятия проводят не родители, а приходящие учителя из школы. Ребёнок занимается индивидуально или в малой группе.

Аттестации проходят так же, как и при очном обучении в школе — на основании текущих отметок и результатов проверочных и контрольных работ. Чтобы оформить надомное обучение, нужно предоставить медицинскую справку, оформленную по всем правилам, согласно которой обучение ребёнка в школе невозможно.

Обычно так учатся тяжелобольные дети и дети-инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья.

Экстернат ранее был одной из форм обучения, однако с 2013 года таковым больше не считается. Он остался лишь как форма аттестации для тех обучающихся, которые получают знания вне стен образовательного учреждения. Фактически, дети на семейном обучении или самообразовании прикрепляются к школе на время сдачи аттестаций.

Дистанционное обучение также не является юридически верной формой обучения. Это просто форма передачи информации.

Дети могут учиться дистанционно на заочной, очно-заочной, семейной формах обучения, использовать её и при самообразовании. Самое главное при этом — использование дистанционных образовательных технологий.

В некоторых случаях зачёты, контрольные и аттестации также проводятся дистанционно. Однако ГИА, как всегда, сдавать надо лишь очно.

Домашнее обучение (homeschooling) — просто констатация того факта, что ребёнок получает знания вне стен школы. Форма обучения при этом может быть заочной, семейной или в качестве самообразования.

Анскулинг (unschooling) — это форма семейного обучения, когда ребёнок не придерживается никакой образовательной программы. Родители предоставляют ему право заниматься тем, что ему интересно в данный момент.

Сторонники метода говорят, что любознательность детей побеждает и они легко усваивают даже сложные знаний в короткие промежутки времени. В этом случае дети не сдают никаких аттестаций, кроме ГИА.

Да и то лишь тогда, когда они решают продолжить образование или устроиться на работу.

Аттестация — вид проверки уровня знаний школьников. Различают текущие (промежуточные) аттестации и итоговые. 

  • Промежуточная аттестация оценивает знания ребёнка за текущий класс. Проводится при любой форме обучения. По её итогам ребёнок либо переводится в следующий класс, либо не переводится. Если дети на семейном обучении, они сдают аттестацию по желанию родителей. Но если вдруг сдают аттестацию на неудовлетворительную оценку, то возвращаются на очное обучение в школу.
  • Итоговая государственная аттестация (ГИА) проводится после окончания 9 и 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Это обязательная процедура для получения аттестата о школьном образовании. Кстати, допускаются к ГИА дети после прохождения промежуточной аттестации за текущий класс.

Как выбрать форму получения образования ребёнком?

Родители и только они (то есть, законные представители) имеют право выбрать любую форму получения образования своим ребёнком. 

  • Большинство выбирает очную. Это проще в организации, результат прогнозируем. Ответственность за обучение ребёнка несут педагоги. Родители играют вспомогательную роль.
  • Заочная форма хороша для тех детей, которые хотят учиться по программе школы, но по каким-то причинам школу посещать не могут.
  • Очно-заочная форма подходит тем, кто часть предметов изучает в других, узкоспециализированных, школах — спортивной, музыкальной, художественной. Или для тех, кто опережает своих сверстников по какому-либо предмету или занимается с репетитором.
  • Семейную форму выбирают родители, желающие сами обучать своих детей и не быть связанными со школьной программой. Они сами подбирают учебники и учебные материалы, сами составляют план обучения. Дают ребёнку знания в том объёме, в котором именно ему они нужны.

Что ещё нужно знать родителям?

Школьники обладают академическими и социальными правами и льготами. Академические права заключаются в том, что дети пользуются библиотекой, занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах и олимпиадах.

Социальные льготы — это компенсации детям за проезд в транспорте, питание, билеты в музеи и т. д., которые предоставляются лишь по предъявлению справки из школы.

Дети на очном и очно-заочном и даже заочном обучении пользуются всем списком льгот и возможностей.

А вот дети на семейном обучении и занимающиеся самообразованием к школьному контингенту не относятся и поэтому не имеют права пользоваться всеми социальными льготами и частично — академическими.

Обычно за ними сохраняется право на получение учебников и пользование библиотекой. Остальные права появляются лишь в момент зачисления в школу для аттестации.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/zakonnye-formy-obuchenija-detej-v-rossii.html

Selsovet-jurist
Добавить комментарий