Осуществление надзора оганов прокуратуры

Общий надзор органов прокуратуры

Осуществление надзора оганов прокуратуры

В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Закона Российской Федерации от 18 октября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, обеспечения их верховенства, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из которых является общий надзор.

Предметом общего надзора является: исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов; соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Объектами общенадзорной деятельности являются федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, их органы управления и должностные лица и др.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством Российской Федерации. Это прерогатива конституционного контроля. Однако, если принятое Правительством постановление противоречит Конституции Российской Федерации и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента Российской Федерации.

Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.

Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в ст. 22, 27 Закона о прокуратуре Российской Федерации. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлении служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов;

требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора представления необходимых материалов, документов, статистических и других сведений, в том числе акты, изданные ими с нарушением закона.

Прокурор имеет право требовать от должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, по которым необходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушениях закона. Должностные лица, которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий, обязаны незамедлительно приступить к его исполнению.

Прокуратура наделена правом координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.

Прокурор вправе проверять законность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты административному задержанию на основании решения несудебных органов; в предусмотренных законом случаях возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, либо требовать привлечения нарушивших закон лиц, к иному виду ответственности, установленной законодательством; обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан, общества, государства; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан, осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения законности.

Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, подменять собой иные государственные, в том числе, контрольные органы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения адресатом в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие методы, к которым относятся:

Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогом проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений законности, причин и условий их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности.

Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.

Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.

Они вправе участвовать также в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, поступающих в прокуратуру, либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе закреплены три формы реагирования прокурора на нарушения законности.

В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона). Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части, либо о приведении его в соответствие с законом.

Принесение прокурором протеста не приостанавливает действия опротестованного акта, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. Так, например, в соответствии со ст. 270 КоАП РСФСР принесение прокурором протеста на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме.

Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он издан;

содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконно изданного акта; указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведении в соответствии с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста.

Представление прокурора (ст. 23 Закона) является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в орган общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.

Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, судебной практики и др., позволяющие прокурору судить о состоянии законности на том или ином поднадзорном объекте.

Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты: наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется; материалы, явившиеся основанием внесения представления;

наименование нарушенного закона или законов; сущность совершенных правонарушений, их причины и условия; предлагаемые меры по ликвидации нарушений законности и устранению причин и условий им способствующих; указание на конкретных виновных лиц и предложение о привлечении их к ответственности; должностное положение, классный чин прокурора, дату внесения представления.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме.

Источник: https://isfic.info/adom/cint121.htm

§ 3. Прокурорский (общий) надзор: Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная

Осуществление надзора оганов прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России. Это ее основная функция.

Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и негосударственными образованиями.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ (включая Главную военную прокуратуру), прокуроры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.

Предметы прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти (так называемого общего надзора) определены Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г.)*.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; 2000. № 2. Ст. 140.

Предметами общего надзора прокуратуры являются:

во-первых, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами и должностными лицами;

в-третьих, соблюдение прав и свобод человека и гражданина этими органами и должностными лицами;

в-четвертых, исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов управления юстицией и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»*.

* СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3590; 3591.

Перечень органов и должностных лиц, на действия и акты которых распространяется прокурорский (общий) надзор, является исчерпывающим. Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента.

В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции и законам РФ Генеральный прокурор страны, как это предусмотрено ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 17 ноября 1995 г., информирует об этом Президента. Цель такой информации — обеспечить условия для принятия мер по приведению данного акта в соответствие с законом.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в их оперативно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Прокурор не имеет права приказывать поднадзорному ему субъекту.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Органы прокуратуры призваны решать сложнейшие задачи по обеспечению твердого правового режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, по охране государственной собственности, соблюдению государственной и трудовой дисциплины.

Основное внимание органы прокуратуры сосредоточивают на осуществлении действенного надзора за тем, как руководители министерств и других органов управления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению законов, оказывая им необходимую помощь в этом деле, своевременно выявляя и пресекая нарушения законов.

Федеральный закон определяет полномочия прокурора при проведении проверок.

По предъявлении служебного удостоверения прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения законов. Он вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам, информациям и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Формы и методы осуществления проверок могут быть различными в зависимости от содержания и характера имеющейся у прокурора информации. Проверки могут заранее планироваться, но в основном — они имеют текущий характер.

Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, а в последнее время — о коррупции, неплатежах и налоговых правонарушениях.

Предельно ответственно и профессионально должны подходить прокуроры к надзору за соответствием законам актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами. Это — подзаконные акты, которые принимаются в целях реализации законов, содержащихся в них положений.

Несоответствием закону актов поднадзорных органов и должностных лиц считаются: отсутствие предусмотренных в законе фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания соответствующих подзаконных актов; издание подзаконного акта во исполнение отмененного либо утратившего силу закона; произвольное толкование или умышленное искажение положений закона, обусловившее принятие противоречащего ему подзаконного акта; несоблюдение правил, сроков, формы и процедуры издания нормативных актов.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры на общих основаниях.

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. определены формы реагирования прокурора на выявленные нарушения законности.

Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд.

В протесте прокурор вправе требовать отмены акта или приведения его в соответствие с законом.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать его. Установлен образец оформления протеста.

Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Каждое представление индивидуально по своему содержанию.

Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Источник: https://lib.sale/uchebnik-administrativnoe-pravo/prokurorskiy-obschiy-nadzor.html

Прокурорский надзор в Российской Федерации — Студопедия

Осуществление надзора оганов прокуратуры

Прокуратура является единой централизованной системой орга­нов, осуществляющих надзор за исполнением законов, принимающих меры, направленные на устранение их нарушений, привлечение виновных к ответственности, и осуществляющих уголовное преследование и иные функции, установленные федеральным законом. Правовой сосно­вой ее деятельности является Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государст­венного надзора и контроля состоит в следующем:

– она не выполняет каких-либо законодательных, административных или судебных функций;

– она непосредственно не вмешивается в хозяйственную и управлен­ческую деятельность поднадзорных органов и организаций, не под­вергает их деятельность и акты оценке с точки зрения практической целесообразности, а следит за тем, чтобы они не допускали наруше­ний закона;

– прокурор (за исключением случаев, прямо оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не применяет мер наказания к нарушителям закона, а требует, чтобы соответствующие органы и должностные лица устранили нарушение и применили меры воз­действия к виновным лицам;

– осуществляемый от имени государства прокурорский надзор рас­пространяется в том числе и на те органы, которые сами в пределах своей компетенции осуществляют контрольно-надзорную деятель­ность.

Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из форм государственной деятельности, цель которой — обеспечение точ­ного и единообразного понимания и применения закона.

Система органов прокуратуры (рис. 2.2) включает в себя Генераль­ную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, районов, городов и иные территориальные прокуратуры, а также военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором РФ.

Территориальные прокуратуры имеют трехзвенную систему. Пер­вым (низовым) звеном являются прокуратуры районов и городов, воз­главляемые прокурорами, назначаемыми на 5-летний срок Генеральным прокурором РФ.

В штате прокуратур первого звена имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуро­ров, старшие следователи и следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нееирокурором.

Структурных подразделений в этих прокуратурах, как правило, нет.

Второе звено составляют прокуратуры субъектов РФ. Они возглав­ляются соответствующими прокурорами, назначаемыми сроком на 5 лет Генеральным прокурором по согласованию с главами субъектов РФ, и имеют в своем составе первых заместителей и заместителей, также назначаемых Генеральным прокурором.

В прокуратурах этого звена образуются управления и отделы, начальники и заместители началь­ников которых назначаются прокурором и являются его старшими по­мощниками и помощниками.

В прокуратурах второго звена имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность соответствующими прокурорами.

Третье звено составляет Генеральная прокуратура РФ, возглавляе­мая Генеральным прокурором, назначаемым Советом Федерации по представлению Президента РФ. У него есть первый заместитель и за­местители, назначаемые Советом Федерации по представлению Гене­рального прокурора.

В ней имеются управления и отделы, начальники которых назначаются Генеральным прокурором и являются его старши­ми помощниками и помощниками. Имеются также помощники по осо­бым поручениям.

В управлениях и отделах работают старшие прокуро­ры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следо­ватели по особо важным делам, назначаемые Генеральным прокурором.

К числу специализированных прокуратур относятся транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при ис­полнении уголовного наказания и природоохранные прокуратуры.

Транспортные прокуратуры бывают двух видов: на правах район­ных (первое звено) и областных (второе звено) прокуратур. Первые подчиняются вторым и Генеральному прокурору.

Территориальным прокурорам они не подчиняются.

Транспортные прокуратуры осу­ществляют надзор за соблюдением законов на железнодорожном, мор­ском, речном, воздушном транспорте по тем же направлениям и отрас­лям, что и территориальные прокуроры.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания создаются в местах сосредоточения учреждений уголовно-исправительной системы. Они осуществляют надзор за со­блюдением законности в этих учреждениях и непосредственно подчи­няются территориальным прокурорам второго звена.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за соблюде­нием законов об охране окружающей среды. Они подразделяются на те же категории, что и прокуратуры на транспорте. Однако они непосред­ственно подчиняются территориальным прокуратурам второго звена, а расположенные в акватории Волги — также Волжской природоохран­ной прокуратуре.

Деятельность прокуратуры включает в себя два направления: над­зорную и ненадзорную деятельность.

Надзорная деятельность заключается в надзоре за точным и едино­образным исполнением законов. При этом прокурорский надзор огра­ничен только сферой действия законодательства и не распространяется на исполнение актов местных органов власти, ведомственных приказов и инструкций. В теории прокурорского надзора выделяют следу­ющие направления деятельности.

– Надзор за исполнением законов (общий надзор прокуратуры), пред­метом которого является исполнение законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными и исполнительны­ми органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законода­тельству. Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о на­рушениях законности, требующих непосредственного реагирования. Актами прокурорского реагирования могут быть протест на проти­воречащий закону правовой акт, представление об устранении на­рушения закона или постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

– В рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и граждани -на прокурор, кроме использования полномочий, которыми он обла­дает при осуществлении общего надзора, рассматривает и проверя­ет заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод граж­дан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению нарушений последних, привле­чению к ответственности нарушителей закона и возмещению при­чиненного ущерба. При наличии оснований подозревать преступный характер нарушения прав и свобод человека прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к уголовному преследованию ви­новных. Если нарушение носило административный характер, про­курор возбуждает соответствующее производство либо незамедли­тельно уведомляет об этом компетентные органы (должностных лиц). Когда законодательством предусмотрена защита нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, а также при нарушении прав и свобод значительного числа граждан, прокурор предъявляет и под­держивает в суде иск в интересах пострадавших.

– Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие, отвечает за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о со­вершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных ме­роприятий и проведение расследования, а также законность прини­маемых поднадзорными органами решений. Полномочия прокурора при осуществлении надзора устанавливаются уголовно-процессу­альным и иным законодательством.

– Надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, состоит в проверке законности нахождения лиц в местах содержания задержан­ных, предварительного заключения, исправительных и иных уч­реждениях, исполняющих наказание, соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заклю­ченных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам прину­дительного характера, законность исполнения наказания, не связан­ного с лишением свободы.

К ненадзорной деятельности прокуратуры относится следующее:

– Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, для чего органами прокуратуры созываются ко­ординационные совещания, организуются рабочие группы, истре-буется у правоохранительных органов статистическая и иная отчет­ность и т. д.

– Осуществление уголовного преследования.

Прокуратура (в лице сле­дователей) осуществляет расследование дел о преступлениях, отне­сенных к ее ведению: дел о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлений в сфере компь­ютерной информации, преступлений против государственной вла­сти, интересов государственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления, преступлений против военной службы и т. д.

– Участие в рассмотрении дел судами.

Осуществляя уголовное пресле­дование в суде, прокурор выступает в роли государственного обвини­теля, поддерживая обвинение и излагая свою позицию по вопросам применения уголовного законодательства и назначения меры нака­зания в отношении подсудимого.

Формой реагирования прокурора па незаконное или необоснованное судебное решение является при­несение прокурором (его заместителем) в вышестоящий суд касса­ционного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора.

– К иным направлениям неиадзорной деятельности прокуратуры от­носится ее участие в заседаниях органов государственной власти, пра­вотворческой деятельности, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, а также международное сотрудничество.

Источник: https://studopedia.ru/10_50922_prokurorskiy-nadzor-v-rossiyskoy-federatsii.html

Selsovet-jurist
Добавить комментарий