Способы обеспечения законночти в административной деятельности полиции

Тема 13. Способы обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов

Способы обеспечения законночти в административной деятельности полиции

Законностьэто точное соблюдение и исполнение правовых предписаний всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Принципы законностиэто основные идеи, положения, выражающие содержание законности.

К принципам законности относятся:

· верховенство закона;

· единство законности;

· недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

· реальность законности.

К способам обеспечения законности в административной деятельности полиции относятся:

· контроль;

· прокурорский надзор;

· обжалование неправомерных действий сотрудников полиции;

· ответственность сотрудников полиции.

Контроль:

Внешний осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации путем изучения материалов, характеризующих законность в ОВД, истребованием письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям граждан о нарушении их законных прав и интересов. Заслушивают руководителей ОВД о состоянии законности в их работе.

Осуществляя контроль за работой полиции, указанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

К внешнему контролю за законностью в административной деятельности правоохранительных органов относится и судебный контроль, который осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Конституционный Суд РФ, в целях обеспечения законности, рассматривает дела связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод в конкретном деле.

Суды общей компетенции осуществляя судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, решая дело по существу, рассматривают с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное в адрес руководителя органа, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления ОВД о наложении административных взысканий.

Установив обоснованность жалобы. Суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.

Внутренний (внутриведомственный) контроль осуществляют: Министр внутренних дел РФ, вышестоящие органы полиции и их руководители.

Контроль осуществляется в трех наиболее распространенных формах:

1. непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местахпроизводится начальником подразделения (соблюдение законности при несении службы, при применении мер административного принуждения, при задержании и доставлении граждан и т.д.);

2. изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности,включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в деятельности подразделений, изучение дел об административных правонарушениях, изучение жалоб и заявлений граждан.

3. заслушивание руководителей административных служб полиции о соблюдение законностив службах и подразделениях на заседаниях коллегий, оперативных и селекторных совещаниях.

Методамиведомственного контроля являются:

– оперативный контроль (составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, сотрудниками);

– комплексные и контрольные проверки;

– контроль при рассмотрении жалоб на действия сотрудников полиции.

Прокурорский надзор. Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами в соответствии с законом «О прокуратуре»:

– выносит постановлениеоб освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов, о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;

– приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу его издавшему, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Протест подлежит обязательному рассмотрению в течении 10 дней с момента поступления. В случае принесения протеста на решения представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

– вносит представлениеоб устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которое уполномочено устранить допущенные нарушения, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, о чем письменно сообщается прокурору.

– при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережениео недопустимости нарушения закона.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/34576.html

Тема 7. обеспечение законности в административной деятельности полиции

Способы обеспечения законночти в административной деятельности полиции

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Учебные вопросы:

1. Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции.

2. Контроль и надзор за деятельностью полиции.

3. Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции.

4. Общественный контроль за деятельностью полиции.

Способы обеспечения законности в административной

Деятельности полиции

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов и общественных организаций рассматривается в науке административного права как система способов обеспечения законности.

Под способами обеспечения законности и дисциплины понимаются организационно-правовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов, наказания виновных. Основными из них являются:

· контроль за деятельностью полиции;

· прокурорский надзор;

· обжалование незаконных действий работников полиции;

· ответственность сотрудников полиции за нарушения законности.

Все названные способы обеспечения законности преследуют общую цель – выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. В то же время они различаются между собой непосредственными задачами, объектами контроля и надзора, структурой и правовым положением контрольно-надзорных органов, а также средствами, применяемыми для достижения стоящей цели.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям.

В органах внутренних дел основными задачами контроляявляются:

· обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность полиции;

· обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений;

· повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности;

· своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе;

· выявление и внедрение положительного опыта;

· повышение дисциплины и ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью ОВД (полиции), различают:

1) государственный контроль, который можно, в свою очередь, подразделить на контроль, проводимый: а) органами законодательной и исполнительной власти; б) судебными органами; в) внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, организационно-инспекторскими (штабными) и другими аппаратами;

2) общественный контроль.

Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, города (района) за работой органов внутренних дел могут быть:

· обсуждение отчетов и предложений руководителей территориальных ОВД, участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) по делам несовершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов;

· личные доклады и отчеты руководителей органов внутренних дел законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел;

· оценка и анализ ежесуточных сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел и др.

Конституция РФ в 1993 год в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина установила институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Результаты проверок Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации деятельности органов внутренних дел за период существования данного института свидетельствуют о имеющих место нарушениях законности.

Значительными контрольными функциями деятельности органов исполнительной власти обладают полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Этот институт появился и действует на основании Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849[37].

В частности, полномочный представитель имеет право запрашивать и получать необходимые материалы от органов внутренних дел; организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе и др.

Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями большого количества материалов (дел) об административных правонарушениях, протоколы по которым составляют должностные лица органов внутренних дел(полиции).

Таким образом, рассматривая дела или материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, суд (федеральный, районный, мировой судья) проверяет правомерность принимаемых руководителями и другими сотрудниками органов внутренних дел решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции.

Коме того, суд (судья) при выявлении неоднократных нарушений в материалах об административных правонарушениях, поступающих из органов внутренних дел, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя органа внутренних дел (ст. 226 ГПК РФ).

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 3601 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-12928.html

Административная деятельность полиции

Способы обеспечения законночти в административной деятельности полиции

Охрана правопорядка и обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина должны стать предметом первоочередной заботы Российского государства, провозгласившего себя в Конституции Российской Федерации демократическим и правовым.

Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориентировалось на использование силы, а не права. Законы — основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, — основа законности.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой (строгая, формальная и т.п.) можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства (законодательной, исполнительной, судебной власти) с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

В уяснении режима законности важную роль играют понятия «субъект законности» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица.

Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные формирования. Другими словами, это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний.

Граждане теперь могут предъявить такие требования и должностным лицам, и органам управления даже через суд.

Субъектами законности оказываются, таким образом, все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Гражданам же отводится другая роль: они могут участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению.

Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Объектом законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Происходящие в настоящее время преобразования в обществе требуют улучшения работы российской полиции, повышения культуры и профессиональной грамотности работников, строжайшего соблюдения ими законности, укрепления связей с трудовыми коллективами и населением.

Значение законности в административной деятельности российской полиции следует рассматривать в двух аспектах.

С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, российская полиция обеспечивает законность в стране, с другой — административная деятельность самих подразделений полиции должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам народа, но они вдвойне опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов. Сказанное имеет особое значение для всех служб полиции, в том числе патрульно-постовой службы полиции, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, подразделений вневедомственной охраны полиции и других.

Сущность обеспечения законности в административной деятельности полиции заключается в следующем:

  1. осуществлении контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами и гражданами законов и основанных на них других нормативных актов, регламентирующих административно-правовую охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечении безопасности дорожного движения;
  2. точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении всеми работниками законодательства об административных правонарушениях, других нормативных актов, регулирующих применение мер административного воздействия, с тем чтобы никто не был подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством;
  3. строгом соблюдении работниками всех подразделений полиции дисциплины, регламентированной законодательством, требованиями приказов МВД России.

Законность в административной деятельности подразделений российской полиции обеспечивает социальную защищенность граждан, уверенность в том, что их достоинство, права, свободы, законные интересы надежно охраняются государством.

Основополагающее значение для осуществления принципа законности в этой деятельности имеет Конституция РФ, которая в ст.

2 определяет, что все государственные органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшие социальные ценности.

Важную роль в обеспечении законности играют нормы права:

  1. содержащиеся в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов Федерации, которые закрепляют верховенство законов в системе других правовых актов, устанавливают подотчетность и ответственность всех исполнительных и распорядительных органов, включая подразделения полиции, перед органами законодательной государственной власти, гарантируют неприкосновенность личности граждан и охрану их прав;
  2. содержащиеся в действующем законодательстве, определяющие обязанность сотрудников полиции действовать строго на основании и во исполнение законов;
  3. регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, порядок применения мер административного воздействия, конкретные обязанности работников подразделений полиции, формы контроля за фактическим исполнением правовых актов;
  4. определяющие порядок обжалования, отмены или приостановления незаконных правовых актов подразделений полиции, обжалования неправомерных действий их работников;
  5. устанавливающие дисциплинарную и другие виды ответственности работников за нарушение законности.

Для всесторонней и полной реализации принципа законности наряду с совершенствованием правового регулирования проводится работа по воспитанию кадров подразделений полиции, повышению их культуры, юридической и иной профессиональной подготовки, применяются различные формы контроля и надзора за точным и неуклонным исполнением законов.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов и общественных организаций рассматривается в науке административного права как система способов обеспечения законности.

Способы обеспечения законности и дисциплины — это организационно- правовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов, наказания виновных.

Основными из них являются:

  1. контроль за деятельностью полиции;
  2. прокурорский надзор;
  3. обжалование незаконных действий работников подразделений полиции;
  4. ответственность сотрудников полиции за нарушения законности.

Наличие различных способов обеспечения законности обусловлено разносторонним характером административной деятельности, необходимостью своевременного и полного выявления нарушений законности, принятия мер по их устранению.

Все названные способы обеспечения законности преследуют единую цель — выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. В то же время они различаются между собой непосредственными задачами, объектами контроля и надзора, структурой и правовым положением контрольно-надзорных органов, а также средствами, применяемыми для достижения стоящей цели.

Сочетание ряда способов обеспечения законности позволяет, с одной стороны, осуществлять контроль и надзор за всеми направлениями административной деятельности полиции, с другой — четко разграничивать компетенцию контрольных и надзорных органов, с тем чтобы не допускать дублирования в работе. Названные способы дополняют, а не подменяют друг друга. Поэтому совершенствование системы и форм деятельности контрольно-надзорных органов имеет большое практическое значение.

Источник: https://isfic.info/poladm/demud43.htm

Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции

Способы обеспечения законночти в административной деятельности полиции

Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции

В целях защиты интересов общества, государства и отдельных граждан от негативных последствий нарушений законности в нашей стране юридически закреплены и действуют организационно–правовые способы обеспечения законности.

Соблюдение законности в АД полиции обеспечивается осуществлением гос-ого и внутриведомственного контроля, надзора органов прокуратуры, судебного контроля, а также путем обжалования незаконных действий работников ОВД (полиции).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О полиции» деятельность полиции строится в соответствии с принципом законности. «Сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам.

Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. + ч. 4 ст. 8 Ко.

АП, где указано: «Соблюдение требований законности применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц» .

Право высшего контроля за законностью в нашей стране принадлежит Президенту РФ. Он является главой государства, гарантом К РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. ч. 1 и 2 ст. 80 К РФ).

«Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов К РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85 К РФ).

При этом «указы и распоряжения президента обязательны для исполнения на всей территории РФ» , но они «не должны противоречить К РФ и ФЗ» (ч. ч. . 2 и 3 ст. 90 К РФ). Президентский контроль отличает верховенство и исключительность, которые основаны на положении президента как главы государства.

Президент издает указы и распоряжения, регулирующие деятельность органов внутренних дел по борьбе за укрепление законности и охране общественного порядка.

Правительство страны как ВОИВ осуществляет меры по обеспечению: -законности, -прав и свобод граждан, -охране собственности и общественного порядка, -борьбе с преступностью.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ, а в случае их противоречия К РФ, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом (ч. ч. 2 и 3 ст. 115 Конституции РФ).

Обладая широкими полномочиями в области ооп, Правительство РФ осуществляет: *общее руководство деятельностью ОВД, *оказывает им постоянную помощь в организации работы, *систематически контролирует исполнение ими законов и подзаконных актов по вопросам укрепления законности и общественного порядка в нашей стране. Правительство на основе и во исполнение законов издает постановления и распоряжения, направленные на ооп, проверяет их исполнение, принимает важные правовые акты, регулирующие деятельность полиции.

Организационными формами их контроля за деятельностью полиции являются: – проверка состояния работы полиции в целом или ее отдельных направлений; – обсуждение отчетов руководителей ОВД и участковых инспекторов полиции, итогов проверок, других вопросов ооп и укрепления законности на заседаниях местной администрации; – осуществление контроля за работой полиции и ее отдельных сотрудников депутатскими группами на административных территориях; – рассмотрение жалоб и заявлений граждан на действия работников полициям, принятие в связи с этим необходимых мер. – рассмотрение информации, направляемой органами внутренних дел в местную администрацию;

ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – важнейший элемент руководства, составную часть организационной работы ОВД, каждого отдельного аппарата и подразделения полиции.

содержание : контроль вышестоящих ОВД за деятельностью нижестоящих, так и контроль начальника органа (аппарата, подразделения) за работой подчиненных сотрудников.

Функции осуществляются руководителями ОВД, коллегиями, отраслевыми службами, а также инспекторскими аппаратами.

В АД полиции осуществляют министр внутренних дел РФ, министры внутренних дел по республикам в составе России, вышестоящие органы полиции и их руководители.

Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных формах: – непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местах; – изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности полиции; – заслушивание руководителей подразделений служб полиции о соблюдении законности.

НАДЗОР ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

«Надзор за законностью деятельности полиции осуществляют Ген прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры» , – отмечено в ст. 52 ФЗ «О полиции» .

Органы прокуратуры ведут надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

Предметом является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, ОМСу, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор прокуратуры за административной деятельностью полиции осуществляется в рамках общего надзора. Он состоит в наблюдении за точным соответствием законам, решениям Президента, Правительства страны и субъектов РФ всех актов управления, издаваемых ОВД (приказов, инструкций, постановлений о применении мер административного воздействия и др.

), за точным и единообразным исполнением законов и подзаконных актов всеми работниками полиции.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения ОВД (полиции), иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба.

При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Прокурор проверяет законность административного задержания граждан полицией и применения уполномоченными сотрудниками ОВД мер воздействия за административные правонарушения. Прокурор производит проверку законности содержания задержанных в органах внутренних дел.

Он посещает места содержания задержанных при ОВД, совершает обход помещений, опрос задержанных и знакомится с документацией о содержании граждан. При обнаружении нарушений требует их устранения, а также имеет право требовать объяснений по поводу обнаруженных нарушений от соответствующих сотрудников полиции.

Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании несудебных решений; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представления об устранении нарушений закона.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением полицией законодательства об ответственности за административные правонарушения. Они проверяют законность привлечения к ответственности и наложения на виновных лиц административных взысканий.

В связи с особенностями правового положения полиции общий надзор прокуратуры за ее деятельностью в определенной мере отличается от его осуществления в отношении иных органов государственного управления. Так, если в процессе общего надзора прокурор не имеет права отменять акты органов государственного управления, вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных органов, подменять их в решении подведомственных им вопросов, то при осуществлении общего надзора за действиями сотрудников полиции по применению мер административного принуждения, когда граждане подвергаются незаконному ограничению или ущемлению своих прав, прокурор обладает определенными властными полномочиями.

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. – осуществляется в процессе правосудия. ч. 2 ст. 120 К РФ, «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом» .

Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении – это оценка судом правомерности действий органов управления, должностных лиц, принимаемых ими решений, а также обнаружение нарушений законности, ущемления прав и законных интересов граждан; установление причин допускаемых нарушений; требование о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения, к дисциплинарной либо иной ответственности. ч. 2 ст. 118 К РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет виды судов в РФ, которые и являются субъектами судебного контроля. К ним относятся: -КСуд РФ, -суды общей юрисдикции, -арбитражные суды.

КСуд РФ – дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Он вправе требовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т. п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.

Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод, КСуд признает не соответствующим К РФ применяемый закон, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. При рассмотрении названных и других дел суд, решая дело по существу рассматривает с позиций закона правомерность действий ОИВ, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью.

Если при рассмотрении дела суд обнаружит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и ОВД, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности.

В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности. Эффективной формой обеспечения законности является рассмотрение судами материалов об административных правонарушениях, направляемых ОВД (полицией), и дача им обязательных для исполнения указаний об устранении выявленных нарушений законности.

В целях предупреждения нарушений законности в деятельности полиции судебные органы постоянно изучают и обобщают практику своей работы и полиции, обсуждают вопросы соблюдения законности на совместных совещаниях с прокуратурой и ОВД.

Важной формой обеспечения законности является рассмотрение судами жалоб граждан и должностных лиц, которые подаются на постановления ОВД о наложении административных взысканий.

Судебный контроль в управлении осуществляют арбитражные суды. – при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан– предпринимателей и организаций по укреплению законности.

Однако роль арбитражного суда в деле укрепления законности в административной деятельности полиции в силу ее специфики не столь значительна.

Источник: https://present5.com/sposoby-obespecheniya-zakonnosti-v-administrativnoj-deyatelnosti-policii/

Selsovet-jurist
Добавить комментарий