Социальная реабилитация детей инвалидов картинки

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Социальная реабилитация детей инвалидов картинки

Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта – его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска», то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа детей с ограниченными возможностями следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

• Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

• Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

• Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями, медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я)«РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри».

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра.

Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей – инвалидов, построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации, разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Социальная реабилитация, обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни, является важным механизмом его интеграции в социум.

Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.

В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации: социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.

Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.

Социокультурная реабилитация детейи подростков осуществляется по следующим направлениям:

– музыкотерапия;

– арт-терапия;

– сказкотерапия;

– билиотерапия;

– деятельность семейного клуба «Надежда»;

– проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации;

– участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.

Включение «особых»детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками, и играет важную роль для успешной интеграции в общество.

В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить.

Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/reabilitacija-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-v-uslovijah-reabilitacionogo-centra.html

Виды реабилитации детей-инвалидов

Социальная реабилитация детей инвалидов картинки

Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.

Реабилитация детей-инвалидов – что это?

Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.

Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.

Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.

Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики.

В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов.

Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).

Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:

  • медицинская;
  • социальная;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • физическая.

Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.

Медицинская

Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов.

Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка.

Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.

Социальная

Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:

  • подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
  • развитие физических и духовных задатков;
  • создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
  • улучшение условий проживания;
  • формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
  • организация досуга;
  • проведение мероприятий развлекательного характера;
  • полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.

Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов.

Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности.

Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.

Психологическая

Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых.

Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию.

Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.

Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:

  • точечная психологическая помощь;
  • консультации;
  • беседы;
  • психологические тренинги;
  • ролевые игры.

Комплексная

Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.

Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.

Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования.

Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка.

Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:

  • социальный работник;
  • психолог;
  • врач по реабилитации.

Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей.

Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая.

Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.

Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).

Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра

Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил.

Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра.

Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).

Заключение

Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.

Источник: https://ProInvalid.ru/reabilitatsiya/vidy-dlya-detej-invalidov

Реабилитация детей-инвалидов 2020 году: индивидуальная программа

Социальная реабилитация детей инвалидов картинки

Реабилитация детей-инвалидов направлена на полное или частичное восстановление их здоровья, адаптацию в обществе. С этой целью для ребенка разрабатывается индивидуальная программа. В результате реабилитации человек получает возможность учиться, работать, стать полноправным членом социума.

Понятие реабилитации детей-инвалидов

Реабилитация — перечень мер, направленных на восстановление здоровья, медицинскую, психологическую, социальную поддержку инвалида. Программы государства призваны нормализовать образ жизни человека и расширить спектр его возможностей.

Понятия абилитации и реабилитации ребенка несколько отличаются:

  1. Первая помогает развить несформировавшиеся функции и навыки, адаптировать окружающий мир под свои потребности, научить человека компенсировать недоступные ему возможности альтернативными методами;
  2. Цель реабилитации — полностью или частично восстановить утраченные способности. В ходе мероприятий поддерживаются сохранные и развиваются новые функции и возможности.

Реабилитация и абилитация ребенка-инвалида направлены на преодоление патологии, комфортное приспособление к сложившимся условиям.

Правовые аспекты

Обеспечение мер по реабилитации — приоритетная задача государственной политики России. Нормативной базой выступают Декларация и Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах инвалидов ООН. Раскрываются вопросы в ряде Федеральных законов страны: ФЗ № 181, ФЗ№ 419, ФЗ №166.

Инвалидность ребенку присваивается на основе заключения, выданного экспертной комиссией. Порядок и принципы освидетельствования отражены в документах «ГОСТ Р 53928-2017. Медико-социальная экспертиза. Качество услуг медико-социальной экспертизы. Общие положения» и «ГОСТ Р 53931-2017. Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы».

Образец медицинского заключения изображен на фото.

Экспертной комиссией составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), в которой прописан комплекс необходимых мер. Срок восстановительных мероприятий не должен превышать период действия данного документа и установленной инвалидности.

Виды

Классификация мер по поддержке детей достаточно обширна.

В зависимости от направления выделяют реабилитации:

  • Медицинскую — уменьшение патологического действия болезни;
  • Физическую — реабилитация утраченных способностей тела;
  • Психологическую — стабилизация душевного состояния;
  • Социальную — адаптация в обществе;
  • Профессиональную — получение навыков для трудоустройства.

Комплексная программа содержит все направления.

Социокультурная

Общие положения указанного вида отражены в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года. Такая реабилитация обеспечивает полноценное участие инвалидов в общественных мероприятиях.

Учреждения культуры, реализующие программу, ответственны за:

  • Свободный доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Создание оптимальных условий для посещения;
  • Информирование ребенка и его близких о программе.

Такие меры позволяют демонстрировать инвалидам экспозиции на выставках, в музеях, проводить специализированные экскурсии по культурным объектам, организовывать секции и кружки.

Индивидуальная программа

Экспертной комиссией, наряду с выдачей заключения о присвоении инвалидности, проводится составление ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации). Порядок ее разработки и реализации прописан в Приказе Минтруда РФ №486н от 13.06.2017 года.

В программе представлена информация о ребенке, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений. Образец первого листа представлен на фото.

СКАЧАТЬ образец документа ИПРА

В документ включены объемы, виды, сроки выполнения реабилитационных мер. Обязательны мероприятия медицинской, физической, психолого-педагогической, социальной направленности. Программа предполагает патронаж семьи, консультирование ее членов.

Согласно ИПР осуществляется помощь в подборе образовательного учреждения для ребенка, предоставлении технических средств, проведении социально-адаптационной и коррекционной работы.

Программа разрабатывается на срок установленной инвалидности.

Реализацией предписанных ребенку мер занимаются органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, образования, социальной защиты, содействия занятости, физкультуры. За обеспечение техническими средствами отвечает региональное отделение фонда соцстраха РФ. Выписку из ИПРА в указанные инстанции направляет экспертная комиссия.

Организации по реабилитации

В специализированных центрах осуществляется комплексный подход к реабилитации. В организациях применяются все ее виды. Также проводится работа с родителями.

В центрах используются современные методики реабилитации и оборудование. Сотрудники отличаются профессионализмом и большим опытом работы.

Регулируется деятельность центров Федеральными законами о правах и защите инвалидов (ФЗ № 181, № 124). Нормативные документы включают национальные стандарты РФ (ГОСТ) о социальных услугах детям (52888-2013), семье (52885-2013), о их перечне и видах (52143-2013), контроле качества (52496-2005), требованиях к персоналу (52883-2007) и так далее.

Установленные правила определяют величину реабилитационного центра из расчета 100 мест на 1000 жителей местности. Право иметь такой статус может заведение с минимальной вместимостью 50 мест, максимальной — 300.

Большинство реабилитационных центров открыто в крупных городах России:

  • Благотворительный фонд «Центр реабилитации ребенка» в городе Санкт-Петербурге. Организация работает с детьми с ДЦП, дефектами речи, осанки, сколиозом, плоскостопием, асимметрией конечностей.

    Применяются современные немедикаментозные способы восстановления;

  • ФГБУ Реабилитационный центр «Детство». Расположен в Московской области.

    Организация работает с детьми, имеющими проблемы аутического спектра, с ЦНС, опорно-двигательной системой;

  • Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности. Находится в Москве.

    Представлен широкий спектр заболеваний, по которым проводится реабилитация. В список входят ДЦП, состояние после гипоксии и родовых травм, нарушения восприятия, речи, зрения, слуха, умственная отсталость, аутизм и так далее.

Восстановление ребенка в домашних условиях

Многие семьи предпочитают проводить реабилитационные мероприятия на дому. В них входит формирование навыков в быту и самообслуживания, физическое, умственное, творческое развитие.

Общие правила:

  • Задания должны быть небольшими;
  • Избегать однообразия, освоенные виды деятельности рекомендуется чередовать с новыми;
  • Применять упражнения для сохранения имеющихся функций у малыша;
  • Использовать игровую форму занятий;
  • Вовлекать в процесс других членов семьи;
  • Хвалить ребенка, мотивировать к выполнению заданий.

Если возникают трудности при проведении домашней реабилитации, родители всегда могут обратиться за консультацией и помощью к специалистам, в том числе к выездным.

Возможные результаты реабилитации

цель мероприятий по восстановлению ребенка — в улучшении качества его жизни.

Правильная реабилитация позволяет:

  • Частично или полностью восстановить здоровье ребенка;
  • Предупредить прогрессирование патологии, развитие осложнений;
  • Создать условия для комфортного проживания, образования, самообслуживания;
  • Применять альтернативные пути при невозможности осуществления каких-либо функций. Ребенок становится более самостоятельным и независимым;
  • Обеспечить общение и взаимодействие с обществом, духовное и физическое развитие;
  • Оказать психологическую поддержку ребенку и его семье.

В России реабилитация детей-инвалидов преимущественно направлена на медицинский аспект, внимание к социальной стороне вопроса ослаблено. Это создает изолированность ребенка и его семьи от общества, оставляет людей наедине со своей бедой. Оптимальные меры реабилитации позволяют укрепить позицию инвалида в социуме, создать гражданину приемлемые и комфортные условия жизни.

по теме

Источник: https://invalid.expert/reabilitacija-detej-invalidov/

Selsovet-jurist
Добавить комментарий