Меры предварительной защиты в административном судопроизводстве

Меры предварительной защиты по административному иску — Студопедия

Меры предварительной защиты в административном судопроизводстве

В гл. 7 КАС РФ в рамках административного процесса предусматривается институт предварительной защиты по административному иску. Так, в соответствии с ч. 1 ст.

85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску.

Обратите внимание: заявить о применении мер предварительной защиты может не только административный истец, но и иное лицо, обратившееся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 38 КАС РФ административными истцами могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

Что касается иных лиц, правомочных обращаться в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, к ним относятся:

– Генеральный прокурор РФ и заместитель Генерального прокурора РФ, прокурор субъекта РФ, заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры;

– Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ;

– государственные органы, должностные лица, органы, организации и граждане в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, КАС РФ и другими федеральными законами;

– общественные объединения.

В ч. 1 ст. 85 КАС РФ также устанавливаются условия, при наступлении которых суд может принять соответствующие меры, а именно, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Следует отметить явное сходство правовой природы института предварительной защиты по административному иску с институтом обеспечения иска, предусмотренным гл. 13 ГПК РФ. Однако существуют и определенные различия между ними.

Так, например, если в КАС РФ применение соответствующих мер обуславливается наличием обозначенных выше условий, то в ГПК РФ идет речь о реализации надлежащих мер в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Можно говорить также об аналогии с институтом обеспечительных мер, который предусмотрен гл. 8 АПК РФ. Обеспечительные меры в рамках арбитражного процесса применяются, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 КАС РФ в рамках принятия мер предварительной защиты по административному иску суд может:

– приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения;

– запретить совершать определенные действия;

– принять иные меры, если самим кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

Согласно п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.

2015 N 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства” при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке, передаче на реализацию имущества должника или при оспаривании стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, суд вправе приостановить исполнительное производство либо принять меру предварительной защиты, обеспечительную меру в виде установления запрета на совершение действий, направленных на реализацию соответствующего имущества.

Сравнивая вышеприведенный перечень действий, которые вправе совершить суд, с перечнем, содержащимся, например, в ГПК РФ, следует признать, что первый из них выглядит более усеченным. Однако учитывая предмет судебного разбирательства, специфику дел, а также преследуемые цели, подобное его содержание представляется оправданным, несмотря на определенную критику в научной среде.

Что касается запрета на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям дел, следует сказать, что в норме идет речь не о запрете применения мер предварительной защиты, а об ограничении тех мер, которые применимы по тем или иным делам, т.е. существуют определенные обозначенные законодателем ограничения на применение всего спектра мер предварительной защиты, по отдельным категориям дел.

Так, например, в ст.

211 КАС РФ предусмотрено, что по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Однако принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Существуют ограничения и по иным категориям дел.

Так, согласно ч. 5 ст. 243 КАС РФ при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для ания на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Частью 3 ст. 85 КАС РФ установлено, что не относится к мерам предварительной защиты по административному иску приостановление органом или должностным лицом, обладающими соответствующими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

Часть 4 ст. 85 КАС РФ гласит о том, что меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему. Она отсылает к общеизвестному принципу принятия судьей процессуального решения на основе представленных сторонами, участниками дела доказательств, норм права, а также руководствуясь собственными профессиональными убеждениями.

Как было указано выше, применение судом мер предварительной защиты по административному иску предваряет соответствующее заявление, которое также регламентировано гл. 7 КАС РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 86 КАС РФ заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд:

– одновременно с административным исковым заявлением;

– до рассмотрения административного дела по существу;

– до вступления решения в законную силу.

Это свидетельствует о широте временного диапазона подачи указанного заявления.

Немаловажным является уточнение законодателем нормы, согласно которой ходатайство о применении мер предварительной защиты может быть также изложено непосредственно в административном исковом заявлении, что способствует снижению объема документации в рамках конкретного дела, а также упрощению и удобству подачи надлежащих документов в суд.

В КАС РФ достаточно подробно регламентируется содержание заявления о применении мер предварительной защиты.

Так, в заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску указываются:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) сведения об административном истце и административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, место нахождения или место жительства, иные известные сведения о них, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);

3) предмет административного иска;

4) причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;

5) мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;

6) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску подписывается субъектом, его подающим. Кроме этого, к заявлению, исковому заявлению, в котором изложено ходатайство о применении соответствующих мер, подписанному представителем административного истца, должна прилагаться доверенность либо иной документ, который может подтвердить его полномочия.

В случае несоответствия поданного заявления вышеуказанным требованиям суд оставляет его без движения, руководствуясь ст. 130 КАС РФ, о чем выносится соответствующее определение, в котором указывается разумный срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения.

Копия определения об оставлении заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

В случае исправления указанных судом недостатков в установленные в определении сроки заявление считается поданным в день первоначального обращения.

В случае неисправления заявление считается не поданным и возвращается субъекту, его подавшему, со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ. На определение суда об оставлении заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается судьей единолично. Оно может быть рассмотрено как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций.

Его рассмотрение проходит без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня поступления заявления в суд или после устранения в заявлении выявленных судом недостатков.

Что касается возможности изложения обозначенного ходатайства в апелляционной жалобе, то подобная возможность законодателем прямо не предусмотрена.

В соответствии с п.

13 постановления Пленума Верховного Суда РФ “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства” приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными гл. 7 КАС РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд.

В удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть отказано, если отсутствуют основания для применения подобных мер, в связи с чем суд также выносит мотивированное определение, копии которого незамедлительно направляются участникам судопроизводства.

Источник: https://studopedia.ru/20_103638_meri-predvaritelnoy-zashchiti-po-administrativnomu-isku.html

Меры предварительной защиты по административному иску

Меры предварительной защиты в административном судопроизводстве

Условия применения мер предварительной защиты

Виды мер предварительной защиты

Заявление (ходатайство) об использовании МПЗ

Порядок подачи заявления о предварительной защите

Правила рассмотрения заявления об использовании МПЗ

Обжалование определения о применении или отмене МПЗ

Отмена и замена мер

Условия применения мер предварительной защиты

В соответствии со ст. 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) применение мер предварительной защиты (далее — МПЗ) по административному иску возможно в том случае, когда:

  • до момента вынесения судебного решения имеется очевидная опасность, что права и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, в чью защиту подан иск, будут нарушены;
  • защита нарушенных прав указанных выше лиц без использования МПЗ будет невозможна или затруднена.

Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соразмерны требованию, которое было заявлено в исковом заявлении.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Важно! К рассматриваемым МПЗ не относится приостановка действия нормативных актов или решений, произведенная должностными лицами или муниципальными и госорганами, их принявшими (п. 3 ст. 85 КАС РФ).

Виды мер предварительной защиты 

Ч. 2 ст. 85 КАС РФ предусматривает следующие меры предварительной защиты по административному иску:

  • приостановку обжалуемого решения полностью или в какой-либо части;
  • наложение запрета на осуществление конкретных действий и др. 

Например, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

  • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
  • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
  • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу. 

Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу.

Обратите внимание! Предмет МПЗ должен быть связан с предметом спора. В противном случае в использовании заявленных МПЗ будет отказано (например, определение Мосгорсуда от 14.11.2017 по делу № 33а-5587/2017).

Заявление (ходатайство) об использовании МПЗ 

Требования к наполнению заявления об использовании мер предварительной защиты по административному иску прописаны в ст. 86 КАС РФ. Так, обязательными атрибутами документа являются:

  • наименование судебного органа, в который направляется ходатайство;
  • данные заявителя (название и юридический адрес юрлица, Ф. И. О. и место жительства физлица, контакты, в том числе адрес электронной почты, номер телефона и т. п.);
  • данные административного ответчика (подробнее о сторонах процесса читайте в нашей статье Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ);
  • предмет административного искового заявления;
  • причина, по которой заявитель просит об использовании МПЗ, а также обоснование указанной причины;
  • мера предварительной защиты по административному иску, которую заявитель просит использовать;
  • список документов, которые прикладываются к заявлению (например, доверенность, если заявление было подписано представителем административного истца). 

Допускается указать приведенные выше сведения непосредственно в исковом заявлении.

Важно! Ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена государственная пошлина за подачу рассматриваемого заявления. О размерах госпошлины, применяемой при подаче искового заявления, читайте в статье Госпошлина по административному исковому заявлению.

Порядок подачи заявления о предварительной защите 

Заявление об использовании МПЗ может быть подано прокурором или административным истцом (п. 1 ст. 86 КАС РФ):

  • вместе с исковым заявлением, в том числе путем указания ходатайства в самом иске;
  • или до момента окончания судебного разбирательства в суде 1 инстанции;
  • или до момента вступления судебного решения в законную силу. 

Рассматриваемое заявление может быть доставлено:

  • Лично или курьером в канцелярию суда.
  • Заказным письмом с уведомлением.
  • Посредством заполнения установленной формы на сайте судебного органа. В этом случае оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Таким же образом должно быть подписано исковое заявление, в котором содержится ходатайство об использовании МПЗ. 

Подробнее о подаче в судебные органы документов в электронном виде см. в приказе судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 № 251.

Правила рассмотрения заявления об использовании МПЗ 

Поданное заявление об использовании МПЗ подлежит единоличному рассмотрению судьей в судебных органах:

  • 1 инстанции;
  • апелляционной инстанции. 

Заявление может быть оставлено без движения, если не соответствует установленным требованиям, о которых мы рассказывали ранее.

Обратите внимание! Заявление об использовании МПЗ подлежит рассмотрению не позднее чем на следующий день после его получения судом или после устранения недостатков, послуживших причиной оставления заявления без движения. Эти же сроки применяются и в том случае, когда ходатайство было заявлено в самом исковом заявлении.

Меры предварительной защиты по административному иску осуществляются на основании определения, которое выносится без присутствия участников судебного процесса и приводится в исполнение незамедлительно. Копии данного определения направляются участникам процесса также без промедления.

При отсутствии оснований для использования МПЗ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (определение Мосгорсуда от 10.11.2017 по делу № 33а-5510/2017).

Обжалование определения о применении или отмене МПЗ 

Важно! На основании п. 1 ст. 90 КАС РФ определение, которым наложили или отменили МПЗ, может быть оспорено путем подачи частной жалобы.

В такой жалобе на основании п. 1 ст. 299 КАС РФ надлежит указать:

  • наименование судебного органа, в который направляется частная жалоба;
  • данные лица, обратившегося с жалобой (наименование юрлица, обратившегося с жалобой, и его юридический адрес или Ф. И. О. физлица и адрес его местожительства, если жалобу подает физлицо);
  • реквизиты оспариваемого определения и его краткое содержание (МПЗ, которые были наложены или отменены);
  • основания, по которым оспариваемое определение является неправильным;
  • требование об отмене оспариваемого определения;
  • список документов, которые прикладываются к жалобе;
  • подпись лица, обратившегося с жалобой. 

Подробнее о правилах составления и подачи такой жалобы читайте в статье Частная жалоба на определение суда по КАС РФ – образец.

При направлении частной жалобы на определение, которым были установлены МПЗ, действие оспариваемого судебного акта не приостанавливается. В том случае, когда обжалуется определение, отменяющее рассматриваемые меры, действие такого судебного акта приостанавливается судом (п. 2 ст. 90 КАС РФ).

Отмена и замена мер 

На основании п. 1 ст. 89 КАС РФ МПЗ могут быть отменены:

  • по инициативе самого судебного органа, в чьем производстве находится дело;
  • заявлению участников административного процесса. 

Важно! Изменение МПЗ производится только по заявлению участников судебного процесса (ст. 91 КАС РФ).

Такое заявление, поданное участниками процесса, подлежит рассмотрению в судебном заседании в 5-дневный срок с момента его поступления в судебный орган.

О времени и месте судебного заседания извещаются лица, которые участвуют в процессе, однако их отсутствие не препятствует разбирательству по данному заявлению.

Судебное заседание оканчивается вынесением судебного определения, копии которого направляются участникам процесса. О правилах оспаривания данного судебного акта мы рассказывали в предыдущем разделе статьи.

В том случае, когда судебный орган отказал в отмене установленных мер, МПЗ продолжают свое действие до момента вступления в силу судебного решения по административному делу.

Решение об отмене МПЗ суд может вынести как одновременно с принятием решения по делу, так и позднее.

В том случае, если административное исковое заявление было удовлетворено, действие МПЗ сохраняется вплоть до того момента, когда судебное решение будет исполнено. 

*** 

Таким образом, меры предварительной защиты по административному иску являются специфическим видом защиты нарушенных прав в административном судопроизводстве, которые выражаются, как правило, в приостановке оспариваемых действий или решений должностных лиц. Условиями использования рассматриваемых мер являются очевидная опасность нарушения прав лиц, в чью защиту подан административный иск, и невозможность защиты нарушенных прав в дальнейшем без использования данных мер.

Источник: https://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/mery_predvaritelnoj_zawity_po_administrativnomu_isku/

§ 1. Меры предварительной защиты по административному иску

1. Терминология. Термин “меры предварительной защиты” является новеллой действующего законодательства. В ГПК аналогичный институт именуется “обеспечение иска”, а в АПК – “обеспечительные меры арбитражного суда”. Вместе с тем их внутреннее содержание во многом совпадает.

Однако если в гражданском судопроизводстве институт обеспечения иска направлен в основном на гарантирование исполнения будущего решения суда, то в административном судопроизводстве в основу правового регулирования мер предварительной защиты положена необходимость охраны прав и законных интересов административного истца.

Представляется, что именно это во многом обусловливает указанные различия в наименовании.

В литературе отмечается, что правовое регулирование института мер предварительной защиты опирается на западноевропейские стандарты установления в законах модели процессуально-правового гарантирования:- своевременной правовой защиты при рассмотрении в судах административно-правовых споров;- требований, содержащихся в административном иске;- устранения попыток противодействия исполнению судебного решения по административному делу;- предотвращения причинения вреда правам, свободам и законным интересам .——————————– См.: Старилов М.Ю. Предварительная защита по административному иску как способ осуществления судебного контроля в сфере административных и иных публичных правоотношений // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. N 1. С. 186 – 200.КАС не содержит нормативного определения понятия “меры предварительной защиты”. Однако в ст. 90 АПК законодательно закреплено понятие обеспечительных мер арбитражного суда.

Обеспечительные меры – это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.

С учетом данной дефиниции представляется, что меры предварительной защиты в административном судопроизводстве можно определить как срочные временные меры, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов административного истца.
2. Основания применения мер предварительной защиты. Применение мер предварительной защиты допускается только по заявлению административного истца или иного лица, обратившегося в суд в защиту других лиц или неопределенного круга лиц. Принять такие меры по собственной инициативе суд не вправе.Основания для применения мер предварительной защиты закреплены в ч. 1 ст. 85 КАС исчерпывающим образом. В качестве таких оснований законодатель указывает следующие:1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.Что касается арбитражного процесса, то основания для применения обеспечительных мер сформулированы в АПК несколько иначе. Согласно ч. 2 ст. 90 АПК возможность применения обеспечительных мер должна быть обусловлена:- невозможностью исполнения судебного акта;- значительным ущербом заявителю.При этом в судебной практике отмечается, что под ущербом в данном случае следует понимать не только ущерб, определяемый по правилам ст. 15 ГК, но и иные неблагоприятные последствия, в том числе ущемление чести, достоинства и деловой репутации .——————————– Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 “О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.Часть 1 ст. 85 КАС и ч. 1 ст. 90 АПК содержат управомочивающие конструкции: в силу их буквального толкования суд может, но не обязан принять обеспечительные меры при наличии необходимых оснований. Аналогично построены нормы ч. 4 ст. 87 КАС и ч. 3 ст. 93 АПК, предусматривающие, что в обеспечении может быть отказано при отсутствии этих необходимых оснований. Вместе с тем в литературе обосновано, что разрешение вопроса о принятии обеспечительных мер не зависит от судебного усмотрения. Принятие обеспечительных мер при наличии необходимых оснований является обязанностью суда, а при отсутствии таковых в обеспечении должно быть отказано .——————————– См.: Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М.: Волтерс Клувер, 2006.

3. Виды мер предварительной защиты. Меры предварительной защиты можно разделить на две группы:

1) запрещающие меры, которые направлены на ограничение реализации полномочий публичных органов;2) обязывающие меры, которые предписывают уполномоченным органам совершение необходимых действий, принятие конкретных решений .——————————– См.: Там же. С. 72 – 143.Согласно ч. 2 ст. 85 КАС допускается применение судом следующих мер предварительной защиты:1) приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;2) запрещение совершать определенные действия;3) иные меры предварительной защиты по административному иску.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Законодатель допускает применение как прямо предусмотренных КАС мер предварительной защиты, так и иных. При этом эти меры должны соответствовать двум основным критериям, закрепленным в ч. 4 ст. 85 КАС:

1) соотносимость применимой меры с заявленным требованием, т.е. наличие между ними непосредственной взаимосвязи;2) соразмерность применимой меры заявленному требованию.В качестве примеров “иных мер предварительной защиты”, прямо предусмотренных КАС, можно привести следующие:1) по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации:- приостановление деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;- приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;- наложение ареста на имущество соответствующих организации, объединения;- запрещение совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации (ч. 2 ст. 263);2) по делам о взыскании обязательных платежей и санкций – наложение ареста на имущество административного ответчика в размере, не превышающем заявленных требований (ст. 288).Если по общему правилу перечень допустимых мер предварительной защиты является открытым, то в ряде случаев законодательство содержит определенные ограничения. Так, согласно ст. 211 КАС единственной допустимой мерой предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта является запрет применения данного акта или его отдельных положений в отношении административного истца. Применение иных мер предварительной защиты по делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.Действующий АПК в качестве единственной специфической обеспечительной меры, применимой по административным делам, предусматривает приостановление действия оспариваемого акта, решения (ч. 3 ст. 199). Однако с учетом положений ч. 1 ст. 91 АПК арбитражный суд может применять иные необходимые обеспечительные меры. В частности, в практике арбитражных судов в качестве обеспечительной меры по административным делам широко применяется запрет на совершение определенных действий .——————————– См., например: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2015 г. N Ф10-2278/2015 по делу N А83-57/2015(А83-744/2015) “”.В качестве мер предварительной защиты судом могут быть приняты только те конкретные меры, о которых ходатайствовал административный истец. Возможность самостоятельно выбирать вид обеспечительной меры у суда отсутствует.

4. Форма и содержание заявления о применении мер предварительной защиты, порядок подачи. Согласно ч. 2 ст. 86 КАС в заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску указываются:

1) наименование суда, в который подается заявление;2) сведения об административном истце и административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, место нахождения или место жительства, иные известные сведения о них, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);3) предмет административного иска;4) причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;5) мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;6) перечень прилагаемых к заявлению документов.Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 92 АПК.Заявление о применении мер предварительной защиты может быть подано в суд:- одновременно с административным исковым заявлением;- до рассмотрения административного дела по существу;- до вступления решения в законную силу.В данном случае речь идет о возможности подачи соответствующего заявления в рамках рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.Кроме того, КАС прямо указывает на возможность изложения просьбы о применении мер предварительной защиты непосредственно в тексте административного искового заявления. В этом случае такая просьба излагается в форме ходатайства. При этом в ходатайстве должны быть указаны причины обращения с подобной просьбой и ее обоснование, а также конкретная мера предварительной защиты, которую лицо просит применить (п. 4 ч. 2 ст. 86 КАС).Правовое регулирование данного вопроса применительно к арбитражным судам содержится в ст. 92 АПК и в целом основывается на аналогичных правилах. Однако в арбитражном процессе возможность подачи заявления о применении обеспечительных мер ограничена моментом принятия судебного решения судом первой инстанции.

5. Процессуальный порядок рассмотрения судом заявления о применении мер предварительной защиты.

Заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения заявления – один рабочий день. Согласно ч. 3 ст.

87 КАС заявление рассматривается не позднее следующего рабочего дня после дня поступления его в суд.

Согласно ч. 1 ст. 93 АПК арбитражный суд рассматривает заявление об обеспечении иска не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд.В теории цивилистического процесса дискуссионным является вопрос о сроке рассмотрения ходатайства об обеспечении иска, если оно изложено в исковом заявлении.

В судебной практике выработалась устойчивая позиция, в соответствии с которой срок необходимо исчислять с момента возбуждения гражданского дела. В частности, в соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ заявление об обеспечении иска не рассматривается, если у суда имеются основания для возвращения искового заявления или оставления его без движения .

——————————– Пункты 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 55 “О применении арбитражными судами обеспечительных мер” // Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.Данный подход нашел свое законодательное закрепление в ч. 6 ст.

87 КАС: “Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, указанных в административном исковом заявлении, рассматривается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей, отдельно от других требований и ходатайств, изложенных в административном исковом заявлении, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия административного искового заявления к производству суда”.По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.Данное определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы, что не приостанавливает его исполнение (ст. 90 КАС, ч. 7 ст. 93 АПК).

6. Отмена и замена мер предварительной защиты: основания и процессуальный порядок. Меры предварительной защиты могут быть отменены судом как по собственной инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле.

Поскольку рассмотрение вопроса об отмене или о замене мер предварительной защиты не требует такой срочности, как разрешение вопроса о принятии этих мер, заявление об отмене или о замене мер предварительной защиты рассматривается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в суд.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению вопроса по существу.По результатам рассмотрения данного вопроса судом выносится определение, которое может быть обжаловано путем подачи частной жалобы. В случае подачи жалобы суд приостанавливает действие определения.

По общему правилу в случае отказа в удовлетворении административного иска действие мер предварительной защиты сохраняется вплоть до вступления решения суда в законную силу. Однако суд своим определением может отменить указанные меры.

Если же административный иск был удовлетворен судом, меры предварительной защиты продолжают действовать до исполнения решения суда.

Источник: https://kommentarii.org/2017/administrativnoe_sudoproizvodstvo/page33.html

Selsovet-jurist
Добавить комментарий