Понятие вооруженного конфликта

Введение

Понятие вооруженного конфликта

защита право человек конфликт военный

Современное международное право, запрещая применение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и вместе с тем учитывая реально происходящие или потенциальные вооруженные конфликты, предусматривает правила войны и защиты мирного (гражданского) населения в целях максимально возможной гуманизации применяемых методов и средств. Соответствующие нормы состовляют особую отрасль международного права, которую в настоящее время принято характеризовать как «право вооруженных конфликтов», имея в виду, естественно, не право на разъяснение таких конфликтов, а юридическую регламентацию Международное право: Учебник / Отв. Ред. Г.В.Игнатенко и О.И.Тиунов. М., 2008..

Защита прав и свобод человека в ХХI веке является главным, жизнеутверждающим принципом для всех субъектов международного публичного права.

Во-первых, человек как субъект общепризнанных прав и свобод является субъектом международных отношений, связанных с защитой и реализацией этих прав.

Во-вторых, права человека даже без их официального признания в национальном и международном праве остаются естественными правами человека. У человека космополитическое предназначение – гражданин мира, вселенной, а не только какой-то отдельной страны.

В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Наряду с универсальными международными договорами источниками международного гуманитарного права являются региональные договоры.

Вооружённый конфликт — вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст.

1 Дополнительных протоколов I и II к этим Конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: а) международные вооруженные конфликты и б) вооруженные конфликты немеждународного характера. Акимов Н.А.

Вооруженные конфликты: понятие, виды, способы разрешения // Военно-юридический журнал. 2010. №4.

К международным вооруженным конфликтам относятся: – вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время, англо-аргентинская война 1982 г., нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.

); – борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН о применении вооруженной силы) Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010..

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (вооруженные конфликты на постсоветском пространстве: приднестровский – в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты и др.). В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. Международное право. Особенная часть. Учебник / Отв. Ред. Р.М.Валеев, Г.И.Курдюков. М., 2010.

Нормы современного международного права устанавливают, что в том случае, если война стала реальностью, она должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению. В связи с этим международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующими в военных действиях гражданским населением.

Участников вооруженных конфликтов принято делить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (некомбатанты).

К комбатантам относятся:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных другой стороной, находящейся в конфликте;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже если эта территория оккупирована), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно различимый издали отличительный знак (для регулярных вооруженных сил – форменная одежда); открыто носят оружие: во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, т.е. при любом перемещении в направлении места, откуда или где начнутся боевые действия; соблюдают в своих действиях нормы МГП;

3) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает обычаи войны Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник. М., 2006..

К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал.

Не имеют статуса комбатанта наемники и шпионы. Военный шпион (лазутчик) — лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по законам военного времени Там же. .

Наемник – это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения (ст.47 I Дополнительного протокола 1977г.). В УК РФ специально включена ст.

359, предусматривающая уголовную ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между воюющими, их отношения с нейтральными странами, а также устанавливающих правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2005.

В числе основных современных источников рассматриваемой отрасли международного права:

– комплекс Гаагских конвенций 1899 и 1907гг. (в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны);

– Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. («Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»; «О защите гражданского населения во время войны»);

– Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1977г. («О защите жертв международных вооруженных конфликтов» Протокол I, «О защите жерт вооруженных конфликтов немеждународного характера» Протокол II) и Дополнительный Протокол III касающийся принятия дополнительной отличительной эмлемы;

– Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. и Протоколы к ней 1954 г. и 1999 г.;

– конвенции запрещающие оружие массового уничтожения – Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.;

– конвенции запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия – Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г.

и Протоколы к ней («О необнаруживаемых осколках» Протокол I; «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» с поправками, внесенными 3 мая, 1996 г.

Протокол II; «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» Протокол III; «Об ослепляющем лазерном оружии» Протокол IV; «Протокол по взрывоопасным пережиткам войны» 2003 г. Протокол V);

Среди региональных международных договоров следует назвать Соглашение государств — участников СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.

Международное гуманитарное право состоит из двух разделов (подотраслей), определенных в соответствии с их договорными источниками: Гаагского права и Женевского права.

Однако первоначальное различие между Гаагским и Женевским правом постепенно стирается.

Тем не менее различие между ними, по сути, обусловленное различием в самой их природе, представляется важным для практического понимания международного гуманитарного права.

Гаагское право обусловливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба, а также устанавливает понятия оккупации и нейтралитета. Оно адресовано в основном командирам всех уровней и через них должно доводиться до всех военнослужащих в порядке подчинения.

Женевское право, или собственно гуманитарное право, охраняет интересы военных, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в боевых действиях. Оно относится: к жертвам вооруженных конфликтов, к гражданскому населению в целом; к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским службам. Батырь В.А.

Международное гуманитарное право: Учебник. М., 2006.

Источник: https://studbooks.net/2229655/ekonomika/vooruzhennye_konflikty_ponyatie_vidy_uchastniki

Международное гуманитарное право

Понятие вооруженного конфликта

Как уже было отмечено, международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. В связи с этим возникает вопрос, что понимается под вооруженным конфликтом? Международно-правовые акты не содержат определения «вооруженного конфликта» или «войны». В то же время в ст.

2, общей для всех четырех Женевских конвенций, говорится о том, что она «будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны».

Из содержания этой статьи вытекает, что понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война».

Например, пограничный инцидент с применением оружия можно отнести к вооруженному конфликту, но нельзя назвать войной, так как он носит локальный характер и не влечет правовых последствий, обычно характерных для войны.

Война представляет собою такое вооруженное столкновение между государствами, группами государств или государством и группой государств, последствием которого является прекращение между воюющими сторонами договоров, рассчитанных на мирные отношения, разрыв дипломатических отношений и др.

, о чем будет сказано ниже. Войны ведутся в течение довольно значительного промежутка времени, отличаются масштабностью и высокой интенсивностью.

В современных международно-правовых актах, касающихся регулирования вооруженных столкновений, гораздо чаще употребляется термин «вооруженный конфликт», чем «война».

В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

К международным вооруженным конфликтам относятся:

  • вооруженное столкновение между государствами (израильско-арабский вооруженный конфликт, ведущийся с 1967 г. и по настоящее время; нападение США, Англии и других государств на Ирак в марте 2003 г.; англо-аргентинская война 1982 г.);
  • борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН (ст. 1 п. 4 Протокола I).

Исходя из практики международных отношений, следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН на применение вооруженной силы).

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (например, вооруженный конфликт между регулярными войсками Сальвадора и Фронтом национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), завершившийся подписанием в 1992 г. мирного соглашения между противоборствующими сторонами); вооруженные конфликты на постсоветском пространстве — приднепровский в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский и др.). К такого рода вооруженным конфликтам относятся и гражданские войны (гражданская война между Севером и Югом в США (1861-1865), Гражданская война в России (1918-1920), Испании (1936).

В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 года, ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г.

, Дополнительный протокол II от 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г.

, Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.

Из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера (ст. 1 и. 2).

Источник: https://isfic.info/mgp/gumprav04.htm

Понятие и виды вооруженных конфликтов — Студопедия

Понятие вооруженного конфликта

Раздел 13. Международное гуманитарное право

История возникновения международного гуманитарного права уходит в XIX век. Именно тогда разрабатывались и принимались действующие до сих пор международные договоры. Развитию международного гуманитарного права способствовали Гаагские и Женевские конференции конца XIX – начала XX вв.

Идеи гуманности заставляли государства серьезно ограничивать средства и методы ведения войны, признавать недопустимость убийства мирных жителей и серьезного нарушения их прав.

Однако в условиях ведения вооруженного конфликта, увы, международное гуманитарное право является одной из самых неэффективных отраслей, нормы которой довольно часто нарушаются.

Термин «международное гуманитарное право» используют в двух значениях:

1) им обозначается вся совокупность норм, регулирующих правовой статус индивида, права человека, в том числе, во время вооруженного конфликта – это широкое понимание;

2) им обозначается только те нормы, что действуют в период вооруженного конфликта, ограничивая воюющие стороны в выборе средств и методов ведения войны, обеспечивая участникам конфликта определенный правовой статус – узкое понимание.

Мы будем использовать термин в его узком понимании. Может быть, не очень красиво звучит по-русски «Право прав человека», но нормы права, которые устанавливают международные стандарты прав и свобод человека и механизмы их защиты, вряд ли стоит объединять с гуманитарным правом.

Впервые этот термин был предложен в 50-х годах ХХ века швейцарским юристом Жаном Пикте, а в 1974-1977 годах оно вошло в название Женевской дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженного конфликта. Данное понятие используется в этом смысле и в других международных документах.

Международное гуманитарное право – это совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих так называемые правила ведения войны (законы и обычаи войны), регулирующих отношения между воюющими сторонами, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны и их последствий для мирного населения.

Предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения, возникающие в период вооруженных конфликтов. С одной стороны, эти отношения касаются выбора средств и методов ведения войны.

Первые эти нормы были закреплены в международных договорах, принятых на Гаагских конференциях, и эта часть международного гуманитарного права получила название «Право Гааги». Оно устанавливает, какое оружие и как можно использовать во время войны.

Другая сторона предмета международного гуманитарного права – это статус участников вооруженных конфликтов и мирного населения. Эти нормы закреплялись в Женевских конвенциях и потому эта часть получила название «Право Женевы».

Международное гуманитарное право основывается на ряде принципов:

1. Основные:

– принцип гуманизма – это приоритет общечеловеческих ценностей;

– принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

2. Специальные:

– принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны;

– принцип защиты жертв войны и гражданских объектов

– принцип добропорядочности и законности в период ведения боевых действий.

Особенностью международного гуманитарного права является то, что оно действует только в период вооруженных конфликтов. Что такое вооруженный конфликт с точки зрения международного права? Вооруженный конфликт можно определить как силовое противостояние вооруженных сил.

Одним из синонимов вооруженного конфликта является война. Войну можно определить как конфликт между политическими образованиями (государства, политическими вооруженными группировками и т.д.), происходящий в форме военных действий между их вооружёнными силами.

Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба.

Виды вооруженных конфликтов:

1. По целям войны делят на справедливые (освободительные, оборонительные) и несправедливые (агрессивные, захватнические, колониальные). Считаются формально «справедливыми» национально-освободительные войны, которые ведут сепаратистские организации (Чечня, Кашмир и т.п.). Однако эти справедливые войны не одобряются международным сообществом в силу действия принципа мирного разрешения споров.

2. По масштабу войны делят на мировые, локальные, которые, в свою очередь, могут быть региональными и внутригосударственными. Первоначально международное гуманитарное право распространялось только на мировые и региональные войны.

Однако идеи гуманности не могут быть реализованы, если во время внутренних вооруженных конфликтов их участники не поставлены под контроль международного права. Кроме того, в истории достаточно примеров, когда внутренний конфликт перерастал в региональный.

Для распространения гуманитарного права на внутренние конфликты был принят специальный протокол к Женевским конвенциям.

3. По месту ведения войны делят на сухопутные, морские, воздушные.

4. По процедуре начала войны делят на объявленные и необъявленные.

Международное гуманитарное право регулирует порядок начала вооруженного конфликта и его правовые последствия. Война должна быть начата с объявления об этом.

Впервые правило, обязывающее государства предварять начало войны ее объявлением, было закреплено III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г.

Институт международного права в Генте разработал следующие положения: война не должна начинаться без объявления ее или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох.

Таким образом, война должна объявляться предварительно и содержать мотивировку ее начала. Война может объявляться ультиматумом (условное объявление), но при этом предоставляется разумный срок для ответа. Объявление войны не должно быть формальным. После него не должны сразу начинаться военные действия.

Обычно в дипломатической практике объявление войны осуществляется путем направления ноты (28 июля 1914 г. Австро-Венгрия адресовала формальное объявление войны Сербии; 3 августа 1914 г.

германский посол в Париже вручил французскому министру иностранных дел ноту, в которой содержалась ссылка на враждебные действия французских военных сил и указывалось, что при наличии таких актов агрессии Германская империя считает себя находящейся в состоянии войны с Францией – так началась Первая мировая война).

Таким же образом – через дипломатических представителей осуществляется вручение ультиматумов.

Ультиматум – это выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет необходимые меры. Ультиматум бывает простым (в него не включено указание на меры, которые предполагает осуществить держава, пославшая ультиматум) и уточненным (такие меры указаны).

Объявить войну могут высшие органы государства в соответствии с их конституциями. Как правило, это главы государств или парламенты. Война между воюющими считается начавшейся с момента ее объявления, даже если боевые действия не начаты.

Объявление войны, как правило, касается только того государства, которому оно адресовано. Но если это государство участвует в организации коллективной безопасности, то в войну на его стороне вступают все государства этой организации.

Не вполне понятно применение норм об объявлении войны к немеждународным вооруженным конфликтам. Война в этом случае начинается, как правило, фактически, путем начала боевых действий – или сопротивления правительственным войскам, или противоборства других воюющих группировок.

Юридические последствия начала войны. Начало войны автоматически прерывает дипломатические и консульские отношения между ними. Дипломатический и консульский персонал покидает государство пребывания.

Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные договоры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, во время войны не применяются. В отношении многосторонних договоров существует точка зрения об их применении.

Однако участники вооруженного конфликта на время войны могут приостановить действие этих договоров.

Начало войны означает и определенные последствия для частных лиц. Граждане государства-противника подпадают под особый правовой режим, их права обычно ограничиваются.

Они могут покинуть территорию воюющего государства, если их выезд не противоречит интересам этого государства.

Кроме того, к ним может быть применен специальный режим вплоть до принудительного поселения в определенном месте либо интернирование.

Имущество, принадлежащее враждебному государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских учреждений. В соответствии со ст.

55 Гаагского положения, воюющая сторона, войска которой при наступлении заняли часть территории противника, должна признать за собой лишь право управления и пользования недвижимым имуществом, обязана сохранять ценность лесов, сельскохозяйственных угодий и иных объектов недвижимости.

Воюющие государства вправе завладеть деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность враждебного государства, складами с оружием, медицинскими средствами, продуктами. Все средства транспорта и связи, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату по окончании войны и заключения мира.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенном пространстве: на сухопутной, воздушной и морской территории. Это пространство составляет театр войны.

Пространство театра войны может находиться в пределах государственной территории и за ее пределами, например, в открытом море.

Театр войны состоит из театров военных действий – это территории (участки местности), на которых вооруженные силы воюющих сторон фактически ведут боевые действия.

Войну нельзя вести в демилитаризованных зонах (например, Антарктика), нейтрализованных территориях (например, архипелаг Шпицберген) и на территории нейтральных государств.

Нейтральные государства обязаны запрещать воюющим странам проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие, запрещать деятельность вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих сторон, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи, кроме случаев облегчения участи раненых и больных. Постоянно нейтральными государствами являются, например, Швейцария, Австрия, Туркменистан.

Окончание войны. Прекращение военных действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции. Перемирие – это прекращение воюющими сторонами боевых действий. Ст. 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие может быть общим и местным.

Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени.

Его цель заключается в решении частных, ограниченных задач, возникающих в конкретном месте и временном интервале: подбор раненых, погребение мертвых, направление парламентеров, эвакуация детей и женщин и т.д. Местное перемирие предполагает продолжение военных действий после решения этих задач.

В отличие от местного, общее перемирие не приостанавливает, а прекращает боевые действия. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими государственными органами, а местного – командованием на определенном участке фронта.

Объявление общего перемирия означает начало мирных переговоров и заключение мирных соглашение. Общее перемирие нельзя прекратить в одностороннем порядке.

В отличие от перемирия капитуляция не создает полностью нормальных взаимоотношений между государствами после ее подписания, более того государство, подписавшее акт о капитуляции, утрачивает также формальное равенство с победителем и выполняет все его предписания.

Исторически можно установить, что капитуляция бывает: условная и безусловная (безоговорочную), почетная и обыкновенная.

Условная капитуляция означает, что при сдаче воинской части капитулирующая сторона выговаривает себе право, в частности, оставить холодное оружие у офицерского состава, выйти с оружием и знаменами из сданного укрепленного пункта. При безусловной капитуляции таких последствий не наступает.

Последствия почетной капитуляции могут выражаться в сохранении за офицерами холодного оружия, за воинской частью — знамен. Обыкновенная капитуляция заключается в прекращении военных действий, сдаче противнику позиций, разоружении капитулирующих и их пленении.

Капитуляция одной воинской части еще не может завершить войну. Но капитуляция армии или ее значительной части, в результате чего государство утрачивает способность к дальнейшему сопротивлению, является фактическим окончанием войны. Капитуляция имеет важное военное и политическое значение.

Одной из форм прекращения состояния войны может быть издание односторонней декларации (заявления), которая провозглашает наступление мирных отношений и позволяет в дальнейшем разрешить возникшие вопросы послевоенного урегулирования. Эта форма характерна тем, что каких-либо переговоров между противоборствующими сторонами не происходит, а мирные отношения считаются результатом волеизъявления одной из сторон.

Наилучшим способом прекращения войны является заключение мирного договора, где решаются все спорные вопросы между воюющими державами.

Источник: https://studopedia.ru/3_20384_ponyatie-i-vidi-vooruzhennih-konfliktov.html

О соотношении понятий «война и вооруженный конфликт»

Понятие вооруженного конфликта

Сведения об авторе: Казарин Павел Сергеевич — начальник научно- исследовательской лаборатории кафедры военной стратегии Военной академии генерального штаба ВС РФ, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, старший научный сотрудник.

Аннотация: в статье предложен подход, признаки, показатели, позволяющие отличать войну от вооруженного конфликта. Очевидно, что предложенный подход необходим как для военных ученых, так и для научного и политического сообщества, а также для представителей средств массовой информации, использующих во всех сферах понятие «война».

Автор ратует за чистоту понятийного аппарата, предлагая отказаться от понятия «военный конфликт», который часто путают с термином «вооруженный конфликт», отождествляют их, что в корне неверно.

Ключевые слова: военный конфликт, война, вооруженный конфликт, вооруженная акция, внутренний вооруженный конфликт

Author’s personal data: Kazarin Pavel Sergeevich Major General (retired), the head of research and development laboratory of the Department of Military Strategy of the General Staff Military Academy RF AF, candidate of military science, senior research assistant. 

Abstract: the article offers approach, details and classifiers to single out the terms of war and armed conflict. The approach offered in the article is necessary for military scientists as well as for the scientific and political community and for mass media, for anyone utilizing the term “war”.

The author tends to the clear and definite terminology  and in particular of the terms “armed conflict” and “military conflict” which are often confused, and identified which is deeply wrong. 

Keywords: military conflict, war, armed conflict, armed action, inner, home armed conflict

В научной и практической деятельности в настоящее время используются, в том числе и в директивно-нормативных документах, такие термины, как «военный конфликт», «вооруженный конфликт», которые многие наши, даже военные специалисты зачастую отождествляют.

В руководящих документах 1993 года был внедрен термин «военный конфликт», который объединил или точнее стал обобщающим для таких понятий как «война» и «вооруженный конфликт».

В соответствии с современными взглядами, под военным конфликтом понимается «форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)».

Под вооруженным конфликтом понимается вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).

По мнению ряда ученых, понятие «конфликт» не может являться синонимом для такого понятия как «война» даже с точки зрения толкования русского языка. Так, словарь русского языка С.И.Ожегова трактует «конфликт» как «столкновение, серьезное разногласие, спор». Вместе с тем «война», как известно — это не просто «столкновение» и уж тем более не «разногласие» или «спор».

Очевидно, можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что используемый в настоящее время термин «военный конфликт», по сути, размывает такое страшное для любого народа, государства явление, как война.

Понятие «военный конфликт», по нашему мнению, маскирует, скрывает в своей основе содержание и суть, которые заложены в понятие «война». Все знают, что война — это беда для всего народа, страшные испытания для государства, разрушения, голод, многочисленные жертвы, всевозможные потери, а конфликт — это всего лишь «столкновение, разногласия, спор».

Из опыта истории известно, что до 1914 года войны носили локальный характер, перемещаясь с одного конца планеты в другой. Двадцатый век принес две мировые войны: 1914—1918 и 1939—1945 годов. И если в первой из них принимало участие 33 страны, то во второй уже 72.

Жертвами Первой мировой войны стали более 10 миллионов человек, Второй — более 50 миллионов.

По статистике, во Второй мировой войне погибло больше людей, чем за все 902 войны и 1615 вооруженных конфликта, известных в истории, включая и Первую мировую.

При этом войны, зачастую, несли страдания народам в течение достаточно продолжительного времени. Двадцатый и начало двадцать первого века наглядно продемонстрировали, что продолжительность войн колебалась в весьма широких пределах.

Первая мировая война (1914-1919 гг.) продолжалась более четырёх лет, Вторая мировая война (1939-1945 гг.) — шесть лет, война во Вьетнаме (1959-1975 гг.) — около шестнадцати лет, ирано-иракская война (1980-1988 гг.) — восемь лет.

Гражданская война в Сирии продолжается уже шестой год.

Следует, конечно, отметить, что наряду с перечисленными выше войнами, история демонстрирует, можно сказать, «молниеносные» войны. Например, израильско-арабская война (5-10 июня 1967 г.

) была продолжительностью шесть суток, англо-аргентинская война (1 апреля – 15 июня 1982) — шестьдесят шесть суток, война в Панаме (20-23 декабря 1989 г.) — трое суток.

Однако любая из них, даже самая короткая по продолжительности, принесла горе и страдания народам стран, участвовавшим в них.

Специалистами в войнах последних десятилетий отмечается стремление противоборствующих сторон нанести эффективное поражение противостоящей стороне с меньшими затратами и без больших потерь своих войск и среди мирных жителей противной стороны путем широкого применения высокоточного и другого высокотехнологического оружия.

Вместе с тем эти меры не исключают значительных потерь даже среди мирного населения. Тем более, что одна из противоборствующих сторон, как показывает опыт последних войн, не обладает таким оружием избирательного воздействия. Поэтому людских и других потерь от огня и ударов в вооруженном противоборстве не становится меньше.

Необходимо также подчеркнуть, что, по мере развития средств вооруженной борьбы, пространственный размах войн существенно расширился.

Если в войнах начала и середины ХХ века военные действия в них обычно ограничивались территорией,  на которой действовали группировки вооруженных сил, то уже с 90-х годов прошлого века огневое воздействие осуществлялось по всей территории воюющих стран и далеко выходило за пределы действий сухопутных войск.

Таким образом,  современная война содержит в себе опасность нанесения противоборствующей стороной огневых ударов, а также действиями сил специальных операций и бандформированиями по объектам на всей территории государства, а не только в районе непосредственных военных действий. Это обстоятельство увеличивает потери, приносит дополнительные страдания и горе населению, даже находящемуся в глубине страны.

Вооруженный конфликт принято определять как «вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт)».

В редакции 1993 года под вооруженным конфликтом понималась «одна из форм разрешения национально-этнических, религиозных, политических, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия между соседними государствами или внутри государства, при которой государство (государства) не переходят в особое состояние, называемое войной».

Вооруженный конфликт, как известно, может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, вооруженной акции, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный инцидент – это вооружённое столкновение с использованием небольшого числа военнослужащих и военной техники. Может быть преднамеренным или непреднамеренным.

Вооруженная акция – ограниченное по целям, месту и времени применение государством военной силы против других стран или внутригосударственных вооружённых организаций и групп.

Внутренний вооруженный конфликт — одна из форм противоправной деятельности, направленная  на  дестабилизацию  внутренней  обстановки в стране, свержение конституционного строя ( в стране или  отдельных  ее регионах) и нарушение ее территориальной целостности, осуществляемая с использованием вооруженного насилия.)

Военные действия в вооруженном конфликте ведутся чаще всего в форме отдельных боев, как правило, без четко обозначенной линии фронта и часто с отсутствующим непосредственным соприкосновением.

Например, во внутреннем вооруженном конфликте основными способами ведения вооруженной борьбы со стороны вооруженных формирований  антиконституционных сил, как показывает исторический опыт, являются внезапные нападения на части,  отдельные небольшие гарнизоны и опорные пункты вооруженных сил государства мелкими автономными отрядами и группами,  засады,  массовое минирование дорог, троп. Широкое применение получают действия снайперов, диверсионных групп.

При этом используется в основном легкое стрелковое вооружение,  гранатометы. В ряде случаев вооруженные формирования могут применить трофейные танки,  артиллерию,  бронетранспортеры.

Нередко боевики антиконституционных  сил стремятся как бы “раствориться” среди местного населения,  что приводит к массовой гибели последних, к разрушению их жилищ, к потере близких родственников. В результате борьба становиться еще более беспощадной и кровопролитной.

Вместе с тем людские и другие потери, масштаб и продолжительность военных действий в вооруженных конфликтах несопоставимы с подобными показателями в современной войне. Они значительно меньшего масштаба.

Таким образом, вооруженный конфликт — это не война.

Военными специалистами определен ряд существенных показателей, определяющих различия между вооруженным конфликтом и войной.

Во-первых, война обусловливается наличием коренных противоречий — экономических, политических и ведется с решительными целями.

Разрешение назревших противоречий соответствует  жизненно  важным  национальным интересам.

В вооруженном конфликте, как правило, на первый план выдвигаются незначительные территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, производные от основных.

Во-вторых, война ведет к качественному изменению состояния всей страны и вооруженных сил в целом. Государственные институты начинают выполнять специфические функции.

Усиливается централизация власти, концентрация всех сил страны, перестраивается экономика и весь быт общества для достижения победы. Производится полная или частичная мобилизация экономики и вооруженных сил.

Вооруженный конфликт, в отличие от войны, в основном определяет только состояние вооруженных сил или их части. Боевые действия, как правило, ведутся частью боевого состава войск мирного времени.

В-третьих, в войне применяются все формы борьбы — правовая, дипломатическая, экономическая, вооруженная и др., а вооруженные конфликты преимущественно ограничиваются столкновениями с применением оружия, хотя не исключается применение других форм, но в меньшем масштабе.

Многими военными учеными, специалистами предполагается, что такое объединение понятий заимствовано российской военной наукой в 1993 году на Западе и, прежде всего, в Америке.

Американскими военными теоретиками после неудач вьетнамской войны были внедрены в теорию и практику такие понятия, как  «конфликт низкой интенсивности», «конфликт средней интенсивности», «конфликт высокой интенсивности».

Называя военные действия конфликтом различной степени интенсивности, военно-политическое руководство США не стремилось давать им определения «война», дабы не будоражить общественное мнение, не подвергаться резкой критике избирателей за развязанные кровопролитные военные действия.

Ведь «конфликт» — это всего лишь «столкновение, серьезное разногласие, спор», но не «война».

Такой подход для нас неприемлем. Войну надо называть войной, а вооруженный конфликт – вооруженным конфликтом. Ретушь здесь недопустима.

Вышеизложенное позволяет предложить военно-научному сообществу дискуссию, в ходе которой рассмотреть возможность отказа от используемого в настоящее время термина «военный конфликт», включающего и обобщающего два понятия «война» и «вооруженный конфликт». Каждое из этих явлений, состояний, действий имеет свой характер, свои особенности, свои последствия. Объединять и смешивать их в одно понятие нет необходимости.

П. Казарин

Источник: https://vvo.ric.mil.ru/Stati/item/155699/

Selsovet-jurist
Добавить комментарий