Классификация правовой нормы

Виды правовых норм. Классификация норм права. Определение правовой нормы

Классификация правовой нормы

Любое государство ежегодно старается обезопасить и улучшить качество жизни в стране. Единственная причина восстаний, разрухи и конфликтов — люди. Чтобы прийти ко всеобщей гармонии и порядку в стране, правительство из года в год создаёт новые и переписывает старые правовые нормы.

Правовая норма — что это такое

Первая народная власть образовалась 6 тысяч лет назад. Сейчас действуют узаконенные правовые нормы, которые установлены и закреплены государством и обществом. С латинского означает «стандартная мера, правило».

Правовые нормы устанавливаются и записываются в официальных актах. Это объективные формально — определённые правила общественного поведения, которые регулируют обязанности и права граждан в общественной жизни.

Каждый гражданин должен придерживаться и выполнять предписания правовых норм. Они придуманы не для того, чтобы максимально понизить свободу права человека или ужесточить сильный контроль.

Основные кодексы государства создавались много лет на основе общественных и государственных отношений. Правовая норма нужна, чтобы дать возможность каждому человеку безопасно и правильно развиваться в обществе. Только благодаря правилам поведения, которые узаконены государством, в стране будут спокойные экономические, политические и судебно-властные отношения.

Основным признаком правовых актов являются нормативность и микросистемность.

Потому что правительством устанавливаются только общеобязательные правила, которые состоят из связанных между собой терминов. Правительственные законы несут волевой и двусторонний характер.

Подкрепляется разрешением на правительственное принуждение. Каждое правило обладает юридической поддержкой и занимает место в иерархии.

Классификация и виды правовых норм

В зависимости от задачи законы делятся на:

  • регулятивные;
  • охранительные;
  • специализированные.

Регулятивные. Отвечают за регулирование нормативных прав и их выполнение. Подразделяются на:

  • обязывающие — выдают на физическое лицо активную обязанность;
  • запрещающие — пассивное обязательство, запрещающее вести себя определённым образом;
  • управомачивающие — дают разрешение субъекту на определённое поведение.

Охранительные. Расцениваются правительством как противоправное и запрещённое поведение, которое необходимо устранять. Есть несколько типов:

  • карательные. Включают в себя меры определённого наказания, предъявляемые из-за нарушения закона;
  • правовостановительные. Решают вопрос о восстановлении нарушенного закона. Не связаны с процессом составления мер наказаний.

Специализированные. Включают остальные нормативные права:

  • учредительные. Утверждают правовые принципы;
  • оперативные. Отвечают за процессы права в пространстве и времени;
  • коллизионные. Дают разрешение на проведение разногласий между нормами прав;
  • дефинитивные. Включают в себя сборник определений по юридическим терминам.

При помощи специальных юридических способов и методов государство способно воздействовать на общество. По-другому называется правовое регулирование. При помощи этого процесса власть способна упорядочить и стабилизировать общественные отношения.

Для мотивации народа стали вводиться поощрительные нормы, благодаря которым выдаются ордена, медали, премии и грамоты. Чаще всего начальникам колхоза и государственным организациям приходят рекомендательные нормы, в которых описаны эффективные варианты для урегулирования общественных отношений.

Правовые формы активно применяют в письменных предписаниях между двумя сторонами. Когда при подписании не устанавливаются дополнительные законные правовые нормы, то их называют диспозитивными. Когда оговариваются императивные нормы, то в них входят объективные предписания, связанные с законом.

Есть определённые степени правового регулирования, которые характеризуют основные правила поведения в обществе. Бланкетные нормы включают в себя правила, которые основываются на специфическом содержании правил. В отсылочных правах используются только другие правила, принадлежащие условию своей задачи.

Для контроля общественных отношений есть следующие ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • гражданская;
  • конституционная.

Нормы права распространяются как на всю площадь страны, так и на конкретную область, потому что некоторые законы могут издаваться как высшими органами власти, так и местным управлением. Объективные нормы права могут касаться всех лиц на территории государства, а некоторые распространяются только для пенсионеров, врачей, военных и депутатов.

Источник: https://vidotip.com/jurisprudencija/vidy-pravovyh-norm/

Теория государства и права. Курс лекций

Классификация правовой нормы

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права. Если определение зафиксировано в тексте правовой нормы, оно называется легальной дефиницией.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов, работников различных организаций, различные служебные инструкции, регламентные нормы. Они есть по сути нормы-обязывания. Обязательность требования и запрет его неисполнения, изложенные в норме, создают норму-предписание.

2. По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями. Это нормы общедозволительного характера.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

3. По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий.

Они встречаются чаще всего в трудовом, финансовом, административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др. Обязывающая норма устанавливает позитивную обязанность, т.е.

связанную с добровольным исполнением предписаний. В противном случае наступает негативная обязанность, связанная с принудительным исполнением.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий.

Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм.

Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, предпринимательское право). Они характерны для частноправового регулирования.

4. По степени обязательности (по способам установления правил поведения) нормы права в основном подразделяются на императивные и диспозитивные. Кроме того, по данному критерию выделяются нормы поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

5. По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства.

Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты (например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям, а определение сделки — ко всем гражданско-правовым отношениям). Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Или нормы, связанные с институтом брака, далеко не в полной мере распространяются на отношения, возникшие по брачному договору. Нормы, касающиеся свободы завещания и завещательных распоряжений, не распространяются на отношения по опеке и попечительству.

Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих, студентов, работников определенных отраслей или государственных служащих).

Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.

6. По кругу субъектов, как было показано, нормы также делятся на общие и специальные.

7. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, которые строятся внутри себя по институтам, подотраслям права на основе специфики предмета и метода правового регулирования.

8. По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют «экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями».

Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний. Данные нормы, сформулированные в процессуальных отраслях права, «закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав».

9. По юридической силе (и в зависимости от субъекта, издавшего нормы), т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они подразделяются на нормы законов и на нормы подзаконных актов. По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, обычные законы, общие подзаконные акты, ведомственные нормативные правовые акты и др.).

Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон.

Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.

10. По времени действия нормы права делятся на постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только до определенного самим законом периода времени).

11. По сфере распространения на определенную территорию нормы права классифицируются на федеральные, региональные и местные.

12. По степени общности содержания и по функциональной роли нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и специальные нормы.

13. По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм.

Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как по степени активизации социально полезной деятельности, по непосредственному предмету воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы.

Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот.

В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или несовершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Классификации правовых норм отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их формы и содержание.

Источник: https://isfic.info/sunzov/bagme41.htm

Классификация норм права

Классификация правовой нормы

Определение 1

Классификация – логическая операция и основанный на ней научный метод, который состоит в разделении целого (предмета, явления) на части.

Вопрос о классификации норм права имеет не только теоретическое (направленное на более глубокое познание норм права), но и практическое значение. На практике нередко требуется отнести норму к тому или иному виду, чтобы принять правильное решение по конкретному делу, разрешить спор.

Классификаций норм права существует немало, однако их ценность существенно варьируется, в частности, в связи с соблюдением или несоблюдением принципа чистоты классификации (применении единого критерия для деления понятия на части). Классификация норм права должна начинаться не с деления норм по отраслевому признаку, а с указания более общих критериев.

Наиболее распространенные классификации правовых норм

  1. По содержанию: регулятивные (правоустановительные) и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания касательно возможного и должного поведения участников общественных отношений, в то время как охранительные нормы устанавливают меры юридической ответственности и иные меры защиты нарушенных прав.
  2. По предмету правового регулирования (отраслям права): нормы конституционного, гражданского (вещного, обязательственного, корпоративного), семейного, трудового, земельного, административного, уголовного и т. п.
  3. Немаловажно деление норм права на материальные (устанавливающие права и обязанности субъектов) и процессуальные (обеспечивающие реализацию материальных норм).
  4. По принадлежности нормы права к правовой системе: нормы государственного права, международного права (универсальные и региональные), наднационального права (права Европейского союза, права СНГ).
  5. По способу регулирования общественных отношений: императивные, диспозитивные, рекомендательные. Диспозитивные нормы действуют, если участники общественных отношений сами не выработали иные способы и формы решения споров, не установили в договоре иные правила, чем предусмотрены в законе. В отличие от них, императивные нормы действуют независимо от волеизъявления и желания субъектов. Рекомендательные нормы – нормы так называемого «мягкого права», не наделены механизмом ответственности за нарушения, в связи с чем к нормам права их относят не все учёные.
  6. По обязательности: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
  7. По предмету регулирования: общие и специальные нормы, призванные помочь реализации обязывающих и охранительных норм, к которым относятся декларативные, дефинитивные, оперативные и коллизионные. Не являясь правовыми, данные нормы не определяют права и обязанности субъектов, а являются ориентиром.
  8. В зависимости от степени конкретизации: абсолютно определенные и относительно определенные (ситуативные и альтернативные). Абсолютно определенная норма формулирует правило поведения, условия его действия и санкцию за нарушение исчерпывающим образом, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации. Относительно определенная норма допускает несколько вариантов правового регулирования с учетом жизненных обстоятельств: ситуационная норма связывает возможность усмотрения адресата нормы с конкретной ситуацией, а альтернативная позволяет выбрать один из обозначенных в правовой норме вариантов.
  9. По способу объективации: обычные (складываются в ходе развития общественных отношений), гетерономные (устанавливаются в одностороннем порядке властным субъектом и предписывают вариант поведения) и автономные (принимаются в результате согласования воль субъектов права, например, международные нормы).
  10. По действию в пространстве: общего действия (действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция правотворческого органа) и местного действия (распространяются на указанную в правовом акте местность).
  11. По действию во времени: постоянные и временные, имеющие или не имеющие обратную силу. Правовая норма действует до её отмены принявшим органом государственной власти или разрушения того строя, при котором она была создана. При этом вопрос о том, возможна ли «фактическая» отмена правовой нормы, в науке является спорным.
  12. По кругу лиц: общие (касаются всех субъектов права), специальные (распространяются на четко установленный круг лиц), исключительные (исключают субъекта из общего регулирования, например нормы о дипломатическом суверенитете) и касающиеся отдельного субъекта (судей Верховного Суда, Генерального прокурора).
  13. По юридической силе и месту в иерархии: нормы Конституции, конституций (уставов) субъектов федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, законов субъектов федерации, муниципальных актов, локальных актов.
  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normy_prava/klassifikaciya_norm_prava/

Нормы права: понятие, признаки и виды. – ТГП ответы

Классификация правовой нормы

Нормаправа – это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения,установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующееобщественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственногопринуждения.

Кпризнакам нормы права относятся:

 1. Общеобязательность

 2. Формальная определенность – выражается вписьменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четкоопределять рамки деяний субъектов.

 3. Выраженность в видегосудраственно-властного предписания устанавливает государственными органамилибо общественными организациями и обеспечивается мерами государственноговоздействия – принуждением, наказанием, стимулированием

 4. Неперсонифицированность – она воплощается вбезличностное правило поведения, которое распространяется на большое количествожизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права неконкретному лицу, а всем субъектам – физическим и юридическим лицам.

 5. Системность

 6. Неоднократность или многократность действия

 7. Возможность государственного принуждения

 8. Представительно-обязательный характер

 9. Микросистемность, т.е упорядоченностьэлементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Видынорм права:

 1) в зависимости от содержания ониподразделяются на:

 исходные нормы, которые определяют основыправового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы;дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, ит.п.);

 общие нормы, которые присущи общей части тойили иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтовсоответствующей отрасли права;

 специальные нормы, которые относятся котдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либоопределенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностейи т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственныеусловия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

 2) в зависимости от предмета правовогорегулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские,административные, земельные и т.п.;

 3) в зависимости от их характера – наматериальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

 4) в зависимости от методов правовогорегулирования делятся на:

 императивные (содержащие властныепредписания);

 диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

 поощрительные (стимулирующие социальнополезное поведение);

 рекомендательные (предлагающие наиболееприемлемый для государства и общества вариант поведения);

 5) в зависимости от времени действия – напостоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введениичрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

 6) в зависимости от функций – на регулятивные(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан,президента, правительства и т.

д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенныхсубъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванныевосстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридическихсредств защиты);

 7) в зависимости от круга лиц, на которыхраспространяется действие норм, – на общераспространенные (действуют вотношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специальнораспространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц -пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

 8) в зависимости от степени определенностиэлементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точно определяющие праваи обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствиянесоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный иисчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительноопределенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкциистатей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределыуголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможныхвариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретныхобстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания -лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

 9) в зависимости от сферы действия – наобщефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормыУголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территориисубъектов РФ – в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют натерритории конкретного предприятия, учреждения, организации);

 10) в зависимости от юридической силы – направовые нормы законов и подзаконных актов;

 11) в зависимости от способа правовогорегулирования – на управомочивающие (предоставляющие возможность совершатьопределенные действия, например принять завещание, требовать исполненияобязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иныеположительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату,возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производитьопределенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершатьхищения);

 12) в зависимости от субъектов правотворчества- на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органамиместного самоуправления).

 Таким образом, нормы права многообразны. Этосвязано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призванырегулировать.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/normy-prava-ponatie-priznaki-i-vidy

Selsovet-jurist
Добавить комментарий