Декларация об образовании ссср кратко

Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик

Декларация об образовании ссср кратко

ДЕКЛАРАЦИЯ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальностях путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.

Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.

Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов.

Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 г. основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Заявляя обо всем этом перед всем миром и торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших свое выражение в конституциях уполномочивших нас социалистических советских республик, мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик».

ДОГОВОР
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР — Грузия, Азербейджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство — «Союз Советских Социалистических Республик» — на следующих основаниях.

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;б) изменение внешних границ Союза;в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;г) объявление войны и заключение мира;д) заключение внешних государственных займов;е) ратификация международных договоров;ж) установление систем внешней и внутренней торговли;з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;н) общее союзное законодательство о переселениях;о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;п) установление основных законов о труде;р) установление общих начал народного просвещения;с) установление общих мер в области охраны народного здравия;т) установление системы мер и весов;у) организация общесоюзной статистики;ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;х) право общей амнистии;

ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений Съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских советов по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей губернских съездов советов по расчету 1 депутат на 125.000 жителей.

4. Делегаты на Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах советов.

5. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год.

Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19-ти членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.

11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,Заместителей Председателя,Народного Комиссара по Иностранным Делам,Народного Комиссара по Военным и Морским Делам,Народного Комиссара Внешней Торговли,Народного Комиссара Путей Сообщения,Народного Комиссара Почт и Телеграфов,Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской Инспекции,Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,Народного Комиссара Труда,Народного Комиссара Продовольствия,

Народного Комиссара Финансов.

12.

 В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

14. Декреты н постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

16.

Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

17.

Распоряжения Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома пли Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему Народному Комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

18. В Состав Советов Народных Комиссаров союзных республик входят:

Председатель Совета Народных Комиссаров,Заместители Председателя,Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,Народный Комиссар Земледелия,Народный Комиссар Продовольствия,Народный Комиссар Финансов,Народный Комиссар Труда,Народный Комиссар Внутренних Дел,Народный Комиссар Юстиции,Народный Комиссар Рабоче-Крестьянской Инспекции,Народный Комиссар по Просвещению,Народный Комиссар Здравоохранения,Народный Комиссар Социального Обеспечения,

Народный Комиссар по Национальным Делам, а также с правом совещательного голоса Уполномоченные Наркоматов Союза: по Иностранным Делам, по Военным и Морским Делам, Внешней Торговли, Путей Сообщения и Почт и Телеграфов.

19. Высший Совет Народного Хозяйства и Народные Комиссариаты: Продовольствия, Финансов, Труда и Рабоче-Крестьянской Инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

Бюджеты республики в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.

25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

ПОДПИСАЛИ 
члены полномочных делегаций от: 
РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР.

© Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)
Ф.Р-3316. Оп.1. Д.5.

Источник: http://doc.histrf.ru/20/deklaratsiya-i-dogovor-ob-obrazovanii-soyuza-sovetskikh-sotsialisticheskikh-respublik/

ПомогитеееееПеречислите основные положения декларация об образовании СССР – Школьные Знания.com

Декларация об образовании ссср кратко

Djena10.12.2016

30 декабря 1922 г. состоялся Первый съезд Советов СССР, принявший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В Декларации подчеркивалось, что «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».

Договор об образовании Союза ССР разграничивал компетенцию союзного государства и вошедших в его состав республик, определял систему высших общефедеративных органов.

Верховным органом страны являлся съезд Советов СССР, а между съездами — Центральный исполнительный комитет СССР, который избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в составе 371 члена.

ЦИК СССР избирал Президиум, который возглавляли четыре председателя ЦИК (по числу союзных республик — председатели их ЦИК). Президиум ЦИК являлся высшим органом власти Союза в период между сессиями ЦИК СССР. Исполнительным органом ЦИК Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР.

Съезд принял тексты Декларации и Договора в основном и передал их на рассмотрение ЦИК союзных республик. Он поручил ЦИК СССР с учетом полученных от республик отзывов утвердить Декларацию и Договор, ввести их в действие и представить их на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

В ходе работы над юридическим оформлением образования Союза ССР было решено разработать и принять Конституцию СССР, хотя представители Украины и Грузии предлагали ограничиться разработкой Договора (что с правовой точки зрения придавало новому союзу характер скорее конфедерации, а не федерации). После всестороннего обсуждения на разных уровнях проекта, 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции и постановила:

1) утвердить Конституцию Союза ССР и немедленно ввести ее в действие,

2) внести принятый сессией текст Конституции на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

Создание Союза Советских Социалистических Республик явилось событием, повлиявшим не только на развитие отечественного государства и права, но и на весь ход мировой истории.

13 июля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял Обращение ко всем народам и правительствам мира, в котором сообщалось, что высшие органы государственной власти и государственного управления нового государства сформированы и приступили к своей деятельности. В обращении особо оговаривалось, что отнесенные к ведению союзных республик вопросы остаются в их исключительной компетенции.

Конституционное строительство активно продолжалось.

На второй и третьей сессиях ЦИК СССР первого созыва были приняты постановления: «О Совете Труда и Обороны Союза ССР», «О Государственном банке Союза ССР», «О Центральном статистическом управлении Союза ССР», Положение о Центральном Исполнительном Комитета Союза ССР, Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик, Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР.

30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.

Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.

В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи.

Остальные сферы оставались в ведении союзных республик.

Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами — Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

Какое число не делиться на 37 А)13742 Б)6063 В)10005 Г)27900​6.Започаткував династію Великих Моголів:А Акбар;Б Бабур;В Шерхан;Г Шах-Джахан.​2.Представники якої європейської держави першими з’явилися в Індії? А Португалії Б Іспанії В Франції Г Великобританії​Помогите спочноооооооКак развивался фашизм в Японии?Решите пж тест по литературе 1. Что такое былина:а) Это краткое изречение б)Это поэтическая биография народав) Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.г) Это рассказ об исторических деятелях.2. Лирика – этоа) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;б) стихотворение из двух строк.в) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:1- Тема лишнего человека2- Тема богатого человека3- Тема интеллигентного человека.4- Тема маленького человека4. Что такое сатира:1- Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.2- Это художественное произведение , в котором гневно осуждаются пороки общества и человека3- Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека5. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».6. Из какого произведения взят данный отрывок?«Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».а) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».б) Андрей Платонов «Юшка». в) Леонид Андреев «Кусака».7. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»: 1- Неуважение к чужому труду2- Человеческое безразличие3- Хулиганское поведение подростков4- Хамское отношение между людьми.8. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платоно¬ва «Неизвестный цветок»?а) Жить, расти, бороться за счастье жить.б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.в) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.9. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?а) Уважение, б) Любопытство, в) Сострадание.10.Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:а) Описание жизни простого деревенского человека.б) История брошенной куклы.в) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.11. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Сал¬тыкова-Щедрина?а) О животных б) Волшебные в) Бытовые. 12. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал¬тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера¬лов прокормил»?а) Восхищение, любование.б) Сожаление, горечь. в) Презрение, пренебрежение.г) Безразличие.13. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».а) Рассказ..б) Очерк.в) Притча.г) Повесть14.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?а) Постеснялся своей жестокости перед барином.б) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.в) Пожалел мужика.г) Испугался мести крестьянина.15. Из какого произведения взят этот отрывок?«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрытатуманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва прогля¬дывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно…»​Ответьте пожалуйста на вопросы по теме: Борьба сверхдержав — СССР и США.Против какой страны в первую очередь было направлено оружие США во второй половине двадцатого столетия? Удалось ли США осуществить свой стратегический ядерный потенциал против нее? Ответ аргументируйте.Що спільного і чим відрізнялися між собою магнати та шляхта. Допоможіть пжВСЕГО ОДИН ВОПРОС!!Каково было внешнеполитическое положение Германии ДО деятельности Бисмарка?Дать развёрнутый ответ.Не путайте с экономическим положением, это разное.И не пишите, если не знаете, пожалуйста, некорректный или неправильный ответ сразу отправляется в бан, извиняйтеЛучший поблагодарю и дам корону)Помогите ответить на вопросы по истории транспорта

Источник: https://znanija.com/task/21661537

История отечественного государства и права

Декларация об образовании ссср кратко

⇐ Национально-государственное строительство. Образование СССР

30 декабря 1922 г. состоялся Первый съезд Советов СССР, принявший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В Декларации подчеркивалось, что «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».

Договор об образовании Союза ССР разграничивал компетенцию союзного государства и вошедших в его состав республик, определял систему высших общефедеративных органов.

Верховным органом страны являлся съезд Советов СССР, а между съездами — Центральный исполнительный комитет СССР, который избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в составе 371 члена.

ЦИК СССР избирал Президиум, который возглавляли четыре председателя ЦИК (по числу союзных республик — председатели их ЦИК). Президиум ЦИК являлся высшим органом власти Союза в период между сессиями ЦИК СССР. Исполнительным органом ЦИК Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР.

Съезд принял тексты Декларации и Договора в основном и передал их на рассмотрение ЦИК союзных республик. Он поручил ЦИК СССР с учетом полученных от республик отзывов утвердить Декларацию и Договор, ввести их в действие и представить их на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

В ходе работы над юридическим оформлением образования Союза ССР было решено разработать и принять Конституцию СССР, хотя представители Украины и Грузии предлагали ограничиться разработкой Договора (что с правовой точки зрения придавало новому союзу характер скорее конфедерации, а не федерации). После всестороннего обсуждения на разных уровнях проекта, 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции и постановила:

1) утвердить Конституцию Союза ССР и немедленно ввести ее в действие,

2) внести принятый сессией текст Конституции на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

Создание Союза Советских Социалистических Республик явилось событием, повлиявшим не только на развитие отечественного государства и права, но и на весь ход мировой истории.

13 июля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял Обращение ко всем народам и правительствам мира, в котором сообщалось, что высшие органы государственной власти и государственного управления нового государства сформированы и приступили к своей деятельности. В обращении особо оговаривалось, что отнесенные к ведению союзных республик вопросы остаются в их исключительной компетенции.

Конституционное строительство активно продолжалось.

На второй и третьей сессиях ЦИК СССР первого созыва были приняты постановления: «О Совете Труда и Обороны Союза ССР», «О Государственном банке Союза ССР», «О Центральном статистическом управлении Союза ССР», Положение о Центральном Исполнительном Комитета Союза ССР, Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик, Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР.

Принятие Конституции СССР 1924 г. Состоявшийся в январе 1924 г. Второй Всесоюзный съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Она состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Основной закон относил к компетенции верховных органов власти СССР такие жизненно важные вопросы, как, например: представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами; изменение внешних границ Союза, урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками; заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; объявление войны и заключение мира; заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик; ратификация международных договоров; руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; руководство транспортным и почтово-телеграфным делом; организация и руководство вооруженными силами; установление общего плана народного хозяйства Союза; определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение; заключение концессионных договоров (общесоюзных и от имени союзных республик), утверждение единого государственного бюджета СССР, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов; установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства; установление основных законов о труде; право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза, и другие вопросы.

Согласно Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, определенных Основным Законом, и по предметам, отнесенным к ведению Союза.

Охрана суверенных прав республик возлагалась на СССР.

Вместе с тем, Союз ССР наделялся правом отменять постановления верховных органов союзных республик, если они противоречили союзной Конституции, а также право разрешать возникающие между республиками споры.

Союзные республики наделялись правом свободного выхода из СССР. Конституция гласила, что для изменения, ограничения или отмены свободы выхода из Союза ССР необходимо согласие всех входящих в него республик.

Органы власти в СССР и их полномочия. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами Центральный исполнительный комитет СССР, а между его сессиями — Президиум ЦИК.

Всесоюзный съезд Советов формировался на тех же основах, что и Всероссийский съезд Советов: из представителей городских Советов и Советов городских поселений из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей, а представителей губернских съездов Советов один 1 депутат на 125 тыс. жителей.

Очередные съезды Советов СССР созывались ЦИК СССР один раз в год. Чрезвычайные могли созываться по инициативе ЦИК СССР, по требованию одной из его палат или двух союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. отнесла к исключительному ведению съезда Советов только утверждение и изменение основных начал Основного Закона.

В каждодневной государственно-правовой практике верховенство представительных органов власти проявлялось в том, что они принимали к своему рассмотрению и другие вопросы, имевшие важное значение.

Всесоюзные съезды рассматривали перспективы развития промышленности, сельского хозяйства, заслушивали доклады о состоянии армии и проч.

В период между Всесоюзными съездами Советов высшую государственную власть осуществлял Центральный исполнительный комитет СССР, избиравшийся съездом Советов и несший перед ним ответственность за свою работу.

Центральный исполнительный комитет СССР состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался непосредственно Всесоюзным съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (т.е.

крупные республики получали преимущество) — всего 414 человек. Совет Национальностей формировался из представителей союзных и автономных республик (по пять от каждой), по одному от каждой автономной области РСФСР.

Персональный состав Совета Национальностей утверждался съездом Советов СССР.

Даже в случае совместных заседаний палаты али раздельно. Возникавшие между ними разногласия палаты устраняли через согласительные комиссии. Если же их работа не приносила результатов, то вопрос переносился на совместное заседание палат, а по требованию одной из палат — на разрешение очередного или внеочередного съезда Советов СССР.

ЦИК СССР работал сессионно. Очередные сессии должны были собираться три раза в год. До 1925 г. очередность созыва ЦИК СССР выдерживалась, а затем стала нарушаться. Председателями его являлись председатели президиумов ЦИК союзных республик, выполнявшие эти обязанности поочередно.

В перерывах между сессиями союзного ЦИК законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся формировавшийся на сессии ЦИК Президиум ЦИК (в него в полном составе входили члены Президиумов обеих палат ЦИК по семь человек, еще семеро избирались сессией ЦИК). Его роль последовательно повышалась, в том числе и вследствие удлинения перерывов между сессиями ЦИК СССР. Он наделялся правом приостанавливать и отменять постановления союзного правительства, приостанавливать решения съездов Советов союзных республик, отменять постановления республиканских ЦИК, мог издавать декреты, постановления, распоряжения (за исключением определяющих общие нормы политической и экономической жизни) рассматривать и утверждать проекты постановлений, вносимых СНК СССР, отдельными ведомствами или высшими органами власти союзных республик.

Согласно Конституции СССР ЦИК наделялся правом издавать кодексы, постановления и распоряжения, объединял всю работу по законодательству и управлению Союзом.

Все нормативно-правовые акты, определявшие общие нормы политической и экономической жизни страны, вносившие «коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР» подлежали обязательному рассмотрению и утверждению ЦИК СССР».

Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет народных комиссаров СССР. Формирование его происходило на первой сессии ЦИК СССР каждого созыва.

Статус правительства был определен Конституцией и Положением о СНК СССР от 12 ноября 1923 г.

СНК СССР издавал декреты и постановления, которые могли быть приостановлены и отменены ЦИК СССР и его Президиумом, а ЦИК и Президиумы ЦИК союзных республик могли их опротестовать в Президиум ЦИК СССР.

Совнарком СССР руководил общесоюзными и объединенными наркоматами. Ему поручалось предварительное рассмотрение проектов декретов и постановлений, вносимых на утверждение ЦИК или Президиума ЦИК СССР, а также вопросов, которые ЦИК и Президиум ЦИК СССР передавали на его рассмотрение.

В состав Совнаркома СССР входили:

  • общесоюзные наркоматы — иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщении, почт и телеграфов;
  • объединенные (союзно-республиканские по более поздней терминологии) наркоматы — продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции и ВСНХ.

С совещательным голосом в заседаниях правительства участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, председатели ЦСУ и ОГПУ, председатели Совнаркома союзных республик. По решению Совнаркома СССР к его работе могли привлекаться и другие лица.

Союзный Совнарком активно участвовал в нормотворческой работе: принимал соответствующие акты самостоятельно, вносил законопроекты в Президиум ЦИК СССР. Так, в 1927 г. подавляющая масса — около 80% — законопроектов, рассмотренных Президиумом ЦИК СССР, поступили из Совнаркома СССР.

Все остальные отрасли государственного управления находились в исключительном ведении союзных республик. Там создавались наркоматы: земледелия, юстиции, внутренних дел, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренней торговли.

Хотя ни Договором об образовании СССР, ни Конституцией СССР не предусматривалось создание Совета труда и обороны СССР, Совнарком СССР постановлением от 17 июля 1923 г.

образовал такой орган, а 21 августа утвердил Положение о СТО СССР, которое гласило, что СТО создается «в целях осуществления хозяйственных и финансовых планов Союза, корректирования их в соответствии с экономической и политической обстановкой, а также в целях ближайшего руководства наркоматами в области хозяйственных мероприятий и в области мероприятий по обороне».

В числе учреждений, состоявших при СТО СССР, Положение называло Государственную плановую комиссию — Госплан, задачей которого являлось согласование планов народного хозяйства советских республик, разработка союзного перспективного плана государственного хозяйства на основе утвержденного IX Всероссийским съездом Советов плана электрификации вместе с тем для разработки на основе единого хозяйственного плана календарных годовых планов, а также в целях систематического наблюдения за проведением означенного единого плана и регулирования всего народного хозяйства в целом.

Роль Госплана из года в год возрастала. Проведенная по результатам обследования Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции в 1927 г. реорганизация Госплана существенно повысила его значение как организатора общегосударственного планирования. В 1928 г., как известно, был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

Еще одной комиссией СТО СССР была Комиссия по внутренней торговле СССР, образованная в мае 1922 г. Согласно Положению о данной Комиссии, она регулировала вопросы внутренней торговли на всей территории Союза, осуществляла общее руководство учреждениями, призванными способствовать развитию торгового оборота: биржами, ярмарками и т.п.

Развитие торговли достаточно скоро привело к преобразованию на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 9 мая 1924 г. названной Комиссии в объединенный Народный комиссариат по внутренней торговле СССР. Одновременно был ликвидирован Наркомат продовольствия СССР, а его аппарат передавался в Наркомат внутренней торговли Союза ССР. В ноябре 1925 г.

Наркомвнуторг СССР был слит с Наркомвнешторгом в единый Наркомат внешней и внутренней торговли.

При Совете Труда и Обороны СССР состояла также Государственная арбитражная комиссия для разрешения имущественных споров предприятий обобществленного сектора.

Изменения в составе СССР. Состав Союза ССР не оставался неизменным. Число союзных республик увеличилось в ходе национально-государственного размежевания Средней Азии, которое началось во второй половине 1924 г.

В результате были образованы: Узбекская Советская Социалистическая Республика (в ее состав вошли населенные узбеками районы бывшей Туркестанской АССР, Бухары и Хорезма), Туркменская ССР и Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Киргизская (в составе РСФСР) и Кара-Калпакская (в составе Киргизской АССР1Так до 1925 г.

называлась Казахская АССР., которая входила в РСФСР). В соответствии с этим Третий Всесоюзный съезд Советов внес изменения в Конституцию СССР.

В 1926 г. была создана Киргизская автономная республика, а в 1929 г. — Третий Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании Таджикской АССР в союзную республику.

Источник: https://isfic.info/rushis/statem104.htm

Декларация об образовании ссср – это… что такое декларация об образовании ссср?

Декларация об образовании ссср кратко
– исторический документ, вместе с Договором об образовании СССР (см.) оформивший образование Союза Советских Социалистических Республик (см.).

Декларация об образовании СССР возвестила о событии всемирно исторического значения.

Она провозгласила добровольное объединение в одно союзное государство различных народов для совместной защиты добытой в боях свободы и национальной независимости и строительства общими усилиями светлого здания бесклассового коммунистического общества.

Провозглашённое в Декларации создание СССР явилось торжеством ленинско-сталинской национальной политики, одним из величайших завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, которая разорвала цепи национально-колониального гнёта и создала условия для взаимного доверия и братского сотрудничества народов.

Декларация была составлена И. В. Сталиным и принята 29 декабря 1922 г. конференцией уполномоченных представителей РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. 30 декабря 1922 г. по докладу И. В. Сталина Декларация вместе с Договором об образовании СССР была в основном утверждена I съездом Советов СССР.

Ввиду чрезвычайной важности Декларации и Договора об образовании СССР и желательности выслушать окончательные мнения о тексте этих документов всех входящих в Союз республик I съезд Советов СССР передал Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Съезд поручил ЦИК Союза ССР на ближайшей очередной сессии рассмотреть полученные отзывы, утвердить текст Декларации и Союзного договора, немедленно ввести его в действие, подготовить окончательный текст Декларации и Союзного договора и представить его на утверждение II съезда Советов Союза ССР.

Декларация констатировала, что со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря – лагерь капитализма и лагерь социализма, что в лагере капитализма – национальная вражда и неравенство, колониальное рабство, национальное угнетение и войны, а в лагере социализма – взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов. В Декларации указывались обстоятельства, требовавшие объединения советских республик в одно союзное государство: невозможность восстановления разрушенного войной народного хозяйства при раздельном существовании республик; неизбежность создания единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения; наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, обусловившее вступление трудящихся масс советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Результатом объединения советских республик явилось союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов.

Декларация провозглашала, что Союз Советских Социалистических Республик является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой i республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и тем, которые возникнут в будущем. В Декларации торжественно подтверждалась незыблемость основ Советской власти, закреплённых конституциями союзных республик.

Декларация об образовании СССР показала громадные преимущества советского строя перед буржуазным строем, являющимся источником национальной вражды и опустошительных войн.

«Десятки лет капиталистическая демократия старается разрешить национальные противоречия в порядке совмещения интересов свободного развития национальностей с системой эксплуатации. Но это не удавалось до сих пор и не удастся. Наоборот, клубок национальных противоречий всё более запутывается, угрожая смертью капитализму.

Только здесь, в мире Советов, в лагере социализма, удалось с корнем вырвать национальный гнёт и наладить взаимное доверие и братское сотрудничество народов. И только после того, как это удалось Советам, мы получили возможность построить нашу федерацию и отстоять её от нападения врагов как внутренних, так и внешних» (Сталин И. В., Соч., т.

5, стр. 154–155).

Декларация об образовании СССР вошла в виде первого раздела в Конституцию СССР, утверждённую II съездом Советов Союза ССР 31 января 1924 г. (см. Советская Конституция).

Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.

Источник: https://soviet_legal.academic.ru/537/%D0%94%D0%95%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF_%D0%9E%D0%91_%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%98_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

Selsovet-jurist
Добавить комментарий