Предсьавиьельеые органы субъектов рф

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, структура и компетенция

Предсьавиьельеые органы субъектов рф

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

Законодательные (представительные) органы имеют различные наименования: Парламент (Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика), Народное Собрание (Карачаево-Черкесская Республика, Ингушетия); Государственный Совет (Адыгея, Коми, Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика); Государственное Собрание (Мордовия), Государственное Собрание Эл Курултай (Республика Алтай), Законодательное Собрание (Карелия, Амурская область, Алтайский, Красноярский края, Еврейская АО); Народный Хурал (Бурятия, Калмыкия); Великий Хурал (Тыва); Дума (Чукотский, Ханты-Мансийский АО), Государственная Дума (Астраханская область, Ставропольский край); Городская Дума (г. Москва); областная Дума (Белгородская, Воронежская, Курская, Магаданская, Московская области), Законодательная Дума (Хабаровский край); Собрание депутатов (Архангельская, Псковская области); Совет народных депутатов (Кемеровская область), областной Совет депутатов (Липецкая область), Верховный Совет (Республика Хакасия).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. число депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Установленное число депутатов должно составлять:

  • а) не менее 15 и не более 50 депутатов – при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
  • б) не менее 25 и не более 70 депутатов – при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
  • в) не менее 35 и не более 90 депутатов – при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
  • г) не менее 45 и не более 110 депутатов – при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Число депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта.

Так, Дума Чукотского АО состоит из 15 депутатов, Собрание депутатов Ненецкого АО – 18, Законодательное собрание Камчатского края – 28, Курганская областная Дума – 34, Верховный Совет Хакасии – 50, Законодательное собрание Брянской области – 60, Государственный Совет Татарстана – 100, Государственное Собрание Курултай (Башкортостан) – 120. Законодательный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Не менее 50 процентов депутатов законодательного органа субъекта РФ (в двухпалатном законодательном субъекта РФ – не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу , поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. По пропорциональной системе избираются 18 из 35 депутатов Белгородской областной Думы, 35 из 70 депутатов Государственного Собрания Ил Тумэн (Саха (Якутия), 50 из 100 депутатов Законодательного собрания Краснодарского края. Исключительно по пропорциональной системе избираются 50 депутатов Законодательного собрания г. Санкт-Петербург, 70 депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики., 90 депутатов Народного Собрания Дагестана.

Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет (Государственное Собрание Эл Курултай Республики Алтай и Законодательное собрание Великого Хурала Республики Тыва – 4 года).

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ: в Белгородской областной Думе – 3, Собрании депутатов Псковской области – 10, Государственном Собрании Курултай Башкортостана – 16, в Московской городской Думе – 35.

Анализ конституций и уставов субъектов РФ позволяет выделить основные полномочия законодательных органов. В обобщенном виде их компетенция включает в себя несколько групп полномочий: 1) законодательные; 2) бюджетные; 3) кадровые; 4) контрольные.

Законом субъекта РФ: а) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ; б) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ; в) устанавливаются налоги и сборы субъекта РФ, а также порядок их взимания; г) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении; д) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; е) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Постановлением законодательного (представительного) органа субъекта РФ: а) принимается регламент указанного органа, и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности; б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, оформляется согласие на их назначение на должность, в) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ; г) назначается референдум субъекта РФ; д) утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ; ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий; з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления.

Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам (избирательная комиссия Белгородской области), общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Законопроекты, внесенные в законодательный орган субъекта РФ его высшим должностным лицом, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо при наличии заключения указанного лица.

Порядок принятия законодательным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов.

  • 1. Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов.
  • 2. Законы субъекта РФ принимаются большинством от установленного числа депутатов.
  • 3. Постановления законодательного органа субъекта РФ принимаются большинством от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 1999 г.
  • 4. Проект закона субъекта РФ рассматривается законодательным органом субъекта РФ не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного органа субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать конституцию (устав), закон субъекта РФ, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ и не должен превышать 14 календарных дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта РФ отклоненный закон возвращается в законодательный орган власти субъекта РФ с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта РФ закона субъекта РФ указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Конституция (устав) и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Кадровые полномочия законодательных органов субъектов РФ реализуются в назначении на должность и освобождении от должности отдельных должностных лиц: судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ, половины членов избирательной комиссии субъекта РФ, аудиторов счётной палаты субъекта, члена Совета Федерации ФС РФ от законодательного органа субъекта РФ.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

  • а) принятия указанным органом решения о самороспуске;
  • б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ по основаниям, предусмотренным законом;
  • в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный орган субъекта РФ в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.

В случае если соответствующим судом установлено, что законодательным органом субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, ФКЗ и федеральным законам, а законодательный орган субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом, противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного органа субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ своим указом выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу субъекта РФ указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вправе распустить законодательный орган государственной власти субъекта РФ. Срок, в течение которого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному органу субъекта РФ или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Таким образом, законодательный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Источник: https://vuzlit.ru/1080493/zakonodatelnye_predstavitelnye_organy_gosudarstvennoy_vlasti_subektov_poryadok_formirovaniya_struktura

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. — Студопедия

Предсьавиьельеые органы субъектов рф

Согласно ФЗ от 6.10. 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта. Конституцией (уставом) субъекта может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

Федеральные суды образуются и осуществляют свою деятельность на территории субъекта в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, иными федеральными законами.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта. Не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации должны избираться по пропорциональной системе.

Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет.

Законодательный (представительный) орган субъекта является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Его наименование и структура, число депутатов, срок их полномочий устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта.

К основным полномочиям этого органа относятся: принятие конституции субъекта и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта, принятие устава субъекта и поправок к нему, осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта; контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта, исполнением бюджета, распоряжением собственностью субъекта; осуществление иных полномочий.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта оно может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, гражданам.

Законы субъекта направляются для обнародования высшему должностному лицу, которое обязано обнародовать закон, удостоверив это путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить его.

Полномочия законодательного (представительного) органа прекращаются досрочно в случае: принятия решения о самороспуске; роспуска его высшим должностным лицом субъекта; вступления в силу решения суда о неправомочности состава депутатов.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы, судьей, занимать иные государственные должности, находиться на государственной службе. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении его неприкосновенности решается законодательным (представительным) органом по представлению прокурора субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта может быть решен вопрос о снятии неприкосновенности со всех депутатов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность (федеративную ответственность) за нарушение Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, в том числе за принятие органами государственной власти субъектов Федерации нормативных актов, противоречащих Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации.

Законом предусмотрены санкции за неисполнение его положений:

1) роспуск представительного органа власти субъекта высшим должностным лицом субъекта, если представительный орган принял неконституционный акт и в течение 6 мес. со дня вступления в силу судебного решения не привел его в соответствии с федеральной Конституцией;

2) предупреждение Президента РФ (в форме указа), вынесенное в отношении представительного органа власти субъекта РФ в случае издания последним неконституционного акта и неприведения в теч. 6 мес. этого акта в соответствии с Конституцией;

3) роспуск Президентом РФ представительного органа власти субъекта, если в теч. 3-х мес. после вынесенного предупреждения представительный орган не устранил недостатки.

Срок, в течение которого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать 1год со дня вступления в силу решения суда.

4) роспуск Президентом представительного органа власти субъекта в случае трехкратного отклонения, либо непринятия решения по кандидатуре высшего должностного лица субъекта, предложенного Президентом РФ.

Источник: https://studopedia.ru/12_191852_zakonodatelnie-predstavitelnie-organi-gosudarstvennoy-vlasti-sub-ektov-rf.html

Структура и функции органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ

Предсьавиьельеые органы субъектов рф

Высшими и единственными органами законодательной власти, избираемыми населением соответствующих регионов, являются государственные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Важность непрерывной деятельности в законодательной сфере на региональном уровне регионов обусловлена современными политическими и правовыми реалиями, а также необходимостью эффективного гос. управления.

Исходя из этой потребности федеральным законодательством установлено обязательство по формированию действующих на постоянной основе законодательных органов во всех без исключения регионах.

Организация и функционирование местных представительных органов регламентируется положениями их конституции, устава и законодательства. Субъекты РФ обладают правом на самостоятельное определение необходимой численности депутатов, структуры и наименования представительного органа на основе исторических, национальных или других традиций.

Региональные законодательные органы власти разных субъектов РФ имеют различные названия. Термин «парламент» присутствует в названии многих законодательных органов регионов несмотря на отсутствие в федеральном законе прямого указания об использовании в наименовании представительных органов субъектов такого термина.

Пример 1

Высшие законодательные органы республик Северная Осетия – Алания, Татарстан, Марий Эл и других именуются парламентом.

Также названия законодательных органов некоторых регионов отражают их законодательную функцию.

Пример 2

Высшие представительные органы Краснодарского края, Калужской области и других регионов в названиях имеют формулировку «Законодательное собрание».

В некоторых регионах, которые были созданы на основе национального признака, использованы традиционные или же этнические обозначения авторитетных представительных органов, к примеру: Народный, Великий хурал или Курултай.

Замечание 1

 В 2010 году положениями федерального закона введен запрет на использование в названии законодательного органа субъекта РФ словосочетаний, являющихся основой в наименовании государственных органов власти на федеральном уровне.

Большинство представительных органов субъектов РФ, за редким исключением, характеризуются однопалатной структурой. Двухпалатная структура присутствует, к примеру, в Законодательном собрании Свердловской области и в Великом хурале Республики Тыва.

Количество избираемых депутатов в представительных органах различных регионов отличается. (Среднее количество депутатов находится в диапазоне 40 – 60 чел.). Количество мест в региональных парламентах начиная с 2010 года рассчитывается исходя из общей численности избирателей в регионе. В регионах с населением меньше 0,5 мил.

Человек количество депутатов должно быть в пределах 15 – 50 человек, а в регионах с населением более 2 млн. человек – 45 – 110 человек. Депутаты законодательного органа субъекта РФ избираются с помощью тайного ания, основываясь на принципах всеобщности, равенства и прямого избирательного права на срок не более чем 5 лет.

Самым распространенным сроком, на который избирается региональный парламент, является срок в 4 года.

По состоянию на сегодня, федеральным законодательством установлены стандартизированные требования, касающиеся выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование 1/2 депутатского состава в региональном парламенте происходит через выборы по пропорциональной системе.

Право на установление минимального проходного барьера, необходимого для участия в распределении мандатов с 2006 года отведено субъектам РФ.

Замечание 2

Минимальный проходной барьер не должен превышать 5% от числа избирателей, участвовавших в ании.

Функции и полномочия законодательного органа власти субъекта РФ

Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют следующие полномочия:

  • принятие текста конституции субъектов РФ и соответствующих поправок;
  • законодательное регулирование предметов, находящихся в ведении субъекта или совместном ведении субъекта и РФ;
  • заслушивание отчета высшего должностного лица соответственного субъекта РФ по проделанной работе и по вопросам, которые поставлены региональными парламентами;
  • иные полномочия, обозначенные положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации является правомочными только в случае избрания в 2/3 состава. Организационный порядок регионального парламента прописывается в его регламенте. Из числа депутатов представительного органа избираются председатели и их заместители, в компетенцию которых входит руководство деятельностью и осуществление внешнего представительства.

Региональные законодательные органы функционируют постоянно несмотря на работу в сессионном графике. Работы, касающиеся предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению в парламенте вопросов, относится к компетенции постоянных, временных комиссий и/или комитетов.

Заседания, проводимые региональными законодательными органами, считаются правомочными только в случаях присутствия не менее ½ от общего числа избранных представителей.

Заседания региональных законодательных органов субъектов РФ проводятся как правило раз в месяц, но не реже одного раза в квартал.

В основном заседания региональных парламентов являются открытыми, но законодательно предусмотрена возможность и порядок закрытого режима проведения парламентского заседания. Документы нормативно-правового характера региональными парламентами принимаются в виде законов и постановлений.

Опиши задание

К вопросам, по которым законодательная деятельность является обязательной, относятся:

  • составление и утверждение статей бюджетов субъектов РФ;
  • формирование и утверждение проведения местных выборов;
  • вопросы регионального развития в социальной и экономической сфере;
  • вопросы регионального налогообложения;
  • составление и утверждение бюджетов внебюджетных гос. фондов, находящихся на территории соответственного субъекта РФ;
  • вопросы договорной деятельности субъектов РФ;
  • вопросы референдума, выборов в региональный парламент, выборов и отзыва высшего должностного лица соответственного региона;
  • вопросы об административном и территориальном устройстве субъекта РФ;
  • иные вопросы из перечня полномочий, обозначенных положениями Конституции, федерального и регионального законодательства.

Путем принятия постановлений происходит реализация внутренних организационных полномочий, а также полномочий представительных органов субъектов РФ учредительного и кадрового характера.

Пример 3

С помощью постановлений происходит утверждение парламентского регламента; назначение и освобождение от должности должностных лиц соответственного субъекта РФ; утверждаются территориальные изменения; назначаются выборы должностных лиц.

Проверка соблюдения и выполнения принятого региональным парламентом законодательства, исполнение бюджетных статей и контроль за соответствие установленному порядку по вопросам распоряжения собственностью субъектов РФ имеют важнейшую роль в процессе функционирования законодательного регионального органа власти.

Досрочное прекращение полномочий органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ

Региональные представительные органы субъектов РФ выполняют свои полномочия на протяжении всего срока избрания. При этом законодательством четко прописаны ситуации, при которых предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий регионального парламента. К основаниям, влекущим за собой досрочное прекращение полномочий региональных парламентов, входят:

  • решения регионального парламента о самороспуске;
  • роспуск решением высшего должностного лица соответственного органа по причине принятия региональным законодательным органом законодательных актов, которые противоречат положениям Конституции и федерального законодательства России;

Замечание 3

Противоречия устанавливаются исключительно в судебном порядке, а роспуск соответственного органа возможен, если последний не устранит выявленные противоречия на протяжении 6-ти месячного срока с момента вступления в силу соответственного судебного решения.

  • вступление в силу судебных решений, фиксирующих неправомочность действующих составов региональных законодательных органов или сложения своих полномочий депутатским составом.

Представительные органы также могут быть распущены решением Президента России в результате не отмены принятых незаконных актов и отсутствия реагирования на вынесенное предупреждение со стороны Президента.

Если на протяжении 3-х месяцев с момента вступления в силу судебного решения законодательным органом не приняты меры по отмене незаконного акта Президент РФ вносит в Государственную Думу РФ на рассмотрение законопроект о роспуске соответственного представительного органа.

Рассмотрение законопроекта Госдумой происходит в 2-х месячный срок. После того как закон вступает в силу, полномочия соответственного законодательного органа прекращаются.

В результате досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в период не более 120 календарных дней с момента прекращения полномочий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/struktura-organov-vlasti-subektov-rf/

Selsovet-jurist
Добавить комментарий