Израиль форма государственного устройства

Государственное устройство. По форме государственно-территориального устройства Израиль унитарное государство

Израиль форма государственного устройства

По форме государственно-территориального устройства Израиль унитарное государство. В административном отношении страна разделена на 6 округов.

По форме правления Израиль – парламентская республика с уникальной системой власти. С 1996 г. это единственная страна в мире, где Президент избирается парламентом, а Премьер-министр – непосредственно гражданами. Политический режим – демократический.

Израиль не имеет конституции как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Ее заменяют отдельные Основные законы. С 1958 по 1988 г. Кнессет (парламент) принял девять таких законов (о Кнессете, о землях Израиля, о Президенте, о Правительстве, о государственной экономике, об армии, об Иерусалиме – столице Израиля, о судоустройстве, о выборах).

Несмотря на название “Основные”, эти законы принимаются и изменяются в том же порядке, что и другие. Единственное их отличие состоит в том, что они не могут быть приостановлены, изменены постановлениями о чрезвычайном положении.

Только отдельные статьи являются “укрепленными”, то есть для их изменения требуется абсолютное большинство всех членов Кнессета (например, о проведении парламентских выборов по пропорциональной системе). В марте 1992 г. были приняты 2 новых Основных закона: о свободе профессий и о человеческом достоинстве и свободе. Первый из них, принятый в новой редакции в 1994 г.

, является целиком “укрепленным”. В последние десятилетия были приняты и другие законы, которые хотя и не именуются Основными, относятся к ним по своему содержанию.

Отсутствие конституции в Израиле нередко объясняется длящейся борьбой между сторонниками светской и теократической концепций по вопросу о роли религии в государстве и правовой системе (последние отрицают необходимость другой конституции, помимо Торы).

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Кнессету, состоящему из 120 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим избирательным правом по системе пропорционального представительства.

С 1996 г. выборы в Кнессет проводятся совместно с прямыми выборами Премьер-министра. Раньше Премьер избирался правящей партией. Досрочные выборы Кнессета до 1996 г.

могли быть объявлены только путем принятия самим Кнессетом решения об этом (в форме закона). С 1996 г.

Премьер-министр с согласия Президента получил право распускать Кнессет, если сочтет, что большинство его членов находится к нему в оппозиции.

Законодательная власть Кнессета практически не имеет ограничений, поскольку на принятые им законы не может быть наложено вето и они не могут быть аннулированы Верховным судом.

Кнессет также имеет широкие полномочия по руководству и надзору за действиями Правительства. Он утверждает бюджет, контролирует деятельность Правительства (Кабинета) путем депутатских запросов к министрам, проводит парламентские расследования, наконец, может отправить Кабинет в отставку путем вотума недоверия.

В соответствии с принятой в Израиле британской моделью законодательная инициатива осуществляется главным образом Кабинетом.

Законы принимаются большинством присутствующих на заседании Кнессета депутатов (любое число последних составляет кворум).

Исключение из общего правила составляют законы, вносящие изменения в пропорциональную избирательную систему, а также касающиеся Основных законов; в этих случаях требуется большинство, которое определено в соответствии с законом.

Глава государства – Президент, избираемый Кнессетом на 5 лет. Его статус определяется Основным законом 1964 г. Никто не может быть Президентом более 2 сроков подряд.

Политического веса Президент практически не имеет; он исполняет в основном церемониальные функции. Президентские полномочия обычно осуществляются по рекомендации соответствующих государственных министров.

Президент подписывает соглашения, ратифицированные Кнессетом, и законы, кроме тех, что касаются его полномочий. В отличие от глав государств в других странах израильский Президент не имеет права вето.

Президент также назначает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты.

Исполнительная власть осуществляется Правительством во главе с Премьер-министром. С 1996 г. его избирает непосредственно население. Кандидат в Премьер-министры может баллотироваться от партии (или нескольких партий), имеющей не менее 10 мандатов в Кнессете, либо собрав 50 000 подписей.

Он должен возглавлять свой партийный список и быть не моложе 30 лет. Максимум пребывания на посту – 2 срока. Премьер-министр как глава Кабинета осуществляет фактически руководство внутренней и внешней политикой страны, но все важные решения он представляет на утверждение Кнессета.

Премьер-министр назначает (с одобрения Кнессета) и освобождает других членов Кабинета.

Кабинет ответственен перед парламентом. Вотум недоверия Правительству может быть вынесен большинством в 61 голос. В этом случае проводятся новые выборы и Кнессета, и Премьер-министра.

Кнессет может выразить вотум недоверия главе Правительства большинством в 81 голос или сместить последнего обычным парламентским большинством в 61 голос за совершение морально-этического проступка. В этих случаях переизбирается только Премьер-министр.

Правовая система

Общая характеристика

Государство Израиль имеет смешанную правовую систему, в которой сочетаются черты романо-германского (континентального) и англосаксонского права. Кроме того, в стране действуют сразу две системы религиозного права- еврейская и мусульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий.

Смешанный характер израильского права порожден самой историей образования Государства Израиль. Поскольку территория современного еврейского государства до 1918 г. принадлежала Турции, местное право изначально формировалось на основании правовых источников Османской империи. Основу османского права, действовавшего в Палестине, составляли источники различного происхождения.

Право собственности было изложено в кодексе “Маджалла”. Он представлял собой собрание норм исламского права ханифитской школы, подготовленное турецкими оккупационными властями в 1869-1876гг.

В области семейно-брачных отношений и наследования действовало некодифицированное исламское право, а сфера торговли регулировалась законами, которые турецкие султаны дословно переписали из французских источников.

После того как Великобритания в 1922 г. получила мандат Лиги Наций на управление Палестиной, был принят Декрет (British Palectine Order of Aug. 10. 1922), согласно ст.

46 которого всем судам подмандатной территории предписывалось применять в полном объеме законодательство Османской империи, действовавшее на 1 февраля 1914 г., турецкие законы, изданные позднее, а также все юридические акты, принимаемые властями подмандатной территории.

Далее, в соответствии с обычной практикой британской колониальной администрации Декрет уполномочивал суды во всех случаях, когда в применяемом законе отсутствовали необходимые нормы, действовать на основании общего права и права справедливости.

За тот период, когда Палестина являлась английской подмандатной территорией (1922-1948), английское общее право в значительной степени вытеснило франко-османское. Начавшееся массовое переселение в Палестину евреев принесло сюда также еврейское религиозное право.

Сразу после провозглашения Государства Израиль (1948 г.) был принят Декрет, оставлявший в силе существовавшие на тот момент законы, которые не противоречат Декларации независимости или тем законам, которые будут приняты Кнессетом.

Таким образом, в стране сохранились законы Османской империи (имевшие силу до 1917 г.), многие законы времен мандата, включая значительную часть британского общего права, элементы еврейского религиозного права и некоторые другие.

Наконец, последний по времени слой израильской правовой системы составило законодательство, принятое начиная с 1948 г. и получившее развитие в практике израильских судов.

В настоящее время источниками израильского права являются законы, разного рода подзаконные акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, правовая (в том числе религиозно-правовая) доктрина, иудаистские и мусульманские священные книги.

Среди законов как источников права ключевую роль играют заменяющие конституцию Основные законы, регламентирующие такие основополагающие вопросы, как функции Президента, Кнессета, Правительства и государственного контролера, судопроизводство, службу в армии, свободу предпринимательства, защиту человеческого достоинства и свободы личности. Приоритет Основных законов перед обычными был подтвержден в 1955 г., когда Верховный суд получил полномочия проверять, не противоречат ли законы, принимаемые Кнессетом, Основным.

Израильское прецедентное право являет собой типичный пример права стран, придерживающихся традиций английского общего права. Судебный закон 1957 г. устанавливает, что суд руководствуется судебным прецедентом, установленным вышестоящим судом.

Прецедент, установленный Верховным судом, обязателен для всех судов, кроме него самого. Судейское нормотворчество особенно заметно при разрешении необычных ситуаций, новых и спорных проблем.

Судьи прибегают к такой деятельности часто под видом толкования в формулировках, относящихся к основополагающим конституционным принципам (особенно касающимся свободы личности).

С годами в Израиле сложился особый свод прецедентного права на базе решений Верховного суда, утверждающих гражданские права – свободу слова, собраний, вероисповедания и равенство всех перед законом – как основные ценности израильской правовой системы.

После 1948 г. английские судебные прецеденты не имеют в Израиле обязательного характера. В настоящее время суды чаще ссылаются не на английскую, а на американскую судебную практику; на нее же ориентирована и деятельность Верховного суда Израиля. Иногда встречаются ссылки на решения по аналогичным вопросам в Канаде, Австралии, Германии, во Франции.

Обычаи становятся источником израильского права по прямому указанию закона или в силу многолетней практики. Так, ряд обычаев (ноагим), принятых повсеместно на предприятиях и организациях в Израиле, имеет такую же юридическую силу, что и оформленный законодательный акт.

К ним относится, например, обычай заранее предупреждать работника об увольнении. Даже если этот пункт отсутствует в коллективном или индивидуальном договоре, работодатель обязан за две недели письменно предупредить работника.

В противном случае он имеет право обратиться в суд, который примет решение в его пользу на основании повсеместно принятого обычая.

Основным источником еврейского религиозного права является Талмуд кодекс религиозных, бытовых и правовых (“Галаха”) предписаний иудейства, составленный в III в. до н.э. – V в. н.э. и основанный в свою очередь на Торе (Пятикнижии Моисееве).

Наконец, важным источником израильского права служат международные соглашения. Признано, что нормы международного права, одобренные большинством государств и не противоречащие законам, принятым парламентом, применяются в Израиле как действующее право.

В целом, по мнению большинства ученых, элементы английской правовой культуры доминируют в израильской системе права. Манера ведения процесса, способы доказательства и общий подход характеризуются чертами, которые присущи общему праву. То же самое можно сказать и об отношении судей, ученых-юристов и адвокатов к прецедентам, о роли судов и об их вкладе в развитие права.

Общие принципы права Израиля изучаются в качестве обязательного предмета на юридическом факультете Еврейского университета.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/13573.html

Израиль: форма правления и административное устройство

Израиль форма государственного устройства

В число современных государств 14.05.1948 года вошёл и Израиль. Форма правления здесь – парламентская республика. Страна эта унитарная, основана резолюцией ООН в ноябре 1947 года, когда был отменён английский мандат на Палестину, территория которой разделилась на два независимых государства – арабское и еврейское.

Государственное устройство

Израиль, форма правления которого и государственное устройство представляют унитарный тип, административно разделён на шесть округов. Система власти здесь уникальная. С 1996 года эта страна является единственной в мире, где президент бывает избран парламентом, а премьер-министр избирается всенародно, непосредственно самими гражданами.

Здесь демократический политический режим. Конституция не играет роли правового акта и не обладает главной юридической силой. Вместо неё действуют отдельные так называемые Основные законы.

От 1955 года и по 1988-й Кнессетом (так называется парламент) были приняты девять таких юридических актов – о Кнессете, о землях, о правительстве, о президенте, об экономике, о столице Иерусалиме, об армии, о выборах и о судоустройстве.

Израиль, форма правления которого отличает его от всех известных государств, вполне обходится девятью законами.

Законы

Отличие Основных законов от Конституции в том, что они ни при каких обстоятельствах не могут приостанавливаться, изменяться постановлениями, даже в самых чрезвычайных ситуациях.

В составе законов содержатся некоторые статьи, называемые “укреплёнными”, в которые можно внести изменения, но это сделать неимоверно трудно.

Для этого Израиль, форма правления которого требует не просто согласия, а абсолютного большинства членов Кнессета, проводит долгие и изнурительные процедуры ания. Так было однажды, когда встал вопрос о проведении парламентских выборов по другой, пропорциональной схеме.

Долгое время законы не пополнялись, лишь в 1992 году были приняты два новых. Это Основные законы о свободе профессий и о человеческом достоинстве.

Первый долго дорабатывался и в окончательной редакции вышел только в 1994 году, теперь он является полностью укреплённым.

В последнее десятилетие принимались и другие законы, но они не становились Основными, хотя по содержанию вполне к ним могут быть отнесены. Форма правления в Израиле становится всё более демократичной.

Причины отсутствия Конституции

В этой стране существуют две концепции в видении форм правления, именно потому стороны не прекращают противостояние и не могут никак привести два разных мировоззрения к общему знаменателю.

Есть сторонники концепции светского правления, которые ратуют за принятие Конституции, а их противники – теократы -отрицают необходимость другого свода законов, кроме Торы.

Вопрос о роли религии стоит остро, поэтому форма правления в Израиле значительно отличается от других стран.

Парламент – Кнессет – однопалатный, состоит из ста двадцати депутатов, которые избираются на четыре года. Вся законодательная власть сконцентрирована в его руках. Здесь действует избирательное право и система пропорционального представительства.

До 1996 года премьер-министр избирался правящей партией, впоследствии выборы в Кнессет стали совмещаться с прямыми выборами главного деятеля государства. Тогда же премьер-министр получил привилегию распускать Кнессет, если увидит, что большинство депутатов оппозиционно настроены к нему. Такая вот форма гос.

правления. Израиль в данном вопросе впереди планеты всей.

Власть

Законодательная власть не ограничена практически ничем, на уже принятые законы вето не может налагаться, они не аннулируются даже Верховным судом. Кнессет тоже располагает широкими полномочиями относительно руководства и надзора за правительством и действиями его. Это существует и в других странах, но не во всех, смотря какая форма правления.

В Израиле сделано всё возможное, чтобы законы нельзя было обхитрить. Кнессетом утверждается бюджет, контролируется вся деятельность правительства с помощью депутатских запросов в министерства, им же проводятся и парламентские расследования. Кнессет имеет право отправить в отставку правительство, если проявит вотум недоверия.

Парламент и правительство

Форма государственного правления в Израиле была позаимствована из британской модели, где законодательную инициативу осуществляет главным образом правительство. Каждый закон бывает принят большинством присутствующих депутатов (кстати, абсолютно любое их число уже составляет кворум).

Исключениями являются законы, которые вносят изменения в избирательную систему или касаются Основных законов. В этих случаях нужно абсолютное большинство, определённое соответственно закону.

Президент

Глава государства избирается Кнессетом на пять лет. Это президент, статус которого определяет Основной закон, изданный в 1964 году. Более двух сроков подряд президент работать не имеет права. Впрочем, он – лицо практически номинальное, исполняет церемониальные функции и политического веса в стране не имеет.

Полномочия президента исполняются по рекомендациям государственных министров: он подписывает всяческие соглашения, которые кнессет уже ратифицировал, а также законы, которые не касаются его полномочий.

Вот такая форма государственного правления, Израиль, тем не менее, считается президентской республикой. В остальных странах президенты имеют право вето, израильский президент – нет. Он может назначать дипломатических представителей и принимать верительные грамоты, а вот исполнительной властью не обладает.

Премьер-министр

А вот этот человек является главой правительства, и избирается он непосредственно населением. Кандидаты баллотируются от одной или нескольких партий, которые имеют не менее десяти мандатов в Кнессете, либо собирают пятьдесят тысяч подписей.

Кандидат в премьер-министры не может быть моложе тридцати лет, и должен возглавлять список партии. Более двух лет на посту премьер-министра ни один человек провести не может. Глава правительства фактически руководит и внешней, и внутренней политикой государства, однако все важные решения должен предварительно утвердить Кнессет.

Вотум недоверия

Такова форма правления в Израиле в настоящее время. С одобрения Кнессета премьер-министр может назначить или сместить члена правительства. Однако и правительство ответственно перед парламентом. Если выносится вотум недоверия, достаточно всего шестидесяти одного голоса сверх большинства, чтобы этот акт считался свершённым.

Тогда проводятся выборы снова – и Кнессета, и премьер-министра. Кнессету, чтобы объявить вотум недоверия премьер-министру, необходимо набрать большинство в восемьдесят один голос, а чтобы сместить его за, например, морально-этический проступок, нужно обычное парламентское большинство шестидесяти одного голоса. Тогда переизбирается только премьер-министр.

Правовая система

Правовая система в стране смешанная, поскольку здесь присутствуют черты и континентального (романо-германского) и англосаксонского права.

Помимо этого, здесь влияют и две абсолютно разные системы права религиозного – мусульманское и еврейское, широко применяющиеся внутри конфессий, которые никак не может примирить Израиль.

Форма правления и административное устройство зависят от самой истории образования этого государства.

До 1918 года эти территории принадлежали Турции, где существовало изначально сформированное право Османской империи. Основы этого права, которое действовало в Палестине, тоже составлены из источников разного происхождения.

Для права собственности действовало изложенное в кодексе “Маджалла” – нормы исламского права (ханифитская школа).

Семейно-брачные отношения и права наследования трактовались некодифицированным исламским правом, а сферой торговли управляли законы, почерпнутые турками во французских источниках.

Англия

В 1922 году Великобритании достался мандат Лиги Наций, благодаря которому она до 1947 года управляла Палестиной. Тогда же вышел декрет, согласно которому все суды этой территории продолжили применять законодательство Османского государства в полном объёме – и те, которые действовали до февраля 1914 года, и законы, изданные позже, и юридические акты, которые принимали власти Палестины.

Действовала и обычная колониальная практика – суды были уполномочены при отсутствии в законе необходимых норм поступать исходя из постулатов общего права и справедливости. Таким образом английское право понемногу вытесняло франко-османское. И вытеснило.

Законы Израиля

Когда в Палестину хлынули тысячи евреев, еврейское религиозное право пыталось сохранить все остальные, потому что декретом были оставлены в силе существующие законы, не противоречащие декларации независимости и тем законам, которые будут впоследствии приняты Кнессетом. Этот процесс всё ещё в действии, поскольку законы Османской империи и многие законы времени мандата пока ещё существуют.

Годами складывался на основе решений Верховного суда особый свод о гражданских правах – прецедентное право: свобода собраний, слова, вероисповедания, равенство перед законом. Этими ценностями может заслуженно гордиться Израиль. Форма правления и государственное устройство страны позволили сделать законы действенными, несмотря на их смешанный характер.

Государственный контролёр

Есть ещё одна должность, утверждённая в 1949 году, чтобы обеспечить ответственность государственной власти перед обществом.

Это Государственный контролёр – высший контрольный орган, который имеет форма государственного устройства.

Израиль Государственному контролёру поручает проверять законность, экономичность, эффективность, даже этические стороны в действиях администрации и всех должностных лиц.

Начиная с 1971 года, Государственному контролёру приданы функции омбудсмена, то есть парламентского уполномоченного, который рассматривает жалобы граждан. Избирается такой человек на пять лет тайным анием всех депутатов Кнессета и отчитывается только перед ним.

Государственный контролёр может проверять любые счета, архивы и личные дела сотрудников любых учреждений, доступ у него неограниченный.

Он проверяет министерства, государственные учреждения, оборонную инфраструктуру, любые органы местной и государственной власти, правительственные корпорации, государственные предприятия, словом – всё, вплоть до деятельности политических партий и любых их финансовых отчётов.

Религия

От государства религия не отделена, именно поэтому во всех регионах есть специальные религиозные советы, состоящие сугубо из лиц духовенства, куда последние назначаются местными властями, главным раввинатом и министерством по делам религии.

Основными функциями таких советов являются, как и всюду, отправление культовых услуг, но здесь, помимо этого, как, например, в Польше, религиозный совет имеет право предоставлять услуги, связанные с актами гражданского состояния.

То есть молодожёны идут не в ЗАГС, а в храм, там и получают свидетельство о браке.

В то же самое время Израиль является государством демократическим, а потому юридические права наравне с евреями имеют многочисленные этнические и религиозные группы. Это мусульмане-арабы и христиане-арабы, армяне, бедуины, друзы, самаритяне и много других.

Формально там государственной религии не существует, однако и от государства религия не отделена. Иудаизм законодательно в Израиле не оформлен, поскольку существуют разногласия в обществе по поводу отношения религии к государству и её роли в государстве. Об этом писалось выше.

Ни одна из существующих в стране религий преимущественного статуса не имеет. Это унаследовано как правовая система от британской традиции.

Источник: https://FB.ru/article/276017/izrail-forma-pravleniya-i-administrativnoe-ustroystvo

Государственный строй Израиля. Справка

Израиль форма государственного устройства

2008-09-17T11:53

2008-09-17T11:53

https://ria.ru/20080917/151344371.html

Государственный строй Израиля. Справка

https://cdn22.img.ria.ru/i/ria_soc.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Правящая израильская партия “Кадима” выбирает 17 сентября нового лидера, который получит мандат на формирование следующего правительства страны.

Правящая израильская партия “Кадима” выбирает 17 сентября нового лидера, который получит мандат на формирование следующего правительства страны.

Избирательная система в Израиле

Выборы в Израиле всеобщие – в них имеют право участвовать все граждане государства, достигшие 18 лет, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными; всеизраильские – вся страна считается при подсчете одним избирательным участком; прямые  – избрание прямо определяется результатами ания; тайные  – ание происходит так, что никто не может знать, как проал тот или иной конкретный избиратель; пропорциональные ‑ количество мест в Кнессете, которое получает каждый список кандидатов, пропорционально количеству полученных списком (например, 50 процентов обеспечивают списку соответственно 50 процентов мест в парламенте).Израиль, официально Государство Израиль  – государство на юго-западе Азии, у восточного побережья Средиземного моря. Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года на территории Палестины согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины на два государства – еврейское и арабское.Государство Израиль не имеет Конституции. На практике ее функции исполняет свод основных законов, регламентирующих основные вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан. Государство Израиль – парламентская республика (характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность).

Главой Государства Израиль является президент. Порядок избрания, срок полномочий, статус и обязанности президента определяются Основным законом о президенте государства от 1964 года, с изменениями, внесенными в апреле и июле 1969 года, в 1996, 1999 и 2002 годы.

Президент избирается Парламентом (Кнессетом) тайным анием сроком на 7 лет без права переизбрания на второй срок. Если в первом туре ания кандидат в президенты не набрал 61 голос из 120, проводится второй тур, в котором также необходимо набрать 61 голос. В третьем туре для избрания президента требуется простое большинство.

Кандидатом на пост президента может быть любой гражданин Израиля, являющийся жителем страны. Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения каких бы то ни было повинностей.

Согласно Основному закону о президенте, в его функции входит подписание законов (за исключением трактующих его собственные полномочия); аккредитование дипломатических представителей государства и принятие верительных грамот иностранных дипломатов; подписание международных договоров Израиля после их ратификации Кнесетом; приведение к присяге судей и их отстранение от исполнения служебных обязанностей в определенных законом случаях; амнистирование и смягчение наказания осужденным. Принятым в 2001 году Основным законом о правительстве президент был наделен полномочиями по назначению премьер‑министра. Президент уполномочен принимать отставку правительства, а также принимать решение о роспуске парламента. Президент может подать в отставку, направив соответствующее письмо председателю Кнесета. В случае, если президент государства по какой‑либо причине (состояние здоровья, несоответствие должности и т.п.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнесет большинством может принять решение об отстранении президента от должности. В этом случае, как и в случае освобождения президента от должности или временного прекращения им выполнения своих обязанностей, последние переходят к председателю Кнесета.

Высшим законодательным органом Израиля является Кнессет (Парламент).

Кнессет представляет собой палату из 120 представителей, формируемую сроком на четыре года на основе всеобщего прямого тайного ания по системе пропорционального представительства. Кандидаты в депутаты выставляются по партийным спискам.

Список кандидатов, собравших на выборах менее 1,5 процентов , считается недействительным.Основные обязанности Кнесета  – рассмотрение и принятие законов, утверждение правительства и его состава и парламентский контроль над его деятельностью.

 Кнесет является единственным общегосударственным органом власти, непосредственно избираемым всеми гражданами страны.

Центральный орган исполнительной власти – правительство, возглавляемoe премьер‑министром.

Правительство несет коллективную ответственность перед Кнесетом и находится у власти до тех пор, пока пользуется доверием Кнесета (поддержкой простого большинства его членов).

Глава правительства  – премьер-министр ‑ избирается путем прямых всеобщих выборов. Премьер-министр должен быть членом Кнесета; другие министры не обязаны быть членами Кнесета, но должны быть гражданами Израиля, проживающими в стране.

В настоящее время число министров, назначаемых премьер-министром, законом не ограничено.

Высший орган судебной власти – Верховный Суд (Высший Суд Справедливости). Он является последней инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также действует как конституционный суд, принимая решения о соответствии отдельных законодательных актов основным законам.

Источник: https://ria.ru/20080917/151344371.html

§ Израиль – Государственно-политическое устройство

Израиль форма государственного устройства
Правовая система

До 1922 года основу правовой системы составляла Маджалла — османская кодификация (1869—1876). С получением Великобританией мандата на Палестину в 1922 году османские законы постепенно заменялись британскими, а с 1948 года — израильскими законами.

Однако окончательно Маджалла была отменена лишь в 1984 году специальным израильским законом. Её практическое значение сегодня заключается в том, что права, полученные по оттоманским законам, не отменялись новым законодательством.

В 1980 году был принят Закон об основах права, который окончательно закрепил независимость израильской правовой системы от британской.

Декларация независимости 1948 года провозглашала: «Постановляем, что с момента истечения срока мандата, сегодня ночью, в канун субботы, 6 ияра 5708 года, 15 мая 1948 года и впредь до создания выборных и нормально функционирующих государственных органов в соответствии с конституцией, которая будет установлена избранным Учредительным собранием не позже 1 октября 1948 года». Тем не менее, конституции как единого документа высшей юридической силы в Израиле создано не было, ввиду разногласий по многим вопросам в израильском обществе.

Некоторые израильские учёные считают, что Декларацию независимости Государства Израиль можно рассматривать в качестве конституции, поскольку она включает в себя перечень политических и гражданских прав в том виде, в каком он зафиксирован в ряде действующих в мире демократических конституций. Однако, Верховный суд Израиля постановил, что Декларация Независимости не имеет силы конституционного закона.

Выделяют также 11 Основных законов Израиля (в действующей редакции), принимавшихся в период с 1958 по 2001 год.

Существенная особенность правовой системы Израиля — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву. Область, в которую религиозное законодательство было инкорпорировано полностью, — личный статус.

Под юрисдикцией религиозных судов (еврейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (брак, развод, погребение). В юрисдикцию раввинатских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон.

Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (ивр. בית משפט גבוה לצדק‎, БАГАЦ).

Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинатских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу (Шаббат) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать квасное (хамец) в Песах; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство (см. Закон о возвращении).

Часть юристов полагает, что, пока существуют раввинатские суды, Государство Израиль нельзя идентифицировать как «еврейское и демократическое», поскольку понятие «правовое демократическое государство», по их мнению, несовместимо с концепцией галахическо-теократического государства.

В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.)

Государственное устройство

Кнессет — израильский парламент — состоит из 120 депутатов, в соответствии с пропорциональным представительством политических партий. Парламентские выборы проводятся каждые четыре года.

Кнессет обладает правом расформировать правительство путём тайного ания. Свод основных законов Израиля фактически является временной заменой конституции.

В 2003 году в кнессете было начато составление проекта конституции Израиля, основанной на этих законах.

Исполнительная власть

Израиль управляется посредством парламентской системы и является демократическим государством с всеобщим правом голоса. Президент Израиля является формальным главой государства, однако его обязанности большей частью церемониальные.

По закону, принятому в 2000 году, президент избирается кнессетом на одну каденцию сроком 7 лет.

До 1963 года, президент избирался на пятилетний срок без ограничения каденций, а в 1963—2000 годах на пятилетний срок с ограничением на две каденции.

Премьер-министр является главой правительства и кабинета министров и пребывает на своём посту 4 года. Премьер-министром, как правило, становится председатель партии, получившей на всеобщих выборах наибольшее число .

В том случае, если кандидат не смог получить поддержку большинства депутатов кнессета и сформировать правительство в течение 45 дней после выборов, его место занимает председатель следующей по величине партии. Если правительство не может быть сформировано в течение 75 дней — объявляются повторные выборы.

В 90-х годах система выборов была изменена на прямые выборы премьер-министра, однако позже было решено вернуть прежнюю систему выборов.

Судебная власть

Израиль имеет трёхуровневую судебную систему. Нижним уровнем являются мировые суды, расположенные в большинстве городов страны. Над ними стоят окружные суды, расположенные в шести израильских округах. Они рассматривают как апелляционные дела, так и функционируют в качестве судов первой инстанции.

Третий, наивысший уровень — Верховный суд, расположенный в Иерусалиме. Он также выполняет двойную роль, рассматривая как апелляции, так и работая в качестве суда первой инстанции — Высший суд Справедливости.

Последнюю роль он выполняет, рассматривая как обращения граждан, так и не граждан государства, против решений государственных властей.

Израильская система законодательства совмещает в себе английское общее законодательство, гражданские законы и еврейское право. Она основана на системе stare decisis (прецедентов) и так называемой адверсариальной системы, когда стороны представляют доказательства суду.

Судебные дела разбираются профессиональными судьями, а не жюри присяжных. Браки и разводы находятся под юрисдикцией религиозных судов: еврейских, мусульманских, друзских и христианских.

Специальный комитет кнессета, члены Верховного суда и израильской коллегии адвокатов обладают правом избирать новых судей.

Израиль не входит в состав Международного уголовного суда из опасений, что его решения будут предвзятыми из-за международного политического давления.

Административное деление

  • Список городов Израиля
  • Еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа

Государство Израиль разделено на шесть административных округов, называемых «мехозот» (מחוזות; ед. ч.

: махоз) — Центральный, Хайфский, Северный, Иерусалимский, Южный и Тель-Авивский. Округа далее делятся на 50 суб-округов, называемых «нафот» (נפות; ед.ч.: нафа), которые в свою очередь разделены на 15 районов.

Для статистических целей страна разделена на три метрополии: Тель-Авив и Гуш-Дан (население 3,15 млн человек), Хайфа (996 тыс. человек) и Беер-Шева (531 600 человек).

Самый большой израильский город, как по населению, так и по площади — Иерусалим со 732 100 жителями и площадью 126 км². Тель-Авив, Хайфа и Ришон-ле-Цион располагаются на последующих местах с населением 384 600, 267 000 и 222 300 жителей соответственно.

Внутренняя политика

Израильский свод основных законов ставит своей целью защитить политические права и гражданские свободы своих граждан, что позволило организации «Freedom House» классифицировать Израиль в качестве «единственной свободной страны в регионе».

В то время, как Палестинская автономия, по определению этой организации, является несвободной. Организация «Репортёры без границ» помещает Израиль на 46 место из 168 по степени свободы прессы, что является наивысшим достижением среди стран Азии.

Критика политики в Иудее, Самарии и Газе

Политика, проводимая Государством Израиль на контролируемых территориях, вызывает широкий общественный резонанс и резкую критику со стороны ряда политиков, ООН, западных фондов и некоммерческих правозащитных организаций, среди которых Amnesty International, «Human Rights Watch» и If Americans Knew. Внутри страны действия правительства подвергаются критике такими правозащитными организациями как «Бецелем». В отчётах этих организаций содержатся многочисленные утверждения о проведении пыток в израильских тюрьмах, лишения палестинцев гражданских прав (ограничение передвижения, экономическая блокада, издевательства, запрет на жалобу в гражданский суд, запрет на мирные демонстрации протеста), военных действий, направленных против мирного населения, разрушений палестинских домов, агрессивного поведения еврейских поселенцев с попустительства израильской армии.

Расследование, проведённое If Americans Knew, обвиняет многие крупные мировые СМИ в фальсификации публикуемых данных в пользу Израиля.

Так, по утверждению If Americans Knew, несмотря на то, что от военных действий Израиля погибает гораздо больше невиновного мирного палестинского населения, нежели в самом Израиле от действий палестинских террористов, информация о жертвах с израильской стороны появляется в СМИ значительно чаще. Этим, по мнению этой организации, обусловливается солидарность американской общественности с Израилем.

Вместе с тем, многие аналитики скептически относятся к отчётам правозащитных групп, работающих с палестинцами, в частности «Amnesty International». Ими отмечается избирательный подход правозащитников к информации и определённая идеологическая предвзятость.

Что касается предвзятости, правительства многих стран, в том числе Демократической Республики Конго, Китая, Вьетнама, России и Соединённых Штатов Америки выступали против Amnesty International, поскольку, по их мнению, эта организация распространяет предвзятую информацию или не рассматривает угрозу безопасности государства в качестве смягчающего обстоятельства.

Кроме того, организация Media Watch International отмечает, что международные СМИ, включая крупнейшие мировые информационные агентства, систематически искажают информацию о конфликте таким образом, чтобы представить палестинских арабов пострадавшей стороной, а Израиль агрессором. Аналогичные претензии к мировым СМИ выдвигает CAMERA (Committee for Accuracy in Middle East Reporting in America.

If Americans Knew недовольна тем, что Израиль получает наибольшую финансовую помощь от американского правительства (в размере около 3 миллиардов долларов ежегодно), несмотря на существование большого числа стран, в которых уровень жизни гораздо ниже, а политическая нестабильность — выше.

Тем не менее, следует отметить, что Израиль является важным стратегическим и политическим союзником США, находится под угрозой войны со своими ближайшими соседями (в том числе такими региональными супердержавами, как Иран) и расходует значительную часть ВВП на национальную оборону и безопасность.

В то же время, по данным Washington ProFile, Палестинская автономия стала крупнейшим в мире получателем гуманитарной помощи на душу населения. В частности, в 2006 году среднестатистический палестинец получил от западных доноров (без учёта арабских государств, Японии и др.) $300, в то время как средний житель Африки (южнее Сахары) — лишь $44.

Международное положение и внешняя политика

На апрель 2012 года Израиль поддерживает дипломатические отношения со 159 странами и имеет 100 дипломатических миссий Только два члена Лиги арабских государств имеют урегулированные взаимоотношения с Израилем. Египет первым из них подписал мирный договор в 1979 году, Иордания в 1994.

Мавритания наладила полноценные дипломатические отношения в 1999 году.

Однако в январе 2009 года Мавритания заявила о замораживании политических и экономических отношений с Израилем в связи с израильской операцией в секторе Газа, а 6 марта власти страны предоставили сотрудникам посольства Израиля в Нуакшоте 48 часов для того, чтобы покинуть страну.

Два других члена Лиги арабских государств, Марокко и Тунис имели дипломатические отношения с Израилем до 2000 года, но с началом Второй Интифады временно их приостановили. Однако уже с 2003 года связи с Марокко начали улучшаться и израильский министр иностранных дел посетил эту страну.

По израильским законам Ирак, Иран, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия и Йемен являются вражескими государствами и израильские граждане не имеют право посещать эти страны без специального разрешения министерства внутренних дел. С 1995 года Израиль является членом Средиземноморского диалога, который стимулирует взаимодействие между семью странами Средиземноморского бассейна и членами НАТО.

Среди ближайших союзников Израиля значатся США, Великобритания, Германия и Индия. США были вторым государством после СССР, признавшим Израиль, получивший статус основного союзника США вне НАТО.

Турция и Израиль не поддерживали полных дипломатических взаимоотношений вплоть до 1991 года, хотя и всячески взаимодействовали с 1949 года, с момента признания Турцией Израиля. Однако Турция тесно связана с мусульманскими странами общей религией, что, несомненно, влияет на её отношение к Израилю.

Тесные связи между Израилем и Германией включают взаимодействие в науке, образовании, военном партнёрстве и тесных экономических связях.Индия начала полные дипломатические отношения в 1992 году и с тех пор поощряет военное и культурное сотрудничество с Израилем.

Великобритания поддерживает полные дипломатические отношения с Израилем с момента его образования, а также имеет сильные торговые связи. Израиль является 23-м по величине торговым партнёром Великобритании.

Иран имел дипломатические отношения с Израилем во время правления династии Пехлеви, но после Иранской революции разорвал все связи.После израильской операции Литой свинец в в 2009 году и конфликта с захватом «Флотилии свободы» в 2010 году отношения Израиля и Турции резко ухудшились и находятся на грани разрыва.

В связи со своим географическим положением и политическим устройством Израиль является важнейшим партнёром в проекте Средиземноморского союза и участником барселонского процесса евро-средиземноморского сотрудничества. Израиль является наиболее важной частью будущего весьма перспективного газопровода североафриканского природного газа в ЕС. В 2000-е годы Израиль подписал соглашения о безвизовом режиме с Россией и Украиной.

Источник: https://allschool.3dn.ru/publ/izrail/izrail_gosudarstvenno_politicheskoe_ustrojstvo/152-1-0-499

Государство Израиль

Израиль форма государственного устройства
Израиль – Ближневосточная страна, находящаяся на узкой полосе суши, которая соединяет Азию с Африкой. Государство Израиль занимает основную часть территории, известную как «Страна Израиля».

Израиль – развитая страна, расположенная в регионе, для которого характерны географическое и климатическое разнообразие. На севере – увенчанные снежными шапками горы, на юге – выжженные солнцем пустыни; рядом с цветущими современными городами – безлюдные просторы.

Этническая и религиозная мозаика Израиля поражает своим богатством; в стране есть множество культурных институтов и развлекательных центров.

В Израиле – стране с богатым историческим прошлым, в святом месте для трех монотеистических религий, немало древних исторических памятников и религиозных святынь.

Большую часть года климат в Израиле приятный и вы можете путешествовать по стране 12 месяцев в году.

И тем не менее рекомендуется посещать страну осенью и весной (в сентябре – ноябре и в апреле – июне), когда температура воздуха особенно приятна.

Официальное название:Государство Израиль
Форма правления:Парламентская демократия
Столица:Иерусалим
Площадь:21.643 кв. км
Население:7 миллионов человек
Распределение по вероисповеданиям:76.5% евреи, 16% мусульмане, 2% христиане, 1.5% друзы, 4% не обладают религиозной идентификацией
Государственные языки:иврит, арабский
Денежная единица:новый израильский шекель
Валовой продукт на душу населения:22.944 (в пересчете на покупательную способность)
Уровень жизни по международной классификации:22 место в мире
Международный телефонный код:972
Интернет-домен:.IL

Государственная символика

Флаг Государства Израиль представляет собой две голубые полосы на белом поле, со звездой Давида между ними.

Гимн Государства Израиль – «А-Тиква» («Надежда»).

Слова написал поэт Нафтали Герц Имбер, музыка – народная румынская песня, которую также использовал чешский композитор Бендржих Сметана в своем цикле «Моя родина».

В 1933 году «А-Тиква» была избрана гимном сионистского движения, а с провозглашением Государства Израиль стала национальным гимном страны. Однако кнесет признал эту песню в качестве официального гимна только в 2004 году.

Символом Государства Израиль является менора (семисвечник) с ветвями оливы по бокам и словом «Израиль» у основания.

Происхождение меноры как символа Израиля – в барельефе на арке Тита в Риме, на котором изображается триумфальное шествие римского военачальника Тита, подавившего восстание евреев против римского владычества (оно известно в истории под названием Иудейских войн) и разрушившего Храм в 70 г. Что до ветвей оливы, то они упоминаются в проповеди пророка Захарии.

Храмовая менора символизирует не только великое прошлое народа Израиля, но и его поражение в войне и начало изгнания. Таким образом, менора не только связывает новое Государство Израиля с его блестящим прошлым, но и косвенным образом символизируя конец периода рассеяния.

Форма правления в Израиле

Государство Израиль является парламентской демократией, во главе которой стоит президент, чья роль является скорее символической и репрезентативной.

Фактически страной управляет орган з аконодательной власти (кнесет), орган исполнительной власти (правительство), и органы судебной власти.

Законодательная власть в Израиле представлена кнесетом (парламентом), состоящим из 120 парламентариев, избираемых раз в четыре года на всеобщих выборах. Кнесет вводит законы, принимает политические решения, выбирает президента и правительство и контролирует деятельность последнего.

Роль исполнительной власти в Израиле играет правительство. Оно отвечает за выполнение законов, принятых кнесетом, и за правильное управление государством.

Премьер министр – это член кнесета, на которого президент возложил роль формирования правительства, и который сформировал правительство, облеченное доверием кнесета.

С момента основания Государства Израиль ни одной партии не удавалось получить в кнесете абсолютное большинство. Вследствие этого все правительства в Израиле были и остаются правительствами коалиционными.

Юридическая власть в Израиле отвечает за поддержание законности в стране. Во главе юридической системы стоит Верховный суд. Тут рассматриваются апелляции по поводу решений судов низших инстанций и проводятся заседания Высшего суда справедливости, в ходе которых рассматриваются жалобы граждан на действия государственных властей.

Помимо обычной, или гражданской системы судов, в Израиле действуют суды, которые закон наделил исключительной властью решения ряда вопросов. В их числе – суд по трудовым вопросам, военный суд и религиозные суды (еврейский, мусульманский, христианский и друзский), которые рассматривают дела о браках и разводах.

Экономика Израиля

Экономика Израиля – это история успеха. Несмотря на почти полное отсутствие в стране природных ресурсов, несмотря на войны и на следующие одна за другой волны иммиграции, являющиеся нелегким бременем для экономики, Израиль принадлежит к числу самых преуспевающих стран мира.

Наиболее существенные причины экономического процветания Израиля – это иностранная помощь, на настоящий момент достигшая 10 миллиардов долларов, и квалифицированная рабочая сила.

С момента образования Государства израильский экспорт вырос с 30 миллионов до 30 миллиардов долларов в год.

За это время в экономике Израиле произошло немало перемен. На первых порах Израиль в основном импортировал цитрусовые, а также обработанные алмазы и некоторые промышленные продукты.

Сегодня основную массу экспорта составляют продукты высоких технологий в самых различных областях, таких, как электроника, программное обеспечение, компьютеры, оптика, средства коммуникации и медицинское оборудование.

С течением времени изменилась и идеология, согласно которой производится управление израильской экономикой.

Вначале экономика была по преимуществу централизованной, характеризовавшейся активным вмешательством государства в экономическую деятельность.

Вследствие политических перемен, происшедших в Израиле в 1977 году, экономическая идеология в Израиле изменилась, а начиная с 1980-х правительства Израиля следуют либеральной экономической политике.

ВНП Израиля составляет около 154 миллиардов долларов (что позиционирует его на 51 место в мире), в то время как ВНП на душу населения составляет 22.944 долларов (44 место в мире). Израиль экспортирует товары на общую сумму около 42 миллиардов долларов в год. Ежегодный прирост равняется 5%, инфляция – около 2% в год, безработица – 8.9%.

Доминирующим сектором израильской экономики являются высокие технологии, ставшие движущей силой экономического роста страны в 1990-е годы. К числу других процветающих областей экономики принадлежат фармацевтика, химическая промышленность, туризм, военная промышленность и обработка алмазов.

Информация на этой странице заимствована с официального сайта министерства туризма Израиля – tourism.gov.il/rus/

Источник: http://israeltraveling.ru/about/for-tourists/israel

Selsovet-jurist
Добавить комментарий