Реализация казахстан можно ли вернуть ндс

Почему возникают проблемы с возвратом НДС в Казахстане

Реализация казахстан можно ли вернуть ндс

Depositphotos.com/PixelRobot

Развитие внешнеэкономической деятельности и привлечение инвестиций позволят расширить экспортный потенциал Казахстана. Для стимулирования роста государство предоставляет налогоплательщикам, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС, права на возврат из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ и услуг, которые использовались для целей оборотов по нулевой ставке.

К оборотам, облагаемым по нулевой ставке НДС, относятся:

– экспортные операции;

– оказание услуг по международным перевозкам;

– реализация горюче-смазочных материалов, осуществляемая аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полёты, международные воздушные перевозки;

– реализация товаров на территорию СЭЗ;

– реализация аффинированного золота и другие виды реализации товаров, работ и услуг, перечисленные в налоговом законодательстве Казахстана.

Возврат НДС из бюджета осуществляется на основании требования налогоплательщика, осуществляющего обороты, облагаемые по нулевой ставке, указанного в декларации по НДС, в установленные налоговым законодательством сроки.

Первыми ее преимущества оценят в Алматы →

Указание этого требования инициирует проведение тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком к возврату.

Налоговое законодательство Казахстана предусматривает случаи возврата НДС без проведения налоговой проверки.

В данной статье речь пойдёт об одной из проблем, возникающих у налогоплательщиков в результате тематических налоговых проверок – это отказ в возврате НДС в связи с применением критериев системы управления рисками (СУР).

Критерии утверждены приказом министра финансов РК от 2 февраля 2018 №118 «Об утверждении правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска» (далее – правила СУР).

Правила СУР разработаны в соответствии с налоговым законодательством Казахстана и применяются для подтверждения суммы превышения НДС, предъявленной к возврату.

При этом их цель – предотвратить случаи злоупотреблений и превышений прав отдельными налогоплательщиками.

Часть критериев СУР направлена на выявление фиктивных взаиморасчетов, когда счёт-фактуры выставляются с НДС без экономической сущности, например:

  • взаиморасчёты с лицом, снятым с учёта по НДС, после даты его снятия с учёта по НДС;
  • взаиморасчёты с лицом, ликвидированным на момент выставления счёта;
  • взаиморасчёты с лицом, признанным банкротом решением суда, вступившим в силу на момент выставления счёта.

Этот подход является взвешенным и обоснованным, поскольку НДС по таким транзакциям не отражается неблагонадёжными поставщиками в декларации по НДС и в дальнейшем не уплачивается в бюджет. Соответственно, в результате выявления таких фиктивных взаиморасчётов исключается риск возврата из бюджета НДС налогоплательщику, осуществившему взаиморасчёты с неблагонадёжными поставщиками.

С начала года средства фонда сократились на 70,3 млрд до 25 316,2 млрд тенг… →

При этом правила СУР предусматривают начисление баллов по каждому критерию, всего критериев 15.

Если суммарный итог критериев 35 баллов и более, то налогоплательщик относится к рисковым и налоговые органы проверяют не только его непосредственных поставщиков, но и всех остальных поставщиков до последнего уровня.

Если менее 35 баллов, то налогоплательщик признаётся менее рискованным, и в этом случае проверяются только его непосредственные поставщики. В данном случае, если налоговый орган усмотрит в деятельности налогоплательщика схему ухода от налогов, то его всё равно могут проверить до последнего поставщика.

Однако на практике налоговые органы не представляют обоснованных доводов о наличии каких-либо схем или признаков уклонения от уплаты налогов. Сам факт субъективного усмотрения налоговым инспектором возможного признака уклонения от налогов считается достаточным основанием для запуска аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам» по всем уровням поставщиков.

Налогоплательщики отмечают, что взаимоотношения поставщиков 2 и 3 уровней и более не могут влиять на их взаимоотношения с непосредственными поставщиками.

Соответственно, у налогоплательщиков нет возможности регулировать и/или контролировать сделки, совершаемые между поставщиками последующих уровней (кроме первого уровня). У них также отсутствует возможность самостоятельной отработки выявленных у данных контрагентов нарушений.

В результате добросовестные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски в части невозврата НДС.

Согласно статье 6 Налогового кодекса, налоговое законодательство должно строиться на принципе определённости: «Определённость налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов».

В большинстве случаев налоговые органы при налоговых проверках по подтверждению сумм НДС к возврату запускают аналитический отчёт «Пирамида по поставщикам», где проверяются все поставщики до последнего уровня, но при этом причины, которыми руководствуются налоговые органы при невозврате суммы НДС, зачастую прямо не предусмотрены налоговым законодательством. Так, на практике были случаи, когда:

  • налоговый орган не принимает во внимание тот факт, что поставщик на момент сделки был добросовестным налогоплательщиком (т.е. не учитывает, что НДС в полной мере был уплачен сторонами сделки и был отражён в декларации по НДС своевременно);
  • налоговый орган указывает в качестве основания для исключения суммы НДС к возврату обстоятельства, не предусмотренные налоговым законодательством и правилами СУР (например, не удаётся проследить происхождение товара, работ и услуг);
  • при построении отчёта «Пирамида по поставщикам» налоговым органом учитывались суммы НДС дважды, а иногда и трижды по одним и тем же поставщикам (т.е. допускались математические ошибки);
  • налоговый орган не предоставляет налогоплательщикам одновременно с актом проверки Реестр направленных в территориальные налоговые управления запросов по выявленным нарушениям;
  • налоговыми органами нарушается порядок формирования аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам», а также порядок анализа и обработки его результатов.

В последнее время обозначилась тенденция, когда после проведения тематической проверки по подтверждению достоверности превышения НДС и возврата подтверждённой суммы НДС налогоплательщику, налоговые органы выставляют уведомление о камеральном контроле, в результате которого начисляется НДС к уплате за уже проверенный период. 

Это значит, что ранее возвращённый из бюджета НДС подлежит уплате в бюджет вместе с начисленной пеней. При этом налогоплательщики не могут оспорить уведомления о камеральном контроле в судебном порядке и вынуждены обжаловать действия налоговых органов.

Социальный популизм властей, щедро раздаваемые во время выборов обещания бе… →

Таким образом, налоговые органы, применяя толкование, не основанное на принципе определённости налогообложения, могут приводить причины невозврата НДС, не предусмотренные налоговым законодательством.

В таких случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои права при обнаружении подобных нарушений со стороны налоговых органов путём обжалования уведомлений о результатах тематической проверки по подтверждению достоверности превышения суммы НДС, предъявленной к возврату, и/или уведомлений о камеральном контроле, выставленных после проведения тематической проверки по НДС.

Вопрос возврата НДС остаётся наиболее проблемным в налоговом администрировании, а налогоплательщик, осуществляющий обороты, облагаемые по нулевой ставке, имеет право на своевременный возврат в полном объёме из бюджета суммы НДС, предъявленной им к возврату, только в идеальных условиях, которые практически недостижимы в условиях, когда налоговые органы не соблюдают принцип определённости налогообложения.

В настоящее время имеются положительные изменения в налоговом законодательстве (новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов НДС с применением технологии Blockchain и виртуального склада), предполагающие прозрачность в порядке проведения налоговыми органами возвратов НДС, в результате чего показатель возврата НДС налогоплательщикам из бюджета значительно улучшится.

Источник: https://forbes.kz/process/expertise/pochemu_voznikayut_problemyi_s_vozvratom_nds_v_kazahstane

Возмещение НДС при экспорте в Казахстан

Реализация казахстан можно ли вернуть ндс

Какие транспортные и товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт экспорта товаров из России в страны – участницы ЕАЭС? Ответ читайте в этой статье. 

Вопрос: Компания планирует отгружать товар на Территорию Казахстана. Какие особенности есть при реализации и какая процедура возмещения НДС?

Ответ: Особенности при реализации в Казахстан имеются в части НДС.

Реализация товара в Казахстан признается экспортом в страны ЕАЭС. Порядок уплаты НДС при таком экспорте регулируется приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

.По экспорту товаров в Казахстан примените нулевую ставку НДС. То есть в договоре, документах на отгрузку, счете-фактуре укажите ставку НДС 0%, сумму налога – 0. В счете-фактуре укажите код реализуемого товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Применение нулевой ставки обоснуйте. Для этого соберите пакет документов и представьте их вместе с декларацией в налоговую инспекцию. Соберите такие документы:

– экспортный контракт;

– заявление покупателя с отметкой налоговой инспекции Казахстана о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов либо о том, что ввоз таких товаров освобожден от налогов;

– транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара из России в Казахстан (международная товарно-транспортной накладная (СМР), товарная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия).

Документы соберите в течение 180 календарных дней со дня отгрузки товаров в Казахстан. В последний день квартала, в котором соберете документы, зарегистрируйте в книге продаж счет-фактуру с нулевой ставкой НДС.

За квартал, в котором собрали документы, составьте декларацию по НДС с заполненным разделом 4. Документы и декларацию по НДС с заполненным разделом 4 сдайте в налоговую инспекцию не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором были собраны документы.

По строке 020 раздела 4 отразите налоговую базу по экспорту (стоимость вывезенных товаров).

Порядок вычета входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт, зависит от того, какой товар был экспортирован – сырьевой или несырьевой.

Если экспортированный товар сырьевой, то входной НДС по экспорту примите к вычету в последний день квартала, в котором собран пакет подтверждающих документов, отразив сумму вычета по строке 030 раздела 4 декларации по НДС. К декларации приложите копии счетов-фактур от поставщиков, подтверждающие вычет НДС.

Если товар несырьевой, то входной НДС примите к вычету в общем порядке – в момент постановки на учет товаров (работ, услуг), использованных для экспорта (то есть не дожидаясь подтверждения экспорта). Отразите вычет НДС по экспорту несырьевых товаров по строке 120 раздела 3 декларации по НДС. Прикладывать к декларации копии счетов-фактур от поставщиков не нужно.

Отметим, что к сырьевым товарам относятся: минеральные продукты; продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности; древесина и изделия из нее; древесный уголь; жемчуг; драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы; недрагоценные металлы и изделия из них. Товары, не относящиеся к сырьевым, являются несырьевыми.

Определите принадлежность Вашей продукции к сырьевым или несырьевым товарам по ТН ВЭД.

Если договором предусмотрена предоплата, с ее суммы НДС не начисляйте (п. 1 ст. 154 НК РФ, письмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. № 03-07-13/1/25440).

Обоснование

Как платить НДС при экспорте в страны – участницы ЕАЭС

Чем регулируется порядок начисления НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Начисляя НДС при экспорте товаров из России в страны – участницы ЕАЭС, нужно руководствоваться приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе).

* Его действие распространяется как на экспорт товаров, произведенных на территориях стран – участниц ЕАЭС, так и на экспорт товаров, произведенных в других странах и выпущенных в свободное обращение на территории ЕАЭС.

Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Кстати, международные договоры (другие нормативные акты), информационные материалы и образцы документов, относящиеся к деятельности ЕАЭС, ФНС размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС от 09.07.2010 № ШС-37-3/6330).

Что считать экспортом

Что считается экспортом в страны ЕАЭС для целей НДС

Экспорт в страны ЕАЭС – это вывоз реализуемых товаров с территории России на территорию другого государства ЕАЭС (абз. 23 п. 2 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).* Причем это могут быть товары как отечественного производства, так и импортного.

Налоговая база при экспорте

Как считать налоговую базу по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

По общему правилу налоговая база для расчета НДС – это договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК).*

В какой момент определять налоговую базу

На какую дату определять налоговую базу по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/251540-vozmeshchenie-nds-pri-eksporte-v-kazahstan

Selsovet-jurist
Добавить комментарий