Кем формируется избирательная комиссия

Гражданам об их политических правах

Кем формируется избирательная комиссия

Избирательные комиссии разного уровня формируются различными способами. Членов Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса назначают Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации – каждый орган по пять членов.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются на паритетных началах законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта РФ (т.е. каждый назначает половину членов комиссии).

Избирательные комиссии муниципальных образований формируются представительными органами этих муниципальных образований.

Остальные избирательные комиссии (окружные, территориальные, участковые) формируются вышестоящими комиссиями: территориальные комиссии (кроме комиссий, созданных для руководства зарубежными участковыми комиссиями) — комиссиями субъектов РФ; окружные – в зависимости от уровня выборов комиссиями субъектов РФ или комиссиями муниципальных образований; участковые – в зависимости от уровня выборов и местных условий территориальными, окружными комиссиями или комиссиями муниципальных образований.

Органы, формирующие избирательную комиссию, должны назначать ее членов с правом решающего голоса не произвольно, а на основании поступивших к ним предложений от предусмотренных законом субъектов выдвижения.

Единственное исключение – Президент РФ, который назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ абсолютно свободно.

Что касается Государственной Думы и Совета Федерации, то они ограничены законом, но в минимальной степени.

Государственная Дума назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ из числа кандидатур, предложенных ее же фракциями, иными депутатскими объединениями, а также депутатами, при этом от одного депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя. Совет Федерации назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ из числа кандидатур, предложенных законодательными органами и высшими должностными лицами субъектов РФ.

Для других избирательных комиссий субъекты выдвижения кандидатур и правила формирования в основном сходны.

Самое главное правило состоит в обязательном назначении членами комиссий определенных кандидатур: во-первых, представителей парламентских партий (партийная квота), во-вторых, представителей вышестоящих комиссий.

Правило партийной квоты распространяется на все комиссии (единственное исключение, как было показано выше, Центральная избирательная комиссия РФ); а представители вышестоящих комиссий (по два) должны быть назначены в те комиссии, которые вышестоящими комиссиями не формируются: в комиссии субъектов РФ – представители Центральной избирательной комиссии РФ, в комиссии муниципальных образований (кроме поселений) – представители комиссии субъекта РФ, в комиссии поселений – представители комиссии муниципального района.

Партийная квота в настоящее время определена в размере «не менее половины от состава комиссии» и распространяется на партии, допущенные к распределению мандатов в Государственной Думе и законодательном органе соответствующего субъекта РФ, а для комиссий муниципальных образований, территориальных комиссий, окружных комиссий на муниципальных выборах и участковых комиссий – также на избирательные объединения, допущенные к распределению мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования. При этом действует правило, согласно которому в комиссию может быть включено не более одного представителя каждой партии.

Реально правило партийной квоты работает по-разному в зависимости от численности комиссии и числа партий, на которые распространяется данная квота. В одних случаях квота просто не может быть заполнена. Так, в настоящее время всего три партии допущены к распределению мандатов в Государственной Думе.

В некоторых субъектах РФ региональные выборы по партийным спискам еще не прошли, в ряде субъектов РФ к распределению мандатов оказались допущены те же три партии, что и в Государственной Думе (а то и две из них).

В этих субъектах по партийной квоте могут быть заполнены лишь три места в избирательных комиссиях, при том, что квота в некоторых из них может составлять 7 или 8 членов.

Другая ситуация возникает тогда, когда число партий, на которые распространяется квота, больше самой квоты. Так, максимальное число членов территориальной комиссии – 9, соответственно квота для таких комиссий – 5 человек. Однако в некоторых регионах (Амурская, Ивановская, Костромская, Курганская, Тверская области) в законодательный орган удалось пройти на выборах более чем пяти партиям.

Закон не запрещает включать в комиссии представителей таких партий сверх квоты, но те, кто формирует комиссии, часто рассматривают партийную квоту как нечто навязываемое извне и стремятся ограничиться минимальным соблюдением закона. Поэтому в тех случаях, когда число партий, на которые распространяется квота, больше самой квоты, они зачастую «отсекают лишних», отбирая представителей тех партий, которые наиболее лояльны действующей власти.

Следует отметить, что партийные квоты часто не заполняются из-за того, что партии не обладают достаточным количеством человеческих ресурсов для выдвижения кандидатур в избирательные комиссии нижнего уровня (в особенности в участковые), а также из-за недостаточного внимания партий к процессу формирования избирательных комиссий. Нередко бывает и так, что некоторые партии (в том числе и декларирующие оппозиционность) делегируют в состав комиссий не своих реальных представителей, а лиц, которых им рекомендует исполнительная власть.

На места в избирательных комиссиях, остающиеся после заполнения квот (партийной и квоты вышестоящей комиссии), формально могут претендовать представители широкого круга субъектов выдвижения. Так, во все комиссии (от комиссий субъектов РФ до участковых) своих представителей вправе выдвигать любые политические партии и общественные объединения.

Право выдвижения имеют и представительные органы муниципальных образований (во все комиссии, кроме комиссии муниципального образования). В избирательные комиссии, действующие на постоянной основе (комиссии субъектов РФ, муниципальных образований, территориальные), вправе выдвигать кандидатуры также избирательные комиссии предыдущего состава.

Кроме того, во все комиссии, кроме комиссий субъектов РФ, правом выдвижения кандидатур обладают «собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы». При этом закон не уточняет ни число участников такого собрания (формально может быть хоть два человека), ни связь этих избирателей с территорией, на которой действует комиссия.

Сроки формирования избирательных комиссий и сроки приема предложений по кандидатурам должны быть прописаны в законах о конкретных выборах. При этом период, в течение которого принимаются предложения по кандидатурам в состав комиссий, действующих на постоянной основе, должен быть не меньше месяца, а остальных комиссий – не меньше 10 дней.

Реальная же картина формирования избирательных комиссий далека от той схемы, которая вырисовывается при чтении закона. Почти никто из субъектов выдвижения кандидатур (кроме парламентских партий, да и то не всех) не делает это самостоятельно, по собственной инициативе.

В этом проявляется крайняя слабость гражданского общества, невнимание общественности к важнейшему процессу организации выборов.

В то же время видно, что сама власть не заинтересована в участии гражданского общества в этом процессе и делает все, чтобы погасить изредка возникающую инициативу.

На практике формированием избирательных комиссий занимаются исполнительные органы, где обычно существуют отделы или управления, непосредственно связанные с организацией выборов.

Эти отделы и подбирают кандидатуры, а затем распределяют, какие организации или собрания должны их официально выдвинуть.

При этом часто такая «разнарядка» делается настолько формально, что выдвигаемые кандидатуры не имеют и малейшего отношения к субъектам выдвижения.

В результате обычной является ситуация, когда в избирательную комиссию нет конкурса: сколько мест, столько и кандидатур. И орган, формирующий комиссию, просто и без особых затей утверждает эти кандидатуры.

Если же число кандидатур оказывается больше, чем число мест в комиссии (чаще всего это бывает при формировании комиссии субъекта РФ), то это скорее всего означает, что, помимо кандидатур, подобранных исполнительной властью, есть те, кто выдвинут по собственной инициативе или по инициативе своей организации.

Однако орган, формирующий комиссию, легко отличает первых от вторых, и вторые почти всегда отсекаются, даже если по всем параметрам (возраст, образование, опыт работы) они предпочтительнее первых.

Особая ситуация с участковыми избирательными комиссиями. Как и в советское время, они чаще всего формируются на базе трудовых коллективов.

С одной стороны, это позволяет им более или менее слаженно работать в день ания, в то время как у членов участковой комиссии, ранее между собой незнакомых, практически нет возможности сработаться.

С другой стороны, члены комиссии, состоящие в одном трудовом коллективе, часто оказываются сильно зависимы от председателя комиссии или кого-то еще, кто может командовать комиссией, и потому такие комиссии легкоуправляемы.

Тем не менее довольно часто кандидатур в участковые комиссии не хватает (даже с учетом «добровольно-принудительного» их формирования через трудовые коллективы), и органы, подбирающие кандидатуры, идут навстречу инициативам со стороны партий, общественных объединений и просто активных избирателей. Чаще всего такие «инициативники» включаются в состав комиссий, сформированных на базе трудовых коллективов, где имеется недобор. Но бывают случаи, когда участковые комиссии целиком формируются на базе общественных объединений, созданных по месту жительства.

Как видно из вышеизложенного, значительно больше шансов стать членами избирательных комиссий выше участковых с правом решающего голоса у граждан, являющихся членами партий, на которые распространяется партийная квота. Тем не менее и другим активным гражданам нужно уметь пользоваться возможностями, которые есть, и стремиться их расширить.

Основных путей, как можно понять, два – через партийные квоты и без них. Во втором случае решение полностью в руках тех, кто формирует комиссию. И здесь мы можем дать две общие рекомендации.

1. Гражданин, претендующий на работу в избирательной комиссии, должен быть достаточно компетентным. Поэтому лучше всего набирать опыт, начиная с работы в комиссиях самого нижнего уровня – участковая, территориальная и т.д.

За четырехлетний цикл в каждом регионе обычно проходит как минимум две, а чаще три и больше избирательных кампаний, так что опыт приобретается быстро.

Конечно, для тех, кто формирует комиссии, опыт кандидата может не иметь решающего значения, но все же совершенно игнорировать этот фактор они не всегда могут.

2. Необходимо оказывать давление на органы, назначающие членов комиссий, – через прессу, а также используя другие способы привлечения общественного внимания.

Важно добиться, чтобы процесс формирования комиссий был гласным, чтобы при назначении их членов трудно было оказывать предпочтение зависимым и некомпетентным кандидатам.

Но для этого, безусловно, нужно, чтобы был выбор, конкурс и чтобы были предложены независимые и грамотные кандидаты.

Что касается использования беспартийными гражданами партийных квот, то этот путь нам представляется вполне перспективным. Мы полагаем, что партии, оппонирующие власти, заинтересованы в таком сотрудничестве. Возможно, они не до конца осознают свой интерес, и здесь необходима дополнительная разъяснительная работа.

Как уже отмечалось, у партий часто не хватает людей для того, чтобы «закрыть» даже территориальные комиссии, не говоря уже обо всех участковых. Кроме того, не нужно забывать, что членам избирательных комиссий с правом решающего голоса запрещено участвовать в предвыборной агитации.

Таким образом, делегируя в комиссию своего активиста, партия тем самым теряет его как возможного агитатора.

Именно поэтому партии может быть выгодно выдвижение в комиссию гражданина, не являющегося ее членом и не готового за нее агитировать, но способного оказывать партии помощь именно в качестве члена избирательной комиссии.

Источник: https://isfic.info/elekt/vasr16.htm

Статья 24. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований | ГАРАНТ

Кем формируется избирательная комиссия

Статья 24. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

1. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

4.

 Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

5. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта Российской Федерации в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования.

6.

 Избирательная комиссия муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса.

Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

7.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения – также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

8. Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

9.

 Представительный орган муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 357-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1

9.

1. Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:

а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 357-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.2

9.

2. Предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в пунктах 9 и 9.1 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в пункте 8 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 357-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.3

9.

3. В случае, если указанных в пунктах 8, 9 или 9.1 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 8, 9 или 9.1 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

10. Избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов ания, определения результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов ания и результатов выборов, референдумов;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района – также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Источник: https://base.garant.ru/184566/7b14d2c2dfc862f67bd2c3471bf87b3f/

Территориальная избирательная комиссия: правовой статус, порядок формирования и компетенция

Кем формируется избирательная комиссия

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов гос. власти, органов МС и общественных объединений, однако на практике случаи вмешательства постоянны.

В Российской Федерации действует сложная и неоднородная система:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе, возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов ГД).
  • Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов).
  • Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия изб. комиссий МО.
  • Избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории МО (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений). Организуют выборы в органы МС (муниципальные выборы), местные референдумы и ания. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий.
  • Окружные избирательные комиссии — формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа, участвуют в проведении выборов депутатов регионального или местного уровня, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательной системе. Окружная комиссия может не формироваться, если её полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.
  • Участковые избирательные комиссии — формируются сроком на 5 лет (обычно примерно за месяц до дня ания) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия истекают не ранее, чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации ания и подсчета избирателей.

Формирование

Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются представительными и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений ПП.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии МО формируются представительными органами МО с учетом предложений избирательной.

Все вышеуказанные избирательные комиссии, за исключением окружных, являются постоянно действующими.

Порядок работы

Должностные лица избирательной комиссии — председатель, заместитель председателя, секретарь. Председатели избирательных комиссий в зависимости от уровня комиссии назначаются вышестоящими комиссиями или избираются самими комиссиями по предложениям вышестоящих комиссий из состава комиссий.

Заместители председателей и секретари комиссий избираются комиссиями из своего состава. Решения избирательных комиссий по всем вопросам принимаются на заседаниях, ключевые решения по вопросам организации избирательного процесса принимаются большинством от установленной численности комиссии.

Протоколы об итогах ания, о результатах выборов подписываются всеми членами избирательной комиссии.

> Понятие и правовой статус территориальных избирательных комиссий в системе избирательных комиссий РФ

Избирательные комиссии не образуют жесткую, строго централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в Российской Федерации.

Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. – М.: ЗАО “Юстицинформ”, 2008..

Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента РФ.

Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ.

Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ.

Избирательные комиссии Российской Федерации представляют собой стройную, гибкую систему, приспособленную к выборам органов власти различного уровня.

Как и всякая сложная социальная структура, система избирательных комиссий – не просто сумма составляющих ее элементов, а слаженный “организм”, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996. С. 7.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” под избирательной комиссией понимается коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Таким образом, избирательные комиссии формально являются независимыми органами, не входящими ни в одну из трех ветвей власти и имеющими специальные функции, связанные с организацией выборов.

За избирательными комиссиями закреплена роль арбитра, независимого и беспристрастного организатора конкурентной политической борьбы, институционализированной в форме избирательного процесса.

В рамках нашего исследования представляется необходимым определение понятия правового статуса комиссии и его основных составляющих категорий.

Теория права не предусматривает единой универсальной трактовки данного понятия, равно как и действующие нормативные акты также не регламентируют указанного понятии.

В связи с отсутствием легального определения понятия “правовой статус”, оно формируется специалистами применительно к каждой отдельной ситуации.

Наиболее распространено восприятие правового статуса в качестве совокупности законодательных требований, определяющих положение конкретного субъекта в совокупности правоотношений. В этой связи зачастую структура правового статуса включает в себя следующие категории:

обязанности;

ответственность субъекта.

Источник: https://nauet.ru/territorial-electoral-commission-legal-status-order-of-formation-and-competence/

Статья 26. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий

Кем формируется избирательная комиссия

Статья 26. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий

1. Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

2. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.

3. Срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

4. Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица.

Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

5. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти–четырнадцати членов с правом решающего голоса.

6.

 Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

8.

 В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.

9. Территориальная комиссия:

а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для ания, ящики для ания) для участковых комиссий;

в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий,связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;

г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов ания;

д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

1. Начиная с 2002 года территориальные избирательные комиссии (ТИК) являются государственными органами субъекта Российской Федерации.

Признаками, позволяющими считать их таковыми, являются: 1) порядок формирования (формируются государственным органом субъекта Российской Федерации – избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (ИКСРФ); 2) наличие определенной законом компетенции (соответствующие статьи федеральных и региональных законов о полномочиях комиссий); 3) наличие определенных полномочий в отношении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, других участников избирательного процесса – решения ТИК, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения, причем нарушение этой обязанности влечет возможность применения административной ответственности по статье 5.3 КоАП РФ; 4) определенное место в иерархии системы избирательных комиссий – нижестоящая по отношению к ИКСРФ, вышестоящая по отношению, например, к УИК; 5) возможность финансирования деятельности комиссий за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Конкретное место ТИК в системе государственных органов субъекта Российской Федерации определяется федеральным избирательным законодательством, соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

При этом законодатель должен исходить из того, что ТИК не являются органами государственной власти, а относятся к так называемым иным государственным органам специальной компетенции, постоянно действующими на соответствующей части территории субъекта Российской Федерации.

Как показывает практика последних лет, включение ТИК в систему государственных органов субъектов Российской Федерации было правильным шагом в направлении совершенствовании избирательной системы в Российской Федерации.

ТИК становятся универсальным опорным звеном всей системы, способным выполнять функции иных избирательных комиссий, быть координатором избирательных действий в период любых избирательных кампаний на своей территории. С уровня ТИК начинается действие ГАС «Выборы».

Каждая ТИК оснащена комплексом средств автоматизации (КСА), который позволяет оперативно получать и предавать гласности достоверную информацию о результатах ания и об итогах выборов, передавать ее в вышестоящую комиссию. Уровень ТИК является базовым для регистрации (учета) избирателей. Постоянно действующие ТИК со штатными работниками имеют возможность организовать обучение и подготовку кадров организаторов выборов, вести правовое информирование и обучение избирателей.

2. Постоянная основа деятельности ТИК означает непрерывный период их работы с момента первого заседания комиссии до истечения установленного законом срока полномочий (первого заседания комиссии нового состава).

ТИК создаются не для проведения конкретных выборов, как ранее, а для организации любых выборов, проводимых на соответствующей территории в течение срока их полномочий. Признак постоянной основы деятельности присутствует у ТИК вне зависимости, от того, наделена комиссия правами юридического лица или нет.

В системе избирательных комиссий в Российской Федерации (на конец 2006 года) всего было 2746 ТИК, в том числе 129 ИКМО с полномочиями ТИК. Комментируемый Федеральный закон (пункт 1 статьи 20) относит к ТИК районные, городские избирательные комиссии, но не исключает возможности создания и других комиссий.

Так, в связи с созданием двухуровневой системы местного самоуправления можно предположить возможность создания ТИК на уровне крупного муниципального поселения, например, станицы, (при согласии представительного органа соответствующего муниципального образования)

3. Поскольку комментируемым Федеральным законом установлен практически единый статус ТИК на всей территории Российской Федерации, срок их полномочий также един – 4 года.

Если срок полномочий комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, в которых они участвуют, то по общему правилу срок продлевается до окончания соответствующей кампании.

В конце 2006 года истекает срок полномочий большинства ТИК действующего состава и будут сформированы ТИК в новом составе на новый четырехлетний срок полномочий 1 .

4. В случае наделения ТИК правами юридического лица, необходимо обеспечить финансирование работы на штатной основе минимум одной единицы (председателя комиссии) с созданием одновременно соответствующих условий для работы.

Соответствующая норма должна содержаться в законе субъекта Российской Федерации и может распространяться либо на все ТИК, либо на некоторые из них. В настоящее время пока незначительная часть ТИК пользуется правами юридического лица, при этом в ряде субъектов все ТИК наделены этим статусом.

Например, в Республике Коми, в Мурманской и Пермской областях, городе Санкт-Петербурге. Чтобы избежать дублирования в деятельности комиссий, сформированных на одной и той же территории, законодатель предусмотрел возможность взаимного возложения полномочий.

В комментируемом пункте 4 предусмотрено, что полномочия ТИК могут быть возложены на соответствующую ИКМО, при том, что пункт 4 статьи 24 комментируемого Федерального закона предусмотрел и обратную ситуацию. Решение принимается ИКСРФ по согласованию с представительным органом местного самоуправления.

В ряде субъектов Российской Федерации, в частности, в Алтайском крае, Костромской, Новгородской, Ульяновской областях полномочия ТИК возложены на ИКМО на всей территории субъекта Российской Федерации, в других субъектах Российской Федерации – на часть комиссий (всего 129 ИКМО).

_______________
1 См.

: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 176/1131-4 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 6 (197).

5. В связи с тем, что ТИК приобретают характер универсальных организаторов выборов, реализуют возрастающий объем полномочий федеральный законодатель значительно увеличил возможный (допустимый) численный состав членов комиссии с правом решающего голоса: от 5 до 14 человек (ранее было 5–9 человек).

Конкретное количество членов каждой ТИК определяется ИКСРФ в решении комиссии о перечне ТИК в соответствии с пунктом 10 статьи 23 комментируемого Федерального закона.

Количество членов комиссии зависит от количества избирателей, зарегистрированных на данной территории, а также местных особенностей, например, наличия отдаленных или труднодоступных местностей, выполнения ТИК полномочий иных избирательных комиссий и т.д.

Источник: http://www.cikrf.ru/law/federal_law/comment/st26.php

Selsovet-jurist
Добавить комментарий