Основные стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и стадии

Основные стадии законотворческого процесса

Определение 1

Законотворческий процесс является составной частью правотворческого процесса, его сердцевиной. Понятие характеризуется деятельностью по принятию законов.

Помимо законов продукция правотворчества включает подзаконные нормативные акты, правовой обычай, юридический прецедент и нормативные договоры.

Законотворчество в РФ – сложный, неоднородный процесс.

Стадии законотворчества

Рассмотрим законотворчество и его стадии:

  • Законодательная инициатива представляет собой право, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Оно касается определенных субъектов и предполагает внесение предложений о том, чтобы издать определенные законы (проекты законов) посредством законодательного органа. Право законодательной инициативы ведет к появлению у него обязанности рассматривать предложение и проект закона. При этом право принятия или отклонения принадлежит законодателю. Рассматриваемое право может принадлежать Президенту и Правительству, Совету Федерации и его членам, депутатам Госдумы, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Также им наделяется Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суд РФ в вопросах их ведения.
  • Обсуждение законопроекта, которое начинает госдума, выслушивая доклада представителя субъекта, который вносит проект закона. Этот этап нужен для устранения пробелов, противоречий и неточностей. Если проект закона имеет существенное значение, то его необходимо вынести на всенародное обсуждение.
  • Процесс принятия закона, который может быть достигнут путем ания (простое большинство и квалифицированное). Эта стадия — главная, она включает 3 подстадии:
    • Госдума принимает закон (федеральный закон может быть принят простым большинством из общего числа депутатов Госдумы, федеральный конституционный закон принимается в случае наличия от 2/3 из общего числа;
    • Совет Федерации одобряет закон (одобрение происходит в случае наличия более 50 % от общего количества членов или в случае, если в течение 2 недель его не рассмотрел Совет Федерации) Статья 108 Конституции РФ гласит, что федеральный конституционный закон можно считать принятым в случае одобрения большинством (от ¾ общего количества участников Совета Федерации);
    • Президент подписывает закон в течение 14 дней и происходит его обнародование;
  • Публикация закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы всегда подлежат официальной публикации, что происходит в течение 7 дней после момента подписания).

Опиши задание

Действие нормативных актов

Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.

Функционирование их во времени характеризуется вступлением в силу, утратой силы.

Существует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым акты палат Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы могут вступать в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после момента их официальной публикации. Это предусмотрено для случаев, если сами законы (акты палат) не устанавливают иной порядок их вступления в силу.

Замечание 1

Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.

Закону может быть придана обратная сила в случае:

  1. наличии такой информации в нем;
  2. смягчения или устранения ответственности.

Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:

  • завершением срока его действия;
  • выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
  • прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).

В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.

Замечание 2

Территория России включает пространство (сухопутное и водное) в рамках государственных границ, а также воздушное пространство и недра. В территорию также входят российские дипломатические представительства за границей, торговые и военные суда, находящиеся в открытом море, воздушные корабли, которые находятся вне пределов нашей страны.

Органами субъектов Федерации не отменяются и не приостанавливаются на своих территориях законы общих федеральных органов.

На территории нашей страны действие нормативных актов происходит по отношению ко всем гражданам, органам государства, общественным организациям, иностранцам, лицам без гражданства. Наряду с этим есть специальные нормативные акты, действие которых распространяется лишь на некоторые категории должностных лиц и граждан.

Важно обратить внимание на принцип гражданства. Он гласит, что граждане нашего государства, вне зависимости от места своего нахождения, должны соблюдать законы РФ.

Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам.

Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/zakonotvorcheskij-protsess-v-rf/

Теория государства и права. Курс лекций

Основные стадии законотворческого процесса

В юридической теории и практике нередко происходит непроизвольная и ничем не оправданная подмена понятия и явления «правотворчество» и «законотворчество».

Ибо когда мы говорим о стадиях процесса правотворчества, то по логике вещей должны рассматривать стадии процесса принятия, изменения или отмены всех вместе и каждого в отдельности нормативного правового акта.

В тех же случаях, когда речь идет о стадиях процесса законотворчества, то рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов.

Законотворческий процесс — основная часть правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права — законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативного правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативного правового акта (официальный этап) процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии.

1. Законодательная инициатива — это процедура внесения проекта нормативного правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией.

Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта.

При положительном заключении, как правило, Комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативного правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

«Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе теста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др.». Законопроекты по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ для одобрения. Только после данного этапа возможно рассмотрение закона во втором чтении.

2. Обсуждение законопроекта — это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности.

Обычно обсуждение законопроекта предполагает два чтения или более. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, направляются в соответствующий комитет Государственной Думы. Комитет проводит их экспертизу.

Затем доработанный законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который включает его в повестку дня палаты для рассмотрения во втором чтении. Здесь проводится ание об одобрении или отклонении поправок, затем проводится ание о принятии акта за основу.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в Аппарат Правового управления Государственной Думы для устранения технических противоречий. Затем в течение семи дней представляется ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для рассмотрения.

На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью ания в третьем чтении простым или квалифицированным большинством . Только в исключительном случае возможно возвращение к чтению законопроекта во втором чтении.

Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом — более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет.

Если не подлежит, то считается одобренным по истечении 14 дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона).

В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодоление вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства. В течение 14 дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). Подписание и обнародование закона главой государства в зарубежных странах называется промульгацией.

При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством . В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Президент РФ участвует в процессе принятия закона на всех стадиях.

После утверждения закона Президентом он передается для официальной его публикации и для внесения в эталонный банк правовой информации.

5. Опубликование закона. Для вступления закона в юридическую силу требуется не только его подписание главой государства, опубликование в надлежащих изданиях, но и истечение определенного срока после опубликования или обнародования.

В Российской Федерации проект закона становится законом после принятия его в Государственной Думе в третьем чтении или окончательной редакции. Но для того, чтобы закон был подписан Президентом РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В некоторых странах законы приобретают юридическую силу сразу же после их подписания главой государства.

Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства, официальному опубликованию в течение семи дней после подписания и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу.

Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются. Данные процедуры является формами введения в действие принятого закона.

Вступление закона в силу завершает законодательный процесс, далее может осуществляться уже реализация акта.

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты — правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета.

В соответствии с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации.

Кроме того, можно утверждать о наличии и такого уровня правотворчества в нашей стране, как муниципальное правотворчество.

Существование муниципального правотворчества как самостоятельного вида правотворчества представляется вполне обоснованным, поскольку регламентировано федеральным законодательством, в связи с чем деятельность органов местного самоуправления по созданию норм права и правовых актов справедливо именуют «муниципальное правотворчество»1Бычкова Е.И. Понятие муниципального правотворчества как нормобразующей деятельности местного самоуправления // Современное право. 2014. № 3. С. 13-15..

В частности, в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов названо одним из первых.

Источник: https://isfic.info/sunzov/bagme50.htm

Стадии законодательного процесса

Основные стадии законотворческого процесса

Процедура инициирования, подготовки, обсуждения, рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, вплоть до его вступления в силу, называется законодательным процессом.

В современной России он имеет следующие стадии:

  1. законодательная инициатива;

  2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе;

  3. принятие закона Государственной Думой;

  4. одобрение закона Советом Федерации;

  5. подписание закона Президентом России;

  6. опубликование документа и вступление его в силу.

Замечание 1

Каждая из стадий законодательного процесса имеет собственную специфику и правовой статус. Все вместе они образуют единый порядок, регламентирующий процедуру утверждения нормативно-правового акта с момента его инициирования и до официального обнародования.

Законодательная инициатива

Правом разрабатывать проекты федеральных законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу обладают Президент и Правительство России, депутаты, члены Совета Федерации, региональные и республиканские парламенты, а также высшие судебные органы нашей страны.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Они могут выступить с законодательной инициативой, поставить вопрос о необходимости разработки и принятия конкретного нормативно-правового акта. Государственная Дума обязана рассматривать законопроекты, внесенные представителями перечисленных органов власти.

Подготовка документов к общественному и парламентскому обсуждению должна начинаться с определения потребности общества, государственных органов, учреждений и предприятий в формировании новых правовых норм.

Если всестороннее изучение общественной практики, научных сведений, предложений различных инстанций, политических партий и объединений, отдельных граждан свидетельствует о необходимости принятия нового закона, то его разработку следует инициировать.

Формулировать положения создаваемых нормативных актов могут различные органы государственной власти.

Как правило, при этом применяется так называемый отраслевой принцип, когда каждый конкретный законопроект готовит то ведомство или министерство, которое курирует данную сферу.

Этот принцип не всегда безупречен, поскольку специалисты федеральных учреждений могут не учитывать интересы представителей бизнеса или смежных отраслей.

Пример 1

Например, чиновники от здравоохранения ратуют за увеличение бюджетного финансирования больниц и поликлиник, с чем далеко не всегда согласятся, например, финансисты.

Поэтому в некоторых случаях, чтобы избежать перегибов в ту или другую сторону при разработке законопроектов, создаются специальные комиссии, в обязанности которых входит нахождение компромисса между всеми заинтересованными сторонами.

Рисунок 1.

Государственная Дума

Обсуждение и рассмотрение документа в Государственной Думе – основной этап законодательного процесса. Каждый нормативно-правовой акт проходит три чтения в нижней палате российского парламента.

Сначала депутаты анализируют целесообразность закона и его общие положения. Во втором чтении рассматриваются поступившие к тексту поправки, а в третьем происходит ание по вопросу принятия или отклонения проекта.

Процесс обсуждения открывает доклад представителя субъекта правотворчества, инициировавшего создание данного проекта. Затем профильный комитет нижней палаты парламента, уже рассмотревший документ на заседании, обнародует свое заключение. Депутаты оценивают и обсуждают законопроект, вносят в него свои поправки, высказывают поступившие предложения.

Принятие нормативно-правового акта проходит открытым анием. Оно может касаться как всего рассматриваемого документа, так и отдельных его статей или положений. Для принятия федеральных законов достаточно простого большинства от общего количества депутатов. При принятии конституционных правовых актов, проект должен набрать более двух третей членов нижней палаты парламента.

Поводами для издания конституционных законов могут являться важнейшие вопросы социально-экономической жизни страны или государственного устройства. Среди них:

  1. решение о проведении общенационального референдума;

  2. введение чрезвычайного или военного положения;

  3. изменение административно-территориального устройства Российской Федерации;

  4. принятие в состав России новых субъектов.

Совет Федерации и Президент России

Следующие стадии законодательного процесса отвечают на вопрос: считает ли высшее руководство страны предложенный нормативно-правовой акт целесообразным и отвечающим интересам общества? В течение 14 дней после принятия закона Государственной Думой этот документ должен быть одобрен Советом Федерации.

В верхней палате российского парламента конституционные проекты считаются прошедшими, если набрали более трех четвертей сенаторов. Остальным федеральным законам для одобрения требуется простое большинство членов Совета Федерации.

Затем документ поступает к Президенту России на подпись. Глава государства имеет право одобрить или отклонить проект в двухнедельный срок, воспользовавшись своим правом вето. В случае отрицательного решения нормативно-правовой акт возвращается в Государственную Думу для доработки и внесения новых поправок.

Вступление закона в силу

Замечание 2

Закон, подписанный Президентом России, должен быть официально опубликован в течение недели. Это значит, что полный текст нормативно-правого акта печатается в общедоступном издании.

Данная стадия законодательного процесса является обязательным условием вступления любого документа в силу, поскольку без его обнародования невозможно требовать от граждан или организаций соблюдения установленных положений.

Как правило, полные тексты законов и других нормативно-правовых актов публикуются в официальных изданиях государственных органов: «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». В других средствах массовой информации может быть изложена общая суть или отдельные статьи принятых законов, наиболее значимые моменты, интересующие большинство жителей страны.

Если в тексте федерального закона не указан конкретный срок его вступления в силу, то положения нормативно-правового акта начинают действовать на всей территории России через 10 дней после его официальной публикации. С этого момента документ обязателен к исполнению всеми россиянами, иностранцами и лицами без гражданства, если иное не указано отдельно.

Вступившая в силу правовая норма утрачивает свою законность лишь в момент истечения срока ее действия, а также в случае прямой отмены другим нормативным актом, замены действовавшего ранее документа на новый.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/subekty_pravotvorchestva/stadii_zakonodatelnogo_processa/

Понятие и стадии законотворческого процесса — Студопедия

Основные стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. Поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1.законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя.

Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст.

104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду,. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ).

На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди которых может быть и население соответствующего региона;

2. обсуждение законопроекта – важная стадия, которая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты.

Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона – следующая стадия, которая осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст.

105 Конституции РФ) путем ания, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного ания), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона ание может быть простым или квалифицированным.

При разногласиях палат используются согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три полета:

§ принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы);

§ одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст.

105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч.

2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации»);

§ подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие.

При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство .

В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

4.опубликование закона – стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу.

При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации.

Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Источник: https://studopedia.ru/7_170676_ponyatie-i-stadii-zakonotvorcheskogo-protsessa.html

Стадии законотворческого процесса

Основные стадии законотворческого процесса

Рассмотрим состав стадий законотворческого процесса, а также определим содержание каждого этапа.

Законотворческий процесс представляет собой разновидность правотворческого процесса. На современном этапе законотворческий процесс занимает особое место в системе правообразования и имеет свои отличительные признаки.

В литературе выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

– стадия законодательной инициативы;

– стадия обсуждения законопроекта;

– стадия принятия закона;

– стадия обнародования закона.

На первой стадиизаконотворческого процесса должна сформироваться так называемая законодательная инициатива.

Она предполагает право уполномоченных органов и должностных лиц, общественных организаций предлагать парламенту рассмотреть вопрос о необходимости издания, изменения или отмены нормативного акта.

Появление подобного запроса на данной стадии процесса делает обязательным его рассмотрение законотворческим органом власти.

Законодательная инициатива может быть представлена в форме идеи либо готового законопроекта, которые парламент должен принять к своему рассмотрению. Подобные предложения должны уже на этой стадии процесса содержать необходимое обоснование.

В соответствии со статьей 104 Конституции России правом законодательной инициативы наделены:

– Президент РФ;

– Совет Федерации и его члены;

– депутаты Государственной Думы;

– Правительство РФ;

– представительные органы субъектов РФ;

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ;

Законопроекты, предлагаемые в рамках сформулированной законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу РФ (нижнюю палату парламента). 

Только при наличии заключения Правительства РФ могут быть внесены следующие законопроекты:

– о введении либо отмене налогов, а также освобождении от их уплаты;

– о выпуске государственных займов;

– об изменении финансовых обязательств государства;

– иные законопроекты о расходах, покрываемых за счет федерального бюджета.

Обсуждение законопроекта как стадия законотворческого процесса происходит в рамках заседаний Государственной Думы. Данная стадия законотворческого процесса предполагает наличие возможности по внесению поправок, изменений, дополнений или удалению устаревших положений.

В рамках законотворческого процесса на стадии принятия закона учитывается позиция депутатов нижней палаты Парламента и членов Совета Федерации.

Федеральные законы (ФЗ) считаются принятыми Государственной Думой, если за них проало большинство от общего числа депутатов. Далее согласно статье 105 Конституции РФ они в течение 5 дней подлежат передаче на рассмотрение Совету Федерации.

Федеральный закон считают одобренным Советом Федерации РФ, если за него отдали голоса более половины от общего количества членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен верхней палатой.

Если Совет Федерации отклоняет ФЗ, то обе палаты создают согласительную комиссию с целью преодоления имеющихся разногласий. После этого закон должен быть рассмотрен Государственной Думой повторно в рамках данной стадии законотворческого процесса.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации ФЗ может считаться принятым, если по итогам повторного ания за него отдали голоса не менее двух третей от общего количества депутатов Госдумы.

С учетом требований законотворческого процесса отдельные принятые Госдумой законопроекты должны быть рассмотрены в  Совете Федерации в обязательном порядке. Согласно статье 106 Конституции РФ к ним относятся законы, которые связаны с вопросами:

– финансового, валютного, кредитного права;

– денежной эмиссии;

– федерального бюджета;

– федеральных налогов и сборов;

– таможенного регулирования;

– ратификации и денонсации международных договоров РФ;

– статуса и защиты Государственной границы РФ;

– войны и мира.

Федеральный закон, принятый законотворческим органом в установленном порядке, в течение 5 дней направляют Президенту РФ для его подписания и последующего обнародования.

Согласно статье 107 Конституции РФ для принятия указанных действий предусмотрено 14 дней.

Если Президент России в течение данного срока отклонит его, то законотворческий орган в определенном Конституцией порядке должна будет рассмотреть данный закон вновь на этой стадии.

Если по итогам повторного рассмотрения законопроект будет одобрен в ранее принятой редакции двумя третями от общего количества членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом РФ и обнародован.

Согласно статье 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон (ФКЗ) считается принятым в случае, если он был одобрен тремя четвертями от общего количества членов Совета Федерации и двумя третями от количества депутатов Госдумы. Согласно принципам осуществления законотворческого процесса принятый ФКЗ в течение 14 дней должен быть подписан Президентом и обнародован.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», датой принятия ФКЗ является день его одобрения палатами Федерального Собрания, а датой принятия ФЗ выступает день их принятия Государственной Думой.

В рамках законотворческого процесса на стадии обнародования закона происходит доведение информации о факте его принятия и содержании нормативного акта до всех заинтересованных лиц.

На данной стадии все ФЗ должны быть официально опубликованы в течение 7 дней после того, как их подписал Президент РФ.

Согласно правилам осуществления законотворческого процесса акты палат Федерального Собрания должны публиковаться не позднее 10 дней с момента их принятия.

ФКЗ, ФЗ и акты обеих палат Парламента вступают в юридическую силу на всей территории России одновременно после 10 дней с момента их официальной публикации, если непосредственно в законе или акте законотворческого органа не был указан иной порядок его вступления в силу.

 Источниками официального опубликования ФКЗ, ФЗ и актов палат Парламента выступает первая публикация их полнотекстового содержания в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» либо первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Таким образом, законотворческий процесс представляет собой разновидность правотворческого процесса. Выделяют следующие стадии законотворческого процесса: законодательная инициатива, стадия обсуждения законопроекта, стадии принятия и обнародования закона.

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/179-stadii-zakonotvorcheskogo-protsessa

Selsovet-jurist
Добавить комментарий