Основы административно правового статуса государственного служащего

Административное право России

Основы административно правового статуса государственного служащего

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что1По ФЗ о системе государственной службы правовое положение государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.:

  1. их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых, они состоят на государственной службе;
  2. деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;
  3. служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;
  4. осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
  5. законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
  6. они имеют право на продвижение по службе, т.е. на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами;
  7. предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;
  8. для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:

  1. общегражданскими правами и обязанностями;
  2. обязанностями и правами по занимаемой должности государственной службы2См.: Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №33. Ст. 3196..

Права и обязанности государственного служащего делятся на общегражданские и те, которыми он наделен в качестве государственного служащего. Они образуют основу его административно-правового служебного статуса.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами.

Ограничения возможны с их согласия.

Например, в установленных случаях государственные служащие не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор — быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы.

Обязанности и права государственного служащего, составляющие содержание его административно-правового статуса, могут быть подразделены на служебные и не служебные.

Служебные относятся его профессиональной деятельности.

Не служебные — непосредственно не направлены на ее осуществление, но неотъемлемы от статуса государственного служащего, обусловлены его принадлежностью к государственной службе.

Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные для данного вида государственной службы, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь, общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы.

Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности.

Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы: получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т.д.

Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу государственных служащих.

Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы; имеют право знакомиться со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений. Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной деятельности.

Характер и объем специальных обязанностей и прав государственных служащих зависят от вида государственной службы, правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности.

Так, специальными являются обязанности и права главных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, налоговых инспекторов — в области контроля за соблюдением налогового законодательства и т.д.

Они предусматриваются в законах, должностных регламентах и других правовых актах.

Имеются особенности в классификации обязанностей и прав сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих. Так, обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям отнесены защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ. обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, вотскими уставами и другими нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения и т.д.

Специальные обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательством и общевойсковыми уставами. Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных нарядах.

при чрезвычайных обстоятельствах.

Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами — на применение оружия, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинению строго определенным лицам.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст.

318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

Предусмотрена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных органов и т.д.

Создание нормальных условий для служебной деятельности работников — одна из важнейших обязанностей руководителей, невыполнение которой может повлечь их ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol43.htm

Основы административно-правового статуса государственных служащих — Студопедия

Основы административно правового статуса государственного служащего

Государственный служащий России, как и всякий субъект права — гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов.

Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей.

Правовой статус государственных служащих включает предусмотренные для государственных служащих права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность.

Правовой статус государственных служащих подразделяется на:

общий статус, предусмотренный законодательством для всех государственных служащих определенного вида службы; должностной статус, возникающий у государственного служащего в связи с замещением определенной должности государственной службы; особый статус милитаризованных служащих в связи с их нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными обстоятельствами.

Права и обязанности государственных служащих подразделяются на общегражданские и служебные.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной службы.

Служебные права делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми зависит от замещения конкретной должности.

Общие служебные права:

1. знакомиться с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критериями оценки качества работы и условиями продвижения по службе, а также с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения ими должностных обязанностей;

2. получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

3. посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности;

4. принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5. на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

6. на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

7. на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции и др.

Обязанности:

1. обеспечивать поддержание конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3. исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

4. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним обоснованные решения на основе и в порядке, установленном законодательством;

5. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

6. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

Государственный служащий не вправе:

1. заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой;

2. быть депутатом законодательных (представительных) органов или органов местного самоуправления;

3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4. состоять членом органа управления коммерческой организации;

5. быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает;

6. использовать в неслужебных целях материально-технические, финансовые, информационные средства и др.;

7. получать гонорары за выступления и публикации, вознаграждения от физических и юридических лиц;

8. принимать участие в забастовках и т.д.

Источник: https://studopedia.ru/10_201909_osnovi-administrativno-pravovogo-statusa-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Selsovet-jurist
Добавить комментарий