Как научиться выразительно читать вслух пособия

Содержание
  1. Чем полезно чтение вслух на русском и/или английском?
  2. Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух
  3. Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?
  4. Для расширения кругозора
  5. Для профориентации
  6. Чтение вслух. Как научиться быстро читать вслух? Советы для детей и взрослых… | Читай Быстро
  7. Основные упражнения для чтения вслух в детском возрасте
  8. Что такое выразительное чтение?
  9. Чтение вслух – основа ораторского искусства
  10. Основные принципы обучения выразительному чтению у взрослых
  11. Почему возникают проблемы со скоростью чтения вслух и как их устранить?
  12. Рабочие тетради для самостоятельного обучения быстрому чтению
  13. Тексты для чтения вслух для взрослых
  14. Что делать если быстро устаю, когда читаю вслух?
  15. 3 правила для развития уверенной речи
  16. Как научиться выразительно читать вслух пособия
  17. Основные теоретические аспекты выразительного чтения
  18. Упражнение 6. «Бешеная книга»
  19. 4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво
  20. Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»
  21. Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
  22. Выразительное чтение, обучение, практикум
  23. Чтение вслух. Как нужно читать вслух
  24. Чтение вслух
  25. Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?
  26. Как правильно читать с листа перед публикой
  27. Посмотрите :
  28. Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги
  29. Правильное публичное чтение
  30. Как правильно читать вслух
  31. 1. Не проблема
  32. 2. Что читать вслух
  33. 3. Как читать вслух
  34. 4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво
  35. 5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе
  36. 6. Послушайте (посмотрите) как вы читаете вслух
  37. 7. Учитесь на одном тексте
  38. 8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос
  39. 9. То же самое можно сказать и о видео
  40. 10. Сделайте анализ своей речи

Чем полезно чтение вслух на русском и/или английском?

Как научиться выразительно читать вслух пособия

Мы привыкли к утверждению, что чтение — полезно для расширения словарного запаса и получения новой информации. Чтение вслух, про себя, скорочтение… все ли одинаково полезно для усвоения новой информации или чтение чтению рознь? Михаил Шестов поможет разобраться что к чему.

Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух

1. Успеваемость в школе на 95% зависит от умения ребенка читать вслух не по слогам, а так, как будто он просто что-то рассказывает. В школах детей не учат хорошо (бегло и выразительно) читать, а переводят их на «молчаливое» чтение (глазами, схожее с поверхностным чтением — «скорочтением»).

Школьная программа рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало.

Мешает понять важность «громкого» чтения основная «проблема» — кажется, что когда начинаешь читать вслух, что информация не усваивается. На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. При «молчаливом» в один глаз влетает, а в другой вылетает. Просто мозг не понимает этого сразу.

2. Расширение словарного запаса. Не секрет, что у обычного взрослого даже словарный запас в родном практически не увеличивается, если он не выполняет специальных упражнений. Что там говорить о быстром изучении иностранного или освоении новой специальности — это требует усвоения слишком больших объемов новой информации!

Практика работы проекта SupremeLearning показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.

3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.

4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей.

 Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.

При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.

«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.

5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков.

Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр.

Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.

6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

 Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в формевесьмозг.

Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке.

Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды.

Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.

8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова».

Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все ые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка».

То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.

9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма.

В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки.

 Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.

Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.

Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?

С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:

  • повторение за диктором (за вами, например)
  • чтение вместе с диктором
  • самостоятельное чтение

Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.

Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.

Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов).

Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования.

Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.

Для расширения кругозора

Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе.

Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка.

Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.

Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.

Для профориентации

Для профориентации ребенка необходимо увеличить объем специальных терминов (присущих  конкретной профессии или роду деятельности) в разной манере произносимых ребенку, с утрированной демонстрацией артикуляции, в целях выработки у него стойкой привычки не только повторять за вами и другими образованными людьми, но еще и в соответствии с законами орфоэпии.

Это только некоторые приемы, рекомендуемые Михаилом Шестовым для полноценного развития ребенка.

Из истории: В 2005 году Михаил Юрьевич выступил перед школьниками старших классов школы номер 15 города Кисловодска с часовой лекцией на тему «Как научить себя учиться в выпускных классах и ВУЗе», в которой он подробно рассказал и продемонстрировал многое из написанного выше.

Через два года 13 ребят, которые прослушали лекцию Шестова, закончили школу с золотыми медалями.  До этого за всю историю существования школы более двух золотых медалей в год выпускникам не выдавалось.Блиц-курс “Статусный английский” Михаила Шестова в Москве или в Нью-Йорке.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9c6c174240f800ab934d59/5ca5c9893aaf7b00b2c31104

Чтение вслух. Как научиться быстро читать вслух? Советы для детей и взрослых… | Читай Быстро

Как научиться выразительно читать вслух пособия

Сегодня существует множество методик и способов обучения быстрому чтению вслух. Большое количество книг позволяет улучшить скорость, однако процесс выразительного чтения, которое развивается благодаря чтению вслух, занимает довольно длительное время.

Каждый человек знает важность чтения. Оно позволяет развивать мышление, память, внимательность, увеличивает словарный запас. Благодаря постоянному чтению совершенствуются коммуникативные навыки человека.

Однако мало кто задумывается, насколько чтение вслух полезнее как для ребенка, так и для взрослого человека. Спросите себя: давно ли вы читали книгу вслух? За ненадобностью этот навык атрофируется, что приводит к проблемам не только на ораторской трибуне, но и в повседневной жизни.

В детском возрасте чтение вслух имеет особое важное значение. Занимаясь с ребенком, вынуждая его проговаривать текст или сказку, мы совершенствуем:

  • скорость и качество обработки информации.

    В детском возрасте нужно обязательно тренироваться с ребенком читать вслух. В данном случае значение имеет не скорость прочтения текстов, а правильность и эмоциональная окраска. Ребенок должен научиться с помощью речи передавать чувства и интонации персонажей.

    Отдельно о том, как важно развивать беглое чтение для ребенка мы говорим в наших рабочих тетрадях.

    Основные упражнения для чтения вслух в детском возрасте

    Многократное прочтение. Ребенок не запомнит слова, а часто не сможет пересказать текст с первого раза. Чтобы совершенствовался навык понимания информации, улучшалась дикция и пополнялся словарный запас, один и тот же текст нужно читать несколько раз подряд и в будущем возвращаться к его перечитыванию.

    Темп скороговорок. Скорость чтения вслух с сохранением правильности произношения развивают не только сами скороговорки, но и чтение обычных текстов в таком темпе. Пусть ребенок старается читать как можно быстрее, но при этом не забывает о правильной дикции.

    Переход на неизвестное. Ребенку предлагается выразительно прочитать знакомый отрывок. Он начинает читать, но останавливать его не нужно. Когда он перейдет на незнакомую часть, то продолжит читать выразительно.

    Что такое выразительное чтение?

    Выразительное чтение – это не только прочтение текстов вслух, но и правильная передача интонаций, эмоций, расстановка акцентов в нужных местах.

    Многие ассоциируют выразительное чтение с художественной литературой, обучают такому чтению детей и не задумываются, насколько данный навык необходим взрослому успешному человеку. Выразительное чтение – основа ораторского искусства.

    Осваивать его нужно не только с художественными текстами, но и научными докладами, презентациями и другими подобными элементами.

    Чтение вслух – основа ораторского искусства

    Ораторское искусство – умение привлечь аудиторию, вызвать ее интерес и неподдельное внимание, произвести приятное впечатление. Учиться ораторскому искусству нужно с правильного чтения вслух. В современном мире существует множество курсов для людей, которые желают обучиться публичному чтению и ораторству, но сделать это можно самому дома.

    Основные принципы обучения выразительному чтению у взрослых

  • расставляйте паузы и акценты (новичкам можно заранее подчеркнуть в тексте значимые предложения или даже слова, чтобы вовремя сделать на них ударение).

    В обучении выразительному чтению главное практика. Смело становитесь перед зеркалом и читайте: сказки, статьи в газетах, доклады, курсовые и так далее.

    Вы удивитесь, насколько улучшится ваш ораторский навык буквально через пару недель.

    Почему возникают проблемы со скоростью чтения вслух и как их устранить?

    Чаще всего проблемы возникают у детей младше 12 лет. Проведенные исследования говорят о необходимости развития навыков чтения с дошкольного возраста. Если же обучение началось позже, в подростковые годы дети могут столкнуться со следующими проблемами:

  • постоянное возвращение к одному слову.

    Данные проблемы нередко встречаются и у взрослых. Прежде чем учиться скорочтению, необходимо в первую очередь исключить данные недостатки. Справиться с этим помогает постоянное чтение новых материалов и использование правил указанных выше.

    Кстати, на нулевом уровне стоит выделить проверку скорости чтения, чтоб уж наверняка знать от чего оттталкиваться. Проверить ее можно у нас на сайте абсолютно бесплатно. Вот тут: http://bukva.info/rapid/

    Чтобы достичь эффективных результатов, необходимо тренироваться каждый день. Периодическое изучение новой информации помогает натренировать мышцы губ и языка, а также расширить память. Благодаря этому вы сможете визуально воспринимать слова, значительно увеличив скорость чтения вслух.

    Рабочие тетради для самостоятельного обучения быстрому чтению

    Мы, в Читай Быстро, твердо стоим на позициях самостоятельного обучения беглому чтению. В том числе красивому, но быстрому чтению вслух. Исходя из проанализированных результатов проверки скорости чтения почти 30 тысяч наших посетителей, мы сделали две рабочие тетради для детей и взрослых. Вот они перед вами:

    Используя методический материал, который представлен в этих тетрадях, каждый из вас может самостоятельно увеличить скорость собственного чтения или скорость чтения вашего ребенка. Никаких специальных знаний, никаких сложных программ или учителей. Простые упражнения и небольшая самодисциплина. Попробуйте как это работает.

    Тексты для чтения вслух для взрослых

    Сначала мы хотели привести в этой статье в пример несколько художественных текстов, которые вы могли бы читать вслух и тренировать свою скорость, а также правильность и красоту чтения. Однако, мы подумали, что зачем ограничивать вашу свободу выбора и давать всего несколько текстов, когда у нас их больше пятидесяти :).

    Да-да, вы не ослышались, в инструменте проверки скорости чтения по адресу: https://bukva.info/rapid/ заведено чуть больше 50 различных художественных, публицистических и нонфикшн текстов, каждый из которых может быть прочитан вами вслух за определенный промежуток времени. Вот как они выглядят:

    Весь фокус еще и в том, что вы не просто читаете текст, а отвечаете после него на контрольные вопросы, чем проверяете свою осознанность чтения. После теста можно получить бесплатный сертификат с вашими показателями и рекомендации по тому как дальше развивать скорочтение.

    Что делать если быстро устаю, когда читаю вслух?

    Во-первых, давайте сразу отметим, что как любой физический процесс, который вы стараетесь правильно выполнять продолжительный период времени без должной подготовки, чтение вслух может и должно вызывать у вас дискомфорт. Это нормально. По началу больше, со временем гораздо меньше.

    Каждый из вас, особенно с появлением ребенка, начиная читать сказки вслух замечал, что очень скоро в горле начинает першить, в части гортани появляются неприятные ощущения, хочется прокашляться или хотя бы попить воды.

    Как это не странно но для того чтоб продолжительное время читать вслух и не уставать вам нужно тренировать не горло или ые связки, а именно диафрагму. Диафрагма отвечает за то как и с какой силой вы дышите, а дыхание в свою очередь и формирует звуковой ряд. Тренируя диафрагму вы избавитесь от проблемы быстрой усталости при чтении вслух.

    Как это сделать самостоятельно? Кроме развития диафрагмальных мышц, Для того чтоб не уставать быстро и морально держаться на протяжении всего чтения вслух, вам помогут простые секреты сценической речи. Ведь как мы помним, красивое чтение вслух — это и есть основа сценического искусства.

    3 правила для развития уверенной речи

    Стоит отметить, что для постановки красивого сценического голоса, все же, следует обращаться к профессионалам, чтоб избежать ошибок и сделать процесс обучения гораздо более быстрым и безболезненным. Однако существуют базовые правила, которые помогут вам начать самостоятельно.

    Тренировка дыхания. Поскольку именно дыхание является основой голоса, соответственно для мощного звука необходимо мощное дыхание.

    Делайте глубокие вдохи носом, задерживайте воздух на короткие промежутки 3-5 секунд и резко выдыхайте ртом. Выдох должен быть резкий как будто вы сдуваете с места воздушный шарик или задуваете спичку.

    Вдыхайте снова и представляйте, что перед вами два шарика — два резких выдоха. Далее: три, четыре и пять шариков.

    Укрепление речевого аппарата. За правильность произношения звуков отвечают мимические мышцы лица, которые можно развивать простым кривлянием. А также верхнее-нижнее небо и язык. Перед началом чтения попробуйте «размять лицо» а также попроизносить все гласные буквы — это максимально хорошо «разомнет» губы и язык.

    Кричите. Только по возможности не на людей :). Регулярный крик во все горло тренирует ые связки и гортань. Этот навык будет вам очень полезен, когда вам понадобится читать вслух большие произведения по 30-60 минут без остановки.

    Источник: https://bukva.info/blog/kak-nauchitsya-bystro-chitat-vsluh/

    Как научиться выразительно читать вслух пособия

    Как научиться выразительно читать вслух пособия

    Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой.

    Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи.

    Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

    Основные теоретические аспекты выразительного чтения

    Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят.

    Важно Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    • Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему.

    Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация
  • В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов.

    Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С.

    Когда заставляли читать вслух.

    Потом всем мы перешли на чтение “про себя”. И в этом достигли хороших успехов.

    Неудивительно, что ораторы с трибуны не могут хорошо и красочно прочитать вслух текст. Почему?

    Потому что невостребованная функция, как говорят медики, она атрофируется.
    С чтением “вслух” происходит тоже самое.

    Оратору кажется:

    – Сейчас как прочитаю! Я ведь читаю красиво и красочно. Прочитал сотни книг!

    А что выходит в результате?

    Монотонное чтение. Маловыразительное.

    И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

    Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

    При таком способе чтения теряется смысл текста.

    Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

    Упражнение 6. «Бешеная книга»

    Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

    Ребенок читает вслух.

    В детском возрасте нужно обязательно тренироваться с ребенком читать вслух. В данном случае значение имеет не скорость прочтения текстов, а правильность и эмоциональная окраска. Ребенок должен научиться с помощью речи передавать чувства и интонации персонажей.

    4.
    Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво

    Сможете контролировать и свою речь и голос.

    Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.

    Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

    Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

    Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

    Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

    Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

    Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

    А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

    Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

    Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

    Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6.

    Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

    В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    • Выделяют следующие виды интонации:
    • Выразительная
    • Повествовательная
    • Восклицательная
    • Интонация перечисления

    Повествовательная интонация практически не вызывает проблем.

    Источник: https://helpjur.ru/kak-nauchitsya-vyrazitelno-chitat-vsluh-posobiya

    Выразительное чтение, обучение, практикум

    Как научиться выразительно читать вслух пособия

    Ударные слова

    В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова.

    Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения.

    Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил.

    В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:

    Сделалось смятение. Калитка заскрипела.

    Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:

    Вдруг молния всю чащу озарила.
    Прибой шумит.

    Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

    Дедушка на балконе, а бабушка под окном сидит.
    Обжегся на молоке, дуешь и на воду.

    Противопоставление может подразумеваться

    И дурак это поймет ( не только умный).

    Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом:

    Я не трону его.
    И всё грустит она.

    Но при противопоставлении местоимение выделяется:

    Сегодня – ты, а завтра – я.

    Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение.

    Слабый ветер тянул по верхушкам.
    Люблю молодца за искренность.

    Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

    На нее обратились взоры мужчин.
    Шум слился с говором гостей.

    Но при противопоставлении ударение не переносится.

    Навстречу северной Авроры
    Звездою севера явись!

    Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда».

    Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением.

    Черные тучи повисли над морем.
    В небольших комнатках тепло и уютно.  

    Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится.

    В небольших комнатках тепло и уютно.

    Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

    Он спокойный, рассудительный, положительный человек.

    Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.

    Он человек гордый и своенравный.

    Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные.

    Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое.

    Ударение падает на слова, выражающие сравнение.

    Стонал, как зверь.
    Как лань лесная боязлива.

    Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

    Как походил он на поэта,
    Когда в углу сидел один.

    Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

    Белинский – замечательный русский критик.

    При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться.

    Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

    Логическая и психологическая паузы

    Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими  и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими.

    Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз.

    Они делаются:

    1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:
    2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

    Сей Анджело надменный,|
    Сей злобный человек, | сей грешник | – был любим;

    3) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет его:

    Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;

    4) перед существительным, определяющим другое существительное:

    Художник Серов | замечательный русский портретист…

    Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна:

    Замечательный русский портретист художник Серов;

    5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:

    Хлопотун он, | а хозяин плохой.
    Мы отужинали молча | и встали из-за стола скорее обыкновенного.

    6) При тире и при пропуске слова:

    Книга – | друг человека.

    7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить мысли):

    Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, |  да он никакого решения не объявляет.

    8) Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым и пояснительными словами.

    9) В сложных распространённых предложениях:

    Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей:

    Дичи у него в поместье водится много, | дом построен по плану французского архитектора , | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

    Здесь приводятся примеры логического разбора известных афоризмов об ораторском искусстве.

    Если для определения логической паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание.

    Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи.

    Наиболее труден для выраз

    ительного чтения материал, состоящий из длинных смысловых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и потерять основную мысль. Важно научиться также обращаться с вводными словами и придаточными предложениями. Их следует затушевывать, пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Иначе речь окажется тяжелой, а это будет мешать восприятию материала.  

    Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи. Выполнять упражнения для улучшения голоса. Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте список сложных слов, описание артикуляции звуков и сборник русских народных скороговорок.

    Источник: https://diktory.com/vyrazitelnoe_chtenie.html

    Чтение вслух. Как нужно читать вслух

    Как научиться выразительно читать вслух пособия
    Когда вы в последний раз читали вслух?

    Почему люди плохо читают вслух? Из-за чего так происходит? Почему кажется: “Сейчас, ах, как прочитаю!”, а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем. 

    А когда вы читали в последний раз вслух?

    Давно это было?

    В этой статье будут (подробно) рассмотрены причины, по которым люди плохо читают вслух, рекомендации, как развивать чтение вслух, практические упражнения (далее), которые помогут научиться хорошо читать вслух, как себе, так и при публичном выступлении.

    Чтение вслух

    Как пишет Википедия: Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

    Когда мы читали вслух? Наверное, еще в школе.

    Причем, не в старших классах, а в начальных. Когда заставляли читать вслух.

    Потом всем мы перешли на чтение “про себя”. И в этом достигли хороших успехов.

    Неудивительно, что ораторы с трибуны не могут хорошо и красочно прочитать вслух текст. Почему?

    Потому что невостребованная функция, как говорят медики, она атрофируется. С чтением “вслух” происходит тоже самое.

    Оратору кажется:

    – Сейчас как прочитаю! Я ведь читаю красиво и красочно. Прочитал сотни книг!

    А что выходит в результате?

    Монотонное чтение. Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.

    Так?

    Во всяком случае, так слышится со стороны.

    Уважаемый читатель! Большая просьба сделать клик на рекламе от Гугль в знак вашей благодарности нам за бесплатные материалы на этом сайте:

    Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?

       Полезно осознать, что навык “чтения вслух” мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении “про себя”. А это, хоть  и похожие, но разные навыки нашего мозга.

    И начать читать вслух.

    Можно читать разные тексты: и красочные тексты великих писателей, и “сухие” тексты энциклопедий.

    Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.

    Как правильно читать с листа перед публикой

    Вы, видели когда-нибудь оратора читающего по бумажке? Согласитесь – печальное зрелище.

    Посмотрите :

    • И подписывайтесь на наш -канал. Там много интересных видео.

    В советские времена читать “по бумажке” было принято.

    Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева.

    Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

    А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.

    Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.

    Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги

    Но читает он так, что никто и не замечает чтения.

    Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? – Потому что он умеет читать.

    • И подписывайтесь на наш -канал. Там много интересных видео.

    А что нужно было сделать? Есть два варианта:

    1. Прочитать – и “своими словами” рассказать этот текст публике.
    2. Научиться технике “публичного чтения”.

    Правильное публичное чтение

    Почему “правильное” – потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.

    Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

    Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

    И читать, и видеть тех, кому читаешь.

    И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

    Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

    Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

    Вспомним наши замечательные лекции в институте…

    Так как же читать вслух с листа, не теряя зрительного контакта?

    На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.

    Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.

    Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

    Как правильно читать вслух

    Итак, подытожим всё выше написанное.

    1. Не проблема

    Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема. Это – задача.  Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

    Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

    Чтобы научиться читать вслух (или научить другого), нужно читать любые тексты. Как правило, написанные тексты хорошо продуманны. В них присутствуют “новые” слова для нашего разговорного словарного запаса.

    О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

    Как увеличить словарный запас

    2. Что читать вслух

    Можно читать сказки, читать истории, читать притчи.

    Очень рекомендую читать именно притчи. Это – короткие рассказы. И нет желания читать быстро, чтобы дочитать до конца. Как правило, они очень хорошо написаны.

    • Рекомендую эти притчи
    • А это – целый сайт хороших притч

    3. Как читать вслух

    Желательно читать не спеша, медленно. Не более 100 слов в минуту. Лучше: 60. Еще лучше (хотя это трудно) – 40 слов в минуту.

    Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.

    При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать. А когда же запоминать слова?

    При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст.

    Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.

    4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво

    Сможете контролировать и свою речь и голос.

    Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
    Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

    5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе

    Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.

    Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики.

    6. Послушайте (посмотрите) как вы читаете вслух

    Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.

    Проверьте, есть ли мусорные звуки “э-ээ”, “м-мм”.

    • Если есть, то рекомендую прочитать: Мусор в словах, и как с этим бороться

    Обратите внимание на то, чтобы голос не был монотонным, чтобы были интонации.

    7. Учитесь на одном тексте

    Более полезно перечитывать один и тот же текст, нежели постоянно читать новые страницы.

    Так вы будете видеть свой результат.

    8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос

    Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.

    90% учеников нашей Школы Ораторского Мастерства утверждают, что им нравятся голоса других учеников, но совершенно не нравится свой собственный.

    Наверное вы знаете, что мы себя слышим “внутренним ухом” (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей – “внешним ухом”. И вдруг – мы и себя услышали “внешним ухом”. Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и “возмущается”: “Это не я говорю! Это чужой человек!”.

    К своему голосу из динамиков нужно привыкнуть. Привыкание происходит быстро, хоть и не сразу. Как правило, после седьмого прослушивания ни у кого из моих учеников не происходит “неприятия” своего голоса.

    9. То же самое можно сказать и о видео

    Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников.

    Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: “Ужас какой!”.

    Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.

    В подтверждении моих слов, посмотрите это видео известного артиста кино, который рассказывает, как он сам не любил смотреть на себя со стороны:

    Когда я впервые себя увидел на экране – волосы встали дыбом

    10. Сделайте анализ своей речи

    Поставьте себе новые задачи. И… читайте, читайте, читайте вслух.

    Не для рекламы. Тренеры нашей Школы Ораторского Мастерства обучают и консультируют начинающих ораторов. Возможно, вас это заинтересует:

    • Онлайн-обучение ораторскому искусству в нашей Школе Ораторского Мастерства

    Уважаемый читатель! На моем сайте есть еще много полезных статей по этой теме. Читайте, пишите комментарии.

    С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

    Читать следующую страницу книги →

    ↑ Оглавление книги 

    / Чтение вслух / Как правильно читать вслух / Книги для чтения вслух /

    Источник: https://bolsunov.com/chtenie-vslux.html

    Selsovet-jurist
    Добавить комментарий