Авторское право проблемы авторского права и способы его обеспечения

6 способов защиты авторского права

Авторское право проблемы авторского права и способы его обеспечения
Привет, Хабр.

Обучающая платформа LendWings готовится к совместной работе с одним правильным Бизнес-Ангелом из Беларуси и мы решили перенести запуск на 1-е сентября, чтобы MVP не был в совсем сыром состоянии.

Ближе к запуску, мы обязательно расскажем про весь процесс оформления наших отношений с инвестором и участниками команды, опишем как решали проблемы и готовили проект. Перед включением боевого режима, я расскажу о нескольких интересных курсах и авторах, с которыми мы планируем работу. Начну с довольно простого, но актуального материала. Речь пойдет о бесплатном курсе по защите интеллектуальной собственности.

Лен Смит (Len Smith) — владелец компании Copyrighting On Demand, специалист по защите авторских прав, копирайтингу и продажам в сети. Лен Смит – профессионал с 20-ти летним опытом, тренер по продажам для многих стартапов, а также партнер и друг крупнейших мировых компаний. Среди его клиентов – Vodafone, The Financing Leasing Association, Lloyds и многие другие.

В своем курсе “Защита интеллектуальной собственности” он раскрывает основные приемы защиты и дает несколько интересных советов. Я попрошу Хабр ознакомиться с превью и несколькими главами из курса, которые были переработаны автором специально для LendWings и переведены нашей командой. Я постарался выбрать самое интересное, а весь курс целиком будет доступен на нашей платформе в бесплатном доступе. Надеюсь, вы найдете для себя полезную информацию. Я должен еще раз подчеркнуть, что все изложенное мною – это лишь исключительно мое мнение и основано на моем личном опыте в этой сфере. И эта информация практически бесполезна для тех, кто юридически подкован. Но, как мы знаем, таких людей на практике очень мало. Мои лекции это лишь краткий, но легко усваиваемый курс по защите ваших прав. А еще я использую приемы, которые не подскажет вам ни одна юридическая компания в мире.

С наилучшими пожеланиями, Лен Смит.

Авторское право защищает продукты интеллектуального труда: контент вебсайта, программное обеспечение, кино, аудиозаписи, статьи, художественные и научные работы. Авторское право не позволяет другим людям использовать продукт вашей творческой деятельности без вашего разрешения. Оно позволяет вам требовать плату за право использования вашего продукта. Исключения 1. Идеи (сюжет романа) 2. Чистые факты 3. Все, что не зафиксировано (находится в чьей-то голове, и не сохранено на носителях информации) 4. Короткие названия: имена, заглавия, или маркетинговые лозунги Чтобы защитить вашу работу авторским правом не нужно никаких длительных приготовлений, как в случае с патентом. Вы просто должны сохранить вашу работу на любом материальном информационном носителе и использовать следующую подпись после любой вашей работы:

Copyright ваше имя, дата или ваше имя, дата

Казалось бы все просто. Но обратная сторона медали заключается в том, что доказать именно ваше авторство крайне сложно. Я бы хотел поделиться несколькими советами, которые могут быть вам полезны:

1. Простое неопровержимое доказательство

Этот прием я назвал так, потому что он крайне прост и работает практически в любом уголке мира. Везде, где есть государственная почта. Обратите внимание, что частная компания уже не будет таким неопровержимым доказательством. Вы берете плод своего интеллектуального труда, указываете нужную символику защиты авторских прав, относите на почту на любом информационном носителе, желательно как можно более долговечном, покупаете конверт и … отправляете письмо самому себе. На вашем конверте будет стоять штамп почтовой службы с датой. Этот конверт будет являться неопровержимым доказательством вашего авторства в любом суде мира, в то время как тяжбы по похищению интеллектуальной собственности с веб-сайтов могут длиться годами.

2. Влиятельный знакомый

В нашем обществе авторитет порой значит больше, чем доказательства. Если вы работаете с крупным заказчиком, или у вас есть дядюшка в Вашингтоне, то их свидетельства и поддержка в вашем деле против злоумышленников могут быть очень важны. В роли влиятельного знакомого может выступить любой человек со связями, который располагает сведениями о вашей причастности к продукту интеллектуального труда.

3. Челночная дипломатия

Данный метод не совсем честный с правовой точки зрения, но эффективный. Я раскрою вам данный способ, рассказав небольшую историю: Однажды, серфя по интернету я наткнулся на свой сайт. На нем были мои материалы, мои услуги и продукты и даже моя фотография. Но другое доменное имя и другие реквизиты. Я начал «копать»: нашел один из электронных ящиков моего противника, нашел контакты его хостера и платежных систем, которые использовал злоумышленник, но на мои письма и требования никто не отреагировал. Такое бывает, если злоумышленники используют откровенно пиратских абузоустойчивых хостеров. Я понял что ситуация практически тупиковая. И вот что я предпринял: 1. Я составил письмо со всеми требованиями “закона об авторском праве в цифровую эпоху” (dmca). Письмо было подписано мной, заверено, обосновано и содержало контактную информацию. 2. Я подделал в фотошопе письмо от влиятельной американской правительственной организации, в котором говорилось, что некоторые материалы, размещенные на моем сайте, в частности, статьи для правительственных сайтов, могут быть искажены и использованы злоумышленниками во вред национальной безопасности. И теоретически это могло быть правдой. 3. Я передал информацию в платежную систему, которую использовал пират, вместе с поддельным скриншотом ответа хостера. 4. Дождался испуганной реакции платежной системы и отправил материалы вместе с “чистым” ответом платежной системы — хостеру. 5. Написал на личный ящик злоумышленника, что его кошельки арестованы, и можете не обращаться за помощью к хостеру, потому что даже удаление материалов, не спасает ситуацию. 6. Далее я написал еще одно письмо хостеру, в котором я сослался на закон, который не освобождает от ответственности, если нарушитель удалит материалы, с припиской, что единственным выходом из ситуации будет полное удаление веб-сайта. 7. На следующий день сайт перестал существовать. В своих подделках я использовал измененные названия правительственных организаций и их символики, поэтому меня было нельзя уличить в подделке официальных документов. Я был защищен, и при этом, создал достаточно правдоподобную легенду, которой вполне хватило, чтобы убедить хостера закрыть сайт и платежную систему — кошельки своего клиента. Прошу заметить, что в случае борьбы против злоумышленника, который размещает свой сайт на сервере “белой” хостинг компании, вам достаточно пройти первый пункт и ваши требования будут обязаны выполнить.

4. ISBN

Что такое ISBN? Это международный стандартный книжный номер. Это официальная, международно-признанная форма регистрации, которую используют издатели, книготорговцы и библиотеки для заказа, составления списков и складского учета. По сути это просто инвентарный номер. Но я знаю некоторых самоиздающихся писателей-романистов, которые защищали свои работы при помощи этого номера.

5. Компании, предлагающие регистрацию авторских прав

В большинстве стран не существует государственных и или полугосударственных органов, регистрирующих авторские права. Исключением являются Соединенные Штаты Америки. У них есть сайт www. сopyright.gov

В Великобритании есть ведомство интеллектуальной собственности — www.ipo.gov.uk — это невероятно полезный сайт, но он не выполняет функции регистратора.

Есть много независимых коммерческих организаций, которые вы можете найти в интернете, которые предлагают выступить в качестве регистратора ваших авторских прав за небольшую плату. Некоторые называю себя официальными организациями, используя в названии своей компании слово «Авторитет», а некоторые даже не просят вас выслать им копию вашей работы – от вас требуется регистрация и оплата. Последним, я бы не стал доверять. Если вы решили заручиться поддержкой он-лайн регистратора, я советую вам проверить гарантии, которые они предлагают. Стоить такая услуга вам будет примерно 50-60 долларов за пять лет регистрации. И по сути, их работа заключается в том, чтобы по первому вашему требованию приступить к работе по первым трем, вышеописанным пунктам.

6. Специализированные онлайн сервисы

В связи с ростом популярности и значения музыкальной индустрии появился целый ряд компаний, предлагающий услуги по удалению пиратского контента. Они стали настолько популярными и успешными, что даже книгоиздатели активно пользуются их услугами. В отличие от компаний, о которых мы говорили раньше, предлагающих регистрацию авторских прав, они предлагают более активные действия по защите ваших материалов. Вместо того чтобы просто регистрировать ваши авторские права, они активно ведут борьбу по недопущению распространения вашего материала в сети. Некоторые пошли еще дальше. Без вашего непосредственного участия и принятия вами решений, они круглосуточно следят за возможным явлением нарушения ваших прав. Поиск в интернете предоставит вам огромный выбор подобного рода компаний.

Я могу порекомендовать только одну, так как я писал детальный обзор этой компании и беседовал с ее управляющими – это Линкбастерс. Они утверждают, что удаляют 99% пиратского контента с файлообменников и 70% с торрент-сайтов. Проверьте их работу, но прежде чем примите решение, проанализируйте и другие компании предоставляющие такие услуги.

Источник: https://habr.com/post/189338/

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

Авторское право проблемы авторского права и способы его обеспечения

В главе “Защита авторских прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав.

Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав.

Глава “Защита авторских прав” будет полезна авторам, правообладателям, студентам  юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует.

Несоблюдение запрета является неправомерным.

Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также  оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков.

Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно.

Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ.

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным.

Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав.

Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель.

Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор.

После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке.

Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ.

Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны.

В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/zashhita-avtorskix-prav/

Проблемы реализации защиты авторских прав и пути их совершенствования

Авторское право проблемы авторского права и способы его обеспечения

Одной из основных проблем авторского права является создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное его творческим трудом произведение.

Наряду с этим не менее значимой проблемой авторского права является создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц Гражданское право: Учебник. Том II / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — С. 543..

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе.

Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе).

Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание за вами авторства, а по сути просто фиксирует время предъявления, т.е.

ваше авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с чем, мы, как правило, рекомендуем воспользоваться услугами нотариуса, что, на наш взгляд, является более «солидным» доказательством, т.к.

осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию, и часто стоит дешевле, чем депонирование в РАО. Пожалуй, единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

Также проблемой защиты авторских прав является несоразмерная длительность защиты авторских прав. Привязка к сроку жизни автора ставит в неравные условия авторов-долгожителей и авторов, ушедших в раннем возрасте.

Ранние произведения могут находиться под защитой до 150 лет (зависит от срока жизни автора), тогда как поздние только 70 лет после смерти автора.

Патент на изобретение выдаётся только на 20-25 лет, тогда как авторское право защищается всю жизнь и 70 лет после смерти. Это ставит изобретателей и инженеров в неравные условия с авторами, находящимися под защитой авторского права.

Если имущественное авторское право принадлежит организации, срок защиты произведения всё равно исчисляется исходя из продолжительности жизни автора, которому оно больше не принадлежит.

То есть авторское право решает проблему разумного сочетания прав автора на произведение с возможностью использования его обществом!!!

Должное внимание должно быть уделено мерам по усилению защиты и охраны прав создателей интеллектуальных ценностей.

Данные меры необходимы, когда результаты творческой деятельности авторов стали предметом расширяющегося рыночного оборота, поскольку в ряде некоторых случаев интересы самих авторов могут вступить в противоречие, с потребностями общества, заинтересованного в более свободном использовании произведения, а с другой стороны – с интересами более сильных в материальном смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое произведение.

Казалось бы, в вопросе интеллектуальной собственности Россия начала преуспевать, но, откуда-то появилось бесконечное множество различных коммерческих и некоммерческих структур, называющих себя организациями по коллективному управлению авторскими правами.

Бороться с этим явлением можно только с помощью совершенствования законодательства, и прежде всего, приведения его к имеющимся международным аналогам.

Назрела острая необходимость приведения Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в соответствие с требованиями Бернской конвенции.

Положения Закона необходимо увязать с практикой, устранить внутренние противоречия, которые выявились в ходе его применения.

Первым идею реформирования законодательства выдвинуло Российское агентство по патентам и товарным знакам и вышло с предложением в Правительство Российской Федерации о необходимости внесения соответствующих изменений. Предложение было включено в план законодательных инициатив Правительства РФ.

Предложения Роспатента, разработанные специально созданной Межведомственной рабочей группой, предусматривали внесение изменений в ряд статей Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» В первую очередь изменения касаются статьи 17, п. 1 ст. 28 Закона. Они направлены на достижение полного соответствия Закона целям, принципам и нормам Конституции РФ.

Внесение изменений в п. 1 и 3, ст. 5, п. 2, ст. 16, и п. 1, ст. 19, 27, 28 обусловлено необходимостью приведения Закона в соответствие с международными актами и договорами, и в первую очередь, Бернской конвенцией, к которой Россия присоединилась в марте 1995 г., то есть уже после принятия Конституции РФ.

Следует обратить внимание на то, что Россия ведет работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Это обусловливает принятие обязательств по выполнению требований ТРИПС.

(Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности) и именно предлагаемые изменения российского законодательства в сфере авторских и смежных прав позволят России активно сотрудничать с зарубежными интеллектуально-правовыми аналогами.

Безусловному совершенствованию подлежат и иные нормы Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». К примеру ст.

26 не может работать (или создавать правовые последствия) в той редакции, в которой она теперь существует.

Напомним, что нормами данной статьи предусматривается выплата вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях.

Терминология данного утверждения требует пояснений. Что же такое личные цели? И каков круг участников домашнего просмотра? И можно ли скопировать аудио-видеопродукцию для самого себя, для близких… И кто за это заплатит автору?

Домашнее копирование получило широкое распространение в России в связи с большим поступлением в гражданский оборот звуко-видеозаписывающей аппаратуры и ростом спроса на нее со стороны граждан. Однако «обещанное» ст. 26 Закона вознаграждение ни авторы, ни исполнители, ни производители фонограмм по настоящее время ни разу не получали.

В чем причина? Дело все в том, что закрепленный в статье порядок реализации указанного выше положения сложен и не практичен. Так, согласно п. 2 ст. 26 Закона вознаграждение за воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи выплачивается изготовителями или импортерами оборудования и материальных носителей.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями Усольцева С. В.

Защита прав на использование произведений, переданных по авторскому договору // Журнал «Сибирский юридический вестник». – 2000. – №2. – С. 20..

Таким образом, для того, чтобы правообладатель мог получить вознаграждение, необходимо, как минимум, заключение двух соглашений: соглашения между организациями, управляющими имущественными правами авторов и других правообладателей, соглашения между изготовителями, импортерами и организациями, управляющими имущественными правами. Все это тяжеловесно и затруднительно, а, порой, — невыполнимо. Затруднительность заключения данных соглашений вызвана их условиями.

Поэтому необходимо ввести новый порядок реализации положения, для чего следует изменить его, внеся соответствующие поправки в Закон.

В новом законопроекте должно быть учтено все, в том числе и постулат о «домашнем копировании». Относительно него предлагается внести следующие изменения и дополнения: установление размера вознаграждения и порядок его выплаты, должны находиться исключительно в компетенции Правительства Российской Федерации.

Более того, перечень оборудования и материальных носителей, относительно которых устанавливается сбор вознаграждения, также должен утверждаться Правительством РФ. А вот сбор и распределение этого вознаграждения будут осуществлять уполномоченные Правительством РФ организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе.

Введение данного механизма приведет не только к реализации права на вознаграждение, но и к появлению дополнительных возможностей для контроля со стороны государства за осуществлением деятельности авторско-правовых обществ. Ведь именно на них будет возложена реализация авторского вознаграждения.

Таким образом, опыт работы в области коллективного управления авторскими правами показал, что данная область также должна находиться под контролем государства. Общество как политический институт пока не может и не готово в полной мере заниматься регулированием данного вопроса.

Источник: https://vuzlit.ru/1199657/problemy_realizatsii_zaschity_avtorskih_prav_puti_sovershenstvovaniya

Selsovet-jurist
Добавить комментарий