Речные катастрофы в ссср и россии

Содержание
  1. Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России
  2. Топ-10 самых страшных катастроф СССР, о которых молчали
  3. 1. Взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в Челябинске (1957)
  4. 2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)
  5. 3. Куренёвская трагедия (1961)
  6. 4. Смерть космонавта В. Бондаренко (1961)
  7. 5. Таран Жилого дома в Новосибирске (1979)
  8. 6. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)
  9. 7.Крушение самолета с командным составом Тихоокеанского флота под Ленинградом (1981)
  10. 8. Обрушившийся эскалатор в московском метро. (1982)
  11. 9. Катастрофа теплохода «Александр Суворов» (1983)
  12. 10. Взрыв двух пассажирских поездов под Уфой. (1989)
  13. 6 самых крупных катастроф в СССР, не получивших широкой огласки
  14. №1. Взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40 (1957)
  15. №2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)
  16. №3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)
  17. №4. Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)
  18. №5. Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)
  19. №6. Гибель двух поездов под Уфой (1989)
  20. Теперь редакторы в курсе
  21. Гибель

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

Речные катастрофы в ссср и россии

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) “Нерпа”, построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

АПЛ К-152 «Нерпа»

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации затонула атомная подводная лодка К‑159. На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.

Во время шторма произошел отрыв понтонов, с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров.

На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

Атомная подводная лодка К‑159

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) “Курск”. Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров.

Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

По сообщению Генпрокуратуры, “Курск” затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

АПРК «Курск»

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий погибла АПЛ К‑278 “Комсомолец”.

В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой.

Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа удалось спасти.

АПЛ К‑278 «Комсомолец»

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров затонула АПЛ К‑219. Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток.

Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека.

Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда “Красногвардейск” и “Анатолий Васильев”, которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

АПЛ К‑219

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен).

При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.

В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

АПЛ К‑429

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, погибла в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

С-178

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном “Академик Берг”. Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб.

“Академик Берг” ударил “К‑56” в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками.

В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

АПЛ К‑56

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования на АПЛ К‑19 произошел пожар.
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность.

В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу.

В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.

АПЛ К‑19

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К‑8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки.

В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно “Касимов”, а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров.

Погибли 52 члена экипажа.

АПЛ К-8

24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К‑27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе.

В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.

Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

АПЛ К‑27

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота.

Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли.

Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

К-129

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 “Ленинский комсомол” в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

Источник: https://vk.com/@military_politik-krupnye-avarii-na-podvodnyh-lodkah-v-sssr-i-rossii

Топ-10 самых страшных катастроф СССР, о которых молчали

Речные катастрофы в ссср и россии

Список ужасающих катастроф произошедших в СССР, которые скрывали не один год.

1. Взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в Челябинске (1957)

Одна из первых радиационных аварий в истории СССР произошла в 1957 году на челябинском химкомбинате «Маяк». Завод располагался в закрытом тогда городе Челябинск-40, в современном Озерске.

От взрыва конечно никто не пострадал. За первые 24 часа после аварии из зоны поражения успели вывести людей из ближайших военных частей и заключенных из колоний. Примерно через неделю начали эвакуировать местных жителей, но только те населенные пункты, которые больше всего пострадали от взрывной волны.

Взрыв прогремел в ёмкости с радиоактивными отходами, когда из строя вышла система охлаждения. Правда, инцидент с системой охлаждения – это официальная версия.

Была еще одна – неофициальная – в бак с горячим раствором нитрата плутония случайно добавили раствор плутонического оксалата.

Во время реакции выделилось большое количество энергии – отсюда перегревание и взрыв ёмкости, которая содержала радиоактивную смесь.

Ёмкость была забетонирована в каньоне глубиной 8,2 метра. Взрыв разрушил эту конструкцию, толщина которой составляла 1 метр весом 160 тон – и отбросил его на 25 метров. В радиусе 1 км выбило стекла в зданиях, выброс радиоактивных веществ составлял 20 миллионов Кюри. К сравнению: при аварии на Чернобыльской АЭС в атмосферу выбросило 380 млн Кюри – это в 19 раз больше.

В зону загрязнения радиацией попала огромная территория – 270 тысяч человек из трех областей: Челябинская, Тюменская, Свердловская. Значительную долю облучения радиацией получили военнослужащие и гражданские, привлеченные к ликвидации последствий аварии.

Заповедник «Восточно-Уральский радиоактивный след» находится как раз на месте аварии. Посещать его нельзя из-за высокого уровня радиации.

Информацию о катастрофе скрывали от всего населения страны, особенно от жителей самого Урала, которые оказались в зоне радиоактивного поражения.

Оранжево-красный столб дыма во время взрыва в газетах назвали «полярным сиянием».

Первыми об аварии узнала датская газета, но содержание было слишком расплывчатым: они сообщили о какой-то аварии на Урале во время советских испытаний ядерного оружия.

2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)

Крупнейшая и единственная катастрофа на космодроме Байконур произошла в 1960 году, когда к запуску готовили абсолютно новую баллистическую ракету Р-16.

Запуск новой Р-16 был приурочен к 43 годовщине Октябрьской революции.

Тогда из-за спешки во время сборки ракеты была допущена масса ошибок, нарушены правила техники безопасности и множество других тонкостей, которые необходимо было соблюсти.

Последствия не заставили себя долго ждать: преждевременный запуск двигателя, за которым последовал взрыв ракетного топлива, уничтоживший все, что было рядом. Сгорели заживо и скончались от ожогового шока 126 человек.

Все сведения о трагедии засекретили, официальных заявлений не делали, а родные погибших говорили лишь о несчастном случае, который вообще не связан с Байконуром.

3. Куренёвская трагедия (1961)

13 марта 1961 года в Киеве обрушилась дамба, перекрывавшая поток отходов с заводов. Серо-коричневая селевая лавина накрыла город, разрушая здания, переворачивая автомобили и увлекала за собой пешеходов.

Поток из 700 тысяч кубических метров пульпы был такой силы, что вскрывал могилы, извлекая человеческие останки и не истлевшие части гробов.

Упавшие электрические столбы провоцировали возгорание переполненных пассажирами трамваев, автобусов и троллейбусов.

Потоп продолжался полтора часа и за это время успел унести жизни сотни людей и превратить в Помпеи целый район Киева. Число жертв достоверно не известно, но предположительно это около 1,5 тысячи жизней. Также поток разрушил больше 90 зданий, 60 из них являлись жилыми.

Власти решились сообщить о трагедии лишь спустя три дня, до этого момента междугородняя и международная связи в Киеве были отключены. Позже комиссия сообщила о причинах аварии: «ошибки во время проектирования гидроотвалов и дамбы».

4. Смерть космонавта В. Бондаренко (1961)

Самым молодым и одним из первых кандидатов полета в космос был 24-летний Валентин Бондаренко. Он состоял в команде космонавтов, готовящихся облететь Землю на корабле «Восток». По итогам тренировок он стоял четвертым в списке после Юрия Гагарина.

За три недели до полета Валентин Бондаренко умер во время испытаний в сурдобарокамере. Это произошло, когда он должен был провести в полном одиночестве в закрытой камере, где низкое давление, а уровень кислорода высокий.

В таких камерах космонавтов готовили к пребыванию в космосе, проверяли реакции, состояние здоровья и психики. Там они ели, спали, находили занятия для отвлечения от тоски по общению и т.п.

После очередной медицинской диагностики Бондаренко протер крепления биодатчиков на теле тампоном со спиртом и случайно уронил его. Ватный тампон упал на раскаленную спиралевую плитку, на которой стоял чайник, вата моментально вспыхнула.

Бондаренко пытался потушить огонь рукавом, но из-за большого количества кислорода шерстяной комбинезон быстро вспыхнул, а пламя распространилось по камере. Большой перепад давления дал открыть дверь лишь через пол часа.

Тело Валентина было на 80% было обожжено, его доставили в больницу, где врачи 8 часов пытались спасти его.

В период масштабной космической гонки СССР старались держать в строжайшем секрете все свои открытия и происшествия, связанные с полетами в космос. Смерть Валентина Бондаренко не просто скрыли – его стерли и удалили из всех документов и фотографий первого отряда.

Только его исчезновение не осталось незамеченным. Появился слух, который до сих пор популярен в Европе, что до полета Юрия Гагарина СССР отправляли команды в космос чуть ли не каждый день. Только они либо гибли во время запуска, либо уже на орбите.

В советской печати признались в гибели космонавта Бондаренко лишь в 1986 году.

5. Таран Жилого дома в Новосибирске (1979)

Владимир Серков, пилот гражданской авиации, угнал Ан-2. Он покружил над городом на небольшой высоте и неожиданно направил его в жилой пятиэтажный дом.

Легкий самолет – «кукурузник» врезался в дом со скоростью 150 км/ч и сделал дыру между 4 и 3 этажами, где находится лестничная клетка. Передняя винтовая часть с мотором влетела в одну из квартир, остальная часть самолета упала у подъезда.

После столкновения Владимир погиб, а его тело выкинуло на лестницу к дверям квартир. Топливо самолета разлилось по ступеням подъезда и загорелось. Жильцы с криками выпрыгивали из окон, скидывали детей, которых ловили соседи. Такая катастрофа не могла обойтись без жертв: погибла женщина и два мальчика лет 5, которые даже не жили в этом доме, а приехали в гости.

Как оказалось, пилот стремился попасть в квартиру на 3 этаже, потому что там жили родители его жены. Последняя ушла от него, забрав сына. Это был акт возмездия Серкова, только в то утро в квартире никого не было.

Пятиэтажку быстро почистили и избавили от следов тарана, а информацию об этом засекретили. Об этом инциденте нигде не упоминалось официально, люди лишь между собой обменивались слухами и мифами, которыми постепенно обросла катастрофа.

6. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)

Два Ту-134 «Аэрофлота» столкнулись над Днепродзержинском, тогда никому не удалось выжить. Все, кто находился на борту самолетов погибли – это 178 человек.

В Харьковском центре управления нарушили инструкции: на опасном секторе сидел неподготовленный диспетчер.

Ситуацию тогда осложнило то, что третий воздушный коридор был «забронирован» для Черненко, который должен был улететь к Брежневу в Крым.

Увидев, что самолеты идут навстречу друг другу, диспетчеры дали команду одному из бортов набрать высоту. Когда они услышали ответ «Понял», то успокоились, но команду получил экипаж третьего самолета: Ил-62 летел в Ташкент. Два самолета Ту-134 столкнулись через минуту.

Эта катастрофа была бы скрыта, как и многие другие, если бы не гибель футбольной команды из высшей лиги. Хотя и широкой огласки столкновение Ту-134 не получило: в газете «Советский спорт» поместили небольшую заметку о гибели «Пахтакора».

7.Крушение самолета с командным составом Тихоокеанского флота под Ленинградом (1981)

Военный аэродром города Пушкино, Ленинградская область, 1981 год. Транспортный самолет Ту-104 с командой Тихоокеанского флота потерпел крушение. В авиакатастрофе погибло 52 человека, а 16 из них – адмиралы.

Причиной катастрофы считается перегруз самолета. На борту находилось несколько тяжелых сейфов с картами и документами и дефицитный товар: мебель, бытовая техника и фрукты. Экипаж сообщил о перегрузе диспетчеру, который не осмелился возразить приказу своего начальства.

Резко усилившийся ветер, перегруз отсека в хвосте, ошибка в центровке самолета и, скорее всего, сместившийся во время взлета груз – все эти действия привели к катастрофе. После взлета на отметку 50 метров хвост завалился на правый борт и рухнул на землю. После падения загорелось топливо – никто не выжил. После катастрофы под Ленинградом все самолеты Ту-104 были выведены из эксплуатации.

8. Обрушившийся эскалатор в московском метро. (1982)

Станция метро «Авиамоторная», вечерний «час пик»: правый поручень одного из эскалаторов резко срывается. Ступени эскалатора начали ускорятся от веса пассажиров и понеслись вниз, когда поручень уже почти остановился. Аварийная блокировка выключила двигатель, но ни один из тормозов не сработал должным образом.

В панике часть пассажиров бросились вверх по ступеням, против движения эскалатора, сбивая тех, кто решил устоять на ногах на месте. Люди падали вниз, где завал образовал гору.

Крики людей внизу пугали тех, кто был в верхней части эскалатора.

Люди в ужасе запрыгивали на балюстраду, чтобы перебраться на соседний эскалатор, но под тяжестью тел она просто ломалась, продавливалась и с криками люди падали вниз.

Весь этот ад продолжался две минуты: ступени свистели, кряхтели, рушились, а люди обрезались, застревали и получали открытые переломы. После этого появились истории про «лужи крови», что въелись в пол и их невозможно было оттереть. Механизмы эскалатора заглушили вручную в машинном зале. Во время давки погибло 8 человек, 30 получили телесные повреждения, кто-то остался инвалидом.

Трагедию в СМИ не освещали около 9 месяцев, поэтому происшествие обросло мифами, слухами и превратилось в городскую легенду. Люди придумывали устрашающие факты о «кровавой мясорубке», которые на самом деле не происходили, а некоторые СМИ потом писали о «десятках» и «сотнях» жертв.

9. Катастрофа теплохода «Александр Суворов» (1983)

Круизный теплоход «Александр Суворов» идет по маршруту Ростов-на-Дону – Москва. Со скоростью 25 км/ч «Александр Суворов» входит под несудоходный пролет Ульяновского моста и проходит под ним еще 300 метров. У судна срезало верхнюю часть, где находились рубка, кинозал и дымовые трубы.

Обстановку осложнил шедший в тот момент по мосту грузовой поезд. В момент столкновения теплохода и моста рельсы сместило на 40 см. Несколько вагонов опрокинуло, а их груз – уголь, бревна, зерно – высыпался на судно, увеличив количество жертв.

Разные источники дают отличные данные о числе погибших: от 176 до 600 человек. Такой разброс связан с перегрузкой корабля: 330 пассажиров,50 членов экипажа и 35 – обслуживающего персонала, также на боту были неофициальные пассажиры – знакомые и родственники членов экипажа. Во время столкновения больше половины пассажиров находилось на верхней палубе: в кинозале и на танцполе.

Главной причиной столкновения называют отсутствие сигнальных огней на мосту. На несчастливом несудоходном пролете находилась будка путеобходчика, которая в темноте смахивала на сигнальный щит судового пролета.

10. Взрыв двух пассажирских поездов под Уфой. (1989)

Крупнейшая в советской истории катастрофа на железной дороге произошла в 1989 году. Два пассажирских поезда «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск» параллельно проходили недалеко от города Уфа, когда прогремел мощнейший взрыв. Из 1370 пассажиров погибло 575 человек, ранены были 623.

Сила удара от взрыва выбила стекла в городе, находившемся более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб огня от взрыва был виден за 100 км. Взрыв даже активировал сигнал тревоги североамериканской системы противовоздушной обороны. Американцы тогда подумали, что СССР тестировали атомную бомбу. Эксперты сравнили мощность взрыва под Уфой с силой ядерного взрыва в Хиросиме.

По проложенному недалеко трубопроводу Западная Сибирь – Урал – Поволжье транспортировали сжиженную газово-бензиновую смесь, на нем образовалась пробоина в полтора метра. Вытекший сквозь дыру газ осел в низине, неподалеку от железнодорожного полотна.

Из-за повышения давления вытекло еще больше газа. Машинисты, чей путь пролегал по этому участку, предупреждали диспетчера, что на перегоне сильная загазованность, но никто стал придавать этому значение. Газовый взрыв стал делом времени. Что стало причиной взрыва – сигарета, выброшенная из окна, искра из-под колес при торможении – сейчас установить уже невозможно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5add82da57906ae645348adb/5b83a39b1b6c7400aa958c20

6 самых крупных катастроф в СССР, не получивших широкой огласки

Речные катастрофы в ссср и россии

В СССР умалчивалось о многом. Любая информация ни в коем случае не должна была попасть в западные СМИ. Под тотальную сверхсекретность всего и вся подпадали и местные отечественные СМИ.

В современном мире новости слишком доступны — отчасти это привело к массовой манипуляции сознанием людей. В советское же время модель полного спокойствия и порядка была отлажена до идеального.

Советским гражданам не сообщалась информация о масштабных катастрофах, о коррупции, о насилии, об агрессии — берегли психику. А если и сообщалось, то не сразу.

Не говоря уже о представителях западной прессы… Так создавалась иллюзия, что в огромной стране все отлажено, экономика развивается, прогрессирует.

В действительности, если рассматривать масштабно — так и было. Мы были великой державой и в этом есть некоторая заслуга государственного контроля СМИ.

При всей свободе слова и всех демократических примочках сегодня, я предпочту начинать и заканчивать свой день с хороших, добрых, позитивных новостей, но их сегодня, кажется, просто нет.

Дошло до крайности — все говорят как-бы правду, все всё знают. В действительности, реалии современного СМИ выглядит примерно так:

— У меня есть для тебя две новости: одна хорошая, а другая плохая. С какой начать?— Ну, давай с хорошей.— Хорошая новость — плохой новости нет.— Ну, а какая плохая?

— Хорошей новости тоже нет…

Ну что ж, а теперь к сути статьи: 6 самых крупных катастроф в СССР

Самой крупной конечно же является всем известная Чернобыльская авария, случившаяся в 1986 году. Суммарное число умерших после аварии от радиационного облучения людей составляет примерно 600 тысяч человек, из них примерно 4 тысячи человек умерли от рака или заболеваний крови.

 О Чернобыльской аварии всему миру стало известно в считанные часы. Скрыть катастрофу такого масштаба было невозможно. Но в наш список сегодня вошли другие аварии, о которых власти по понятным причинам предпочитали не говорить, печатать о них некоторое время было запрещено.

№1. Взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40 (1957)

Взрыв на комбинате «Маяк», коммерсант.ру

Это была первая в истории нашей страны радиационная авария, первая атомная катастрофа СССР. Трагедия более известна под названием «Кыштымская авария», поскольку химкомбинат находился в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск), а Кыштым был ближайшим к нему городом, обозначенным на картах.

Непосредственно от взрыва никто не погиб. В первые сутки после взрыва из зоны поражения были выведены военнослужащие из ближайшей части и заключенные из колонии, тоже находившейся близко. И только через неделю-две после аварии началась эвакуация местного населения, да и то только из наиболее пострадавших населенных пунктов.

Взрыв, оцениваемый в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, произошел в емкости для радиоактивных отходов: вышла из строя система охлаждения. Но эта история с системой охлаждения — это официальная версия. Была еще одна версия — неофициальная: в бак-испаритель с горячим раствором нитрата плутония по ошибке добавили раствор оксалата плутония.

При окислении оксалата нитратом выделилось большое количество энергии, что привело к перегреву и взрыву ёмкости, содержащей радиоактивную смесь. Емкость, находившаяся в бетонном каньоне на глубине 8,2 м.

была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр и весом 160 тонн отброшено в сторону на 25 метров; от взрыва в радиусе до 1 км в зданиях выбило стёкла; в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ.

> для сравнения: во время Чернобыльской аварии было выброшено примерно 380 миллионов кюри, то есть примерно в 19 раз больше.

В зоне радиационного загрязнения оказалась огромная территория с населением 270 тысяч человек, включавшая три области: Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую.

Потери пошли позже — среди привлеченных для ликвидации последствий аварии сотен тысяч военнослужащих и гражданских рабочих. Все они получили значительные дозы облучения. Теперь на месте аварии находится атомный заповедник «Восточно-Уральский радиоактивный след». Посещать его нельзя: уровень радиоактивности в нем до сих пор очень высок.

Сведения о катастрофе власть скрыла как от населения страны, так и от жителей Урала, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

Мерцавший оранжево-красным светом столб дыма и пыли высотой до километра в газетах назвали «полярным сиянием». Зато факт аварии на Урале стал довольно скоро известен за рубежом. Первой об этом сообщила датская пресса.

Правда, сообщение было не совсем точным: в нем утверждалось, что произошла какая-то авария во время советских ядерных испытаний.

№2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)

Это была не единственная катастрофа на Байконуре, но зато одна из самых крупных, происшедших на космодроме в советский период. Случилось это 24 октября 1960 года. Готовилась к запуску принципиально новая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р-16 был сам главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) — маршал артиллерии М. И. Неделин. Как это часто случалось в советской истории, хотели сделать подарок к 43-й годовщине Октябрьской революции, осуществить первый пуск до 7 ноября.

https://www.youtube.com/watch?v=jU1bRgpBfOQ

В спешке были допущены все мыслимые и немыслимые нарушения правил техники безопасности. В результате во время испытаний произошел преждевременный запуск двигателя и взрыв ракетного топлива. Сгорели и позже скончались от ожогов и ран, по разным данным, от 92 до 126 человек. Среди погибших был и маршал Неделин.

Информация о трагедии была засекречена, не было никаких официальных сообщений о катастрофе. Родным и близким погибших порекомендовали не говорить о несчастном случае. Даже маршал Неделин, согласно официальному заявлению, «трагически погиб в авиационной катастрофе».

Этому трагическому событию Телестудия Роскосмос посвятила интереснейший документальный фильм: «День, когда не стартуют ракеты».

№3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)

Эта авиакатастрофа — одна из крупнейших в истории авиации. По числу жертв в истории СССР она занимает второе место, а среди столкновений самолетов в мире — третье.

(рейсы Челябинск — Кишинев и Ташкент — Минск)

В небе над Днепродзержинском (Украинская ССР) столкнулись два самолета Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы Челябинск — Кишинев и Ташкент — Минск), в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. Среди погибших оказались 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор».

В тот день в Харьковском центре управления, в нарушение инструкций, на наиболее напряженном секторе находился неопытный диспетчер.

Ситуация осложнялась еще и тем, что один из трех воздушных коридоров «забронировали» для высшего партноменклатурщика Черненко, который должен был в тот день лететь к отдыхавшему в Крыму Брежневу.

Пахтакор-79

Когда диспетчеры увидели, что самолеты идут наперерез друг другу, они дали команду одному из бортов набрать высоту. В эфире прозвучал ответ: «Понял». Диспетчеры успокоились, решив, что команда выполняется нужным самолетом. На самом деле ответил экипаж вообще третьего самолета — Ил-62, летевшего в Ташкент. Через минуту два Ту-134 столкнулись в воздухе…

Эту катастрофу замолчали бы, как и прочие, если бы не гибель целой футбольной команды, причем из высшей лиги. В итоге хоть данная авиакатастрофа и не получила широкой огласки в СССР (только в газете «Советский спорт» была помещена крохотная заметка о гибели «Пахтакора»), но на международном уровне она не замалчивалась.

№4. Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)

Иносми.ру

Во время взлета с военного аэродрома в городе Пушкин (под Ленинградом) потерпел крушение транспортный самолет Ту-104, в котором находились командующий Тихоокеанским флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр.

Причиной трагедии послужила перегрузка самолета. Помимо тяжелых сейфов с картами и документами везли множество дефицитных товаров, которые начальство смогло достать в Ленинграде: бытовую технику, мебель, даже фрукты. Экипаж понимал, что самолет перегружен, и сообщил об этом диспетчеру, но тот возражать высокому начальству не посмел.

Перегруз хвостового отсека, внезапно усилившийся ветер, неправильная центровка самолета и, вероятно, сместившийся после взлета груз — все это привело к катастрофе.

Самолет после взлета на 50 метров завалился на хвост и правый борт и упал. При ударе загорелось топливо — выжить не удалось никому. Очевидцы вспоминали, что после крушения вся полоса была засыпана дефицитными апельсинами.

После катастрофы все Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС.

№5. Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)

Теплоход «А.Суворов». Ростовская набережная. Весна 1983 года

Круизный теплоход, шедший по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и по инерции прошел под мостом еще 300 метров.

В результате у судна была буквально срезана вся верхняя часть: рубка, кинозал, дымовые трубы. Ситуация усугубилась тем, что в это время по мосту шел грузовой поезд. Из-за столкновения теплохода с мостом поезд был смещен на 40 сантиметров.

В результате часть вагонов опрокинулась, и их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на теплоход, увеличив количество жертв.

Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Трудности с подсчетом связаны с тем, что корабль был перегружен.

Кроме 330 пассажиров, 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала, на борту не вполне официально находились знакомые и родственники членов экипажа.

На свое несчастье, большая часть пассажиров находилась на верхней палубе (в кинозале и на танцплощадке), полностью уничтоженной во время столкновения с мостом, — отсюда и большое число жертв.

Одной из главных причин трагедии, происшедшей поздним вечером, было отсутствие сигнальных огней на мосту. К тому же на злополучном несудоходном пролете стояла будка путевого обходчика, походившая в темноте на сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

№6. Гибель двух поездов под Уфой (1989)

Земля и лес выгорели на многие десятки метров по обе стороны железной дороги.

Эта катастрофа — крупнейшая в истории отечественного железнодорожного транспорта.

В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов — «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск» — произошел мощный взрыв.

Из 1370 пассажиров (среди них были 383 ребенка) погибли 575 человек (по другим данным — 645), из них 181 — дети; ранены 623 человека.

Да что там соседний город! От взрыва сработал сигнал тревоги североамериканской системы противовоздушной обороны (НОРАД)! Американцы решили, что «Советы» испытали очередную атомную бомбу. По оценкам экспертов, мощность взрыва почти сравнялась с силой ядерного взрыва в Хиросиме.

Что вызвало столь разрушительный взрыв? На проложенном неподалеку трубопроводе Западная Сибирь — Урал — Поволжье, по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась пробоина в полтора метра. Вышедший через пробоину газ скопился в низине, неподалеку от железнодорожного полотна.

Часть вагонов разорвало в клочья, остальные сгорели.

За считанные часы до катастрофы приборы показывали падение давления в трубопроводе.

Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В итоге под увеличившимся давлением вытекло еще больше газа.

Машинисты проходивших поездов предупреждали диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

Возгорание «газового озера» было делом времени. Что привело к взрыву — выкинутая из окна поезда сигарета, искра из-под колес при торможении, — уже не установить. Равно как и причину появления пробоины в трубопроводе — из-за коррозии или от ковша экскаватора.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Теперь редакторы в курсе

Источник: https://moiarussia.ru/6-samyh-krupnyh-katastrof-v-sssr/

Гибель

Речные катастрофы в ссср и россии

Весь день 31 августа судно находилось в порту Новороссийска. “Тот день проходил особенно весело. На палубе устроили вечер для ветеранов.

Сначала был концерт, потом поздравляли всех с Днем шахтера, и начались танцы. Мы с двоюродным братом Владимиром гуляли по палубе. Потом спустились в каюту, хотели уже спать ложиться. И тут – сильный удар..

.” – так вспоминает тот вечер один из пассажиров лайнера.

Удар произошел в 23 часа 12 минут по московскому времени – сухогруз “Петр Васев” протаранил “Нахимова”, в результате чего в борту образовалась пробоина размером около 90 кв. метров. Лайнер затонул через 7-8 минут.

На борту круизного парохода в тот момент находились 1234 человека, спастись удалось лишь 836.

О катастрофе долго ничего не сообщали в СМИ. Считали, что людям, еще не оправившимся от Чернобыльской аварии, будет сложно воспринять еще одну трагедию.

Оставшиеся в живых пассажиры вспоминали, что о крушении сообщили в новостях вскользь лишь в 16 часов 1 сентября.

Тем же, кто утром пытался дать телеграмму родственникам, о том, что они живы, не разрешалось писать о катастрофе. Официальное заявление появилось в газетах лишь спустя пять дней.

Наказаны за трагедию были капитаны – они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения. Капитан “Петра Васева” Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан “Адмирала Нахимова” Марков также вышел на свободу в 1992 и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства.

Представить себе ужас этой катастрофы сложно – “русский “Титаник” тонул с огромной скоростью. Люди просто не успевали выбежать на палубу, не могли пробиться к воздуху из-под воды из-за скопления тел на поверхности, многие задыхались в вылившемся в воду топливе. Кроме того, на “Васеве” все еще работали двигатели – в него попадали и люди, и даже спасательные плоты.

Катастрофа – результат применения микроволнового оружия?

Версии были разные, но сходились в одном: в основном вину возлагали на капитана сухогруза, который, решив сделать “красивый” маневр, доверял приборам, а не собственным глазам. Капитан Ткаченко признал свою вину: “Основная причина в том, что я согласился уступить дорогу пароходу, но свое обязательство не выполнил”.

В связи с этим стоит сказать, что, по свидетельству специалистов, техника, которой был оснащен “Петр Васев”, хоть и была современной, по показаниям отличалась от привычной.

Многие флотские специалисты сомневались в официальных версиях. Суд, а до него и следствие, оставили без исследования ключевой, по мнению многих экспертов, факт, отмечает газета “Труд”: в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано.

До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал “Нахимовым”, в 2 мили. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.

Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул свою гипотезу: “Столкновение, как известно, произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Случалось, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели”.

Выяснилось, что с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября, а потом все пришло в норму.

Проанализировав эти факты, ученый пришел к выводу, что на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение.

Оно подавалось издалека, возможно, за сотни и тысячи миль через искусственный спутник Земли.

А, может, через разведывательные системы типа “АВАКС”, которые оборудованы специальными микропроцессорами и могут работать с любым радаром так, чтобы на его экране появлялись ложные цели и исчезали истинные.

Кстати, до трагедии в Цемесской бухте на теплоходах “Герои Севастополя”, “Бургас” и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В четырех случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

По мнению Чуева, кораблекрушение под Новороссийском вполне могло стать результатом применения микроволнового оружия через спутник.

Кому это могло быть нужно? Александр Трусов, служивший тогда в погранвойсках КГБ, предполагает, что микроволновое оружие могло быть применено для ликвидации крупного чина КГБ своими же соратниками.

В ту ночь действительно погиб начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов со своей семьей. В связи в этим вспоминается известный момент – отойдя от причала, корабль задержался из-за опоздавшего пассажира, который по парадному трапу прошел на борт. Этим пассажиром и был Крикунов.

Профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Специалист по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф – в воздухе, на земле, под водой.

Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели “Нахимова” произошло сильное землетрясение в западной части моря.

Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Не этим ли объясняется неадекватное поведение капитана Ткаченко: ведь для совершения маневра “последнего момента” (например, отворота “Васева” вправо от принятого курса) требовалось всего полторы минуты.

Тем не менее, такой лайнер как “Адмирал Нахимов” даже в такой ситуации мог терпеть крушение в течение часа как минимум – за это время могли спасти людей. Он же пошел ко дну с невероятной скоростью. Причиной этому – несоблюдение ряда правил.

Во-первых, по советским правилам морской безопасности “Нахимов” имел право брать на борт не более 600 пассажиров.

О том, что он регулярно перевозил по 900 туристов, в Черноморском пароходстве знали, но в погоне за “планом” – так в СССР тогда называли прибыль – закрывали на это глаза, отмечает АиФ.

Кроме этого, иллюминаторы на нижних палубах во время крушения были открыты – это ускорило попадание воды. Дело в том, что вентиляция внизу не была предусмотрена, так как корабль предназначался для перевоза заключенных, а не для круизов.

Еще один момент: когда конструкторы проектируют пассажирское судно, они обязательно делят его на водонепроницаемые отсеки, с расчетом, что если будет затоплено два отсека, транспорт должен оставаться на плаву. На “Адмирале Нахимове” в этой катастрофе были затоплены сразу два смежных отсека: удар “Петра Васева” роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека.

Эксперты вспоминают, что еще 8 июля 1986 года, почти за два месяца до катастрофы, пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден, даже учитывая, что срок службы был определен до 30 ноября.

Роковую роль сыграла невозможность воспользоваться спасательными шлюпками: на спуск только одной в идеальных условиях требовалось до получаса, при крене же всего в 1-2 градуса спуск становился невозможен, а вскоре крен составил 40 градусов.

Так кто же виновен в катастрофе? На этот вопрос пытается ответить в своих воспоминаниях капитан дальнего плавания Евгений Боровлев, который был на “Адмирале Нахимова” старшим помощником капитана.

Опубликованные три года назад воспоминания многое прояснили в катастрофе. Во-первых, обвинения капитанов недостаточно, считает он. “В данном конкретном случае, конечно, в какой-то степени виноват капитан “Петра Васева” Виктор Ткаченко.

Однако определенное ему наказание значительно превышало степень виновности.

Вадима Маркова дилетанты обвинили, в частности, в том, что он не дал сигнал шлюпочной тревоги. Быстротечность ситуации была таковой, что практического значения это уже не имело и никак не влияло на ход событий. Моряки-профессионалы понимали, что степень виновности Маркова минимальна.

Потому по выходу из мест лишения свободы его приняли на должность капитана-наставника (то есть человека, обучающего капитанов дальнего плавания) в Черноморском пароходстве. Сейчас, когда ему уже под восемьдесят, Марков еще востребован, что подчеркивает высокий класс его как специалиста.

В противном случае его не держали бы на работе”.

Крупные кораблекрушения в СССР и России
7 октября 1916 года в Северной бухте Севастополя загорелся, взорвался и затонул линкор “Императрица Мария”. Погибло 228 человек, большая часть экипажа, составлявшего более 1200 человек, была спасена.

13 февраля 1934 года в Северном Ледовитом океане затонул затертый льдами пароход “Челюскин”. Погиб один человек, еще 104 пассажира и члена экипажа выгрузились на лед и были позже вывезены на Большую землю. 12 декабря 1939 года в проливе Лаперуза затонул пароход “Индигирка”, перевозивший заключенных.

На борту находилось свыше 1000 человек, погиб 741 человек, спасено 430 пассажиров. 29 октября 1955 года в Севастополе подорвался (по-видимому, на оставшейся со времен войны мине) линкор “Новороссийск”. Погибло 608 человек. 5 июня 1983 года в Ульяновске теплоход “Суворов” врезался в опору моста. Погибло 176 человек.

16 февраля 1985 года близ Новой Зеландии наткнулся на скалу теплоход “Михаил Лермонтов”. Судно затонуло, но все пассажиры были спасены. 31 августа 1986 года пароход “Адмирал Нахимов” столкнулся с сухогрузом “Петр Васев” в Цемесской бухте Новороссийска. Погибло свыше 400 человек.

12 августа 2000 года в Баренцевом море после взрыва торпеды на борту затонула АПЛ “Курск”. Погиб весь экипаж – 118 человек.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников 

Источник: https://ria.ru/20060831/53369700.html

Selsovet-jurist
Добавить комментарий