Маломобильные группы населения – это кто?
Случается такое, что человеку тяжело передвигаться. Это может происходить по множеству причин. Да и проявления образа жизни также могут отличаться.
Но всех людей, имеющих проблемы с передвижением, объединяют одним термином – маломобильные группы населения. Это необязательно инвалиды.
К данной категории могут принадлежать и просто люди, которые временно лишены возможности полноценно передвигаться. Давайте более детально рассмотрим данную группу населения.
Признаки маломобильных групп населения
Любые группы, выделяемые как предмет работы социальных работников и институтов, занимающихся социальной политикой, имеют ряд признаков, по которым их членов объединяют.
Такие есть и у маломобильных групп.
Если не все их члены являются людьми с ограниченными возможностями, то какие признаки такие группы имеют? Маломобильные группы – это такие категории населения, которые должны быть чем-то объединенные.
- Маленькая способность к перемещению – это основной признак, характерный для данных групп. Причин достаточно много. Это могут быть различные нарушения, так и беременность или хождение с коляской.
- Необходимость к социальной поддержке. Данные группы населения изначально более уязвимы по сравнению с другими слоями населения. Следовательно, им должна оказыаваться дополнительная помощь, а городская инфраструктура должна быть переделана таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортные условия проживания для членов этих групп. К сожалению, в России этого нет.
- Потребность в отсутствии дискриминациями. Вообще, российское общество считается интолерантным. Это касается не только религиозной, расовой нетерпимости, но и изначально негативного отношения к людям с особыми потребностями. Например, тому же инвалиду будет значительно сложнее устроиться на работу, которую он может выполнять. То же самое касается и пенсионеров.
Такие три основные признака имеют маломобильные группы населения. Это очень широкое понятие, которое в себя включает очень много людей. Естественно, для них характерно и большее количество. Но данные пункты дают достаточно широкую характеристику данных социальных слоев.
Маломобильные группы населения – это достаточно широкая категория граждан, которая включает в себя:
- Инвалидов. Несмотря на то, что за передвижение отвечает преимущественно опорно-двигательная система, не только ее заболевания делают человека маломобильным. Если он плохо видит, то плохая ориентировка в пространстве также может помешать ему полноценно передвигаться.
- Беременных женщин. Данная категория считается маломобильной, так как носить плод в утробе – задача непростая. Следовательно, бежать беременная женщина не может, да и передвигается на серьезных сроках достаточно тяжело.
- Пенсионеры. Это потенциально больная категория граждан. Среди пенсионеров процент инвалидов значительно выше, так как они подвержены заболеваниям. Даже если пенсионер не оформил инвалидность, у него могут быть заболевания, ограничивающие его возможности передвижения. В этом случае используются вспомогательные средства, такие как трость или костыли. Скорость передвижения с ними значительно меньше. Бег с тростью будет на уровне быстрой ходьбы у здорового человека.
- Дети дошкольного возраста. Маломобильность спровоцирована тем, что они или еще не научились ходить или не могут полноценно ориентироваться в пространстве без помощи родителей.
Сюда входят и другие категории населения. Инвалиды и маломобильные группы населения – это порой очень большая разница. Особенно это касается маленьких детей, которые просто не настолько развиты пока. А вот инвалидность порой может оставаться на всю жизнь.
Социальная политика для маломобильных групп
Что государство может делать для данной категории населения?
- Вводить льготы.
- Обеспечивать город системой больниц и поликлиник рядом с домом.
- Дополнительные конструкции по облегчению захода в помещение (своеобразные рельсы для колясок и так далее).
- Давать пенсию.
- Устанавливать светофоры для незрячих.
И ряд других мер активно используется в социальной политике нашей страны.
Адаптация маломобильных групп населения
А как же такие люди адаптируются к передвижению? Все зависит от того, к какой категории населения относятся. Поскольку маломобильные группы включают в себя совершенно разных представителей, то и механизмы их адаптации к жизни могут существенно отличаться. Вот только некоторые примеры:
- Дети могут передвигаться с помощью родителей.
- Слепые люди могут использовать специальную трость, которая позволяет им распознать структуру ландшафта и обходить ямы и препятствия. Также активно используется собака-поводырь.
И ряд других подобных примеров можно привести.
Источник: https://FB.ru/article/211299/malomobilnyie-gruppyi-naseleniya---eto-kto
СНиП 35-01-2001, маломобильные группы населения, эвакуация
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Маломобильные группы населения (МГН) – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное)
МАТЕРИАЛЫ К РАСЧЕТУ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
При использовании приложения 2 ГОСТ 12.1.004 (раздел 2 «Основные расчетные зависимости») для учета специфики передвижения МГН по путям эвакуации следует применять дополнительные расчетные значения параметров движения МГН.
В.1. По мобильным качествам людей в потоке эвакуирующихся из зданий и сооружений следует подразделять на 4 группы согласно таблице В.1.
Таблица В.1
Группы мобильности | Общие характеристики | Средняя площадь горизонтальной проекции людей |
М1 | Люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха | 0,1 |
М2 | Немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости); инвалиды на протезах; инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью; люди с психическими отклонениями | 0,2 |
МЗ | Инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки) | 0,3 |
М4 | Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную | 0,96 |
В.2. Расчетные значения скорости и интенсивности движения потоков людей с различной группой мобильности следует определять по формулам:
при D > D 0, j ; (В.1)
, (В.2)
где и – скорость и интенсивность движения людей в потоке по j -му виду пути при плотности потока D j ;
D – плотность людского потока на участке эвакуационного пути, м2/м2;
D 0, j – значение плотности людского потока на j -м виде пути, при достижении которого плотность потока начинает оказывать влияние на скорость движения людей в потоке;
– среднее значение скорости свободного движения людей по j -му виду пути при значениях плотности потока D ? D 0, j ;
a j – коэффициент, отражающий степень влияния плотности людского потока на его скорость при движении по j -му виду пути.
Значения D 0, j , , a j для потоков людей различных групп мобильности для формул (В.1) и (В.2) приведены в таблице В.2.
Таблица В.2
Группы мобильности | Значения параметров | Величина параметров по видам пути ( j ) | ||||
горизонтальный | лестница вниз | лестница вверх | пандус вниз | пандус вверх | ||
100 | 100 | 60 | 115 | 80 | ||
М1 | D 0, j | 0,051 | 0,089 | 0,067 | 0,171 | 0,107 |
a j | 0,295 | 0,400 | 0,305 | 0,399 | 0,399 | |
30 | 30 | 20 | 45 | 25 | ||
М2 | D 0, j | 0,135 | 0,139 | 0,126 | 0,171 | 0,146 |
a j | 0,335 | 0,346 | 0,348 | 0,438 | 0,384 | |
70 | 20 | 25 | 105 | 55 | ||
М3 | D 0, j | 0,102 | 0,208 | 0,120 | 0,122 | 0,136 |
a j | 0,350 | 0,454 | 0,347 | 0,416 | 0,446 | |
60 | – | – | 115 | 40 | ||
М4 | D 0, j | 0,135 | – | – | 0,146 | 0,150 |
a j | 0,400 | – | – | 0,424 | 0,420 |
В.З. При движении людских потоков с участием МГН на участках пути перед проемами не следует допускать образования плотности потоков выше 0,5. При этом расчетные максимальные значения интенсивности движения q max через проем различных групп мобильности следует принимать равными: М1 – 19,6 м/мин, М2 – 9,7 м/мин, М3 – 17,6 м/мин, М4 – 16,4 м/мин.
Источник: http://www.fireevacuation.ru/snip.php