Административный договор понятие признаки виды

Административный договор: это… Понятие, виды и признаки

Административный договор понятие признаки виды

Административный договор включает в себя широкий раздел различных правоотношений. О том, что он собой представляет, какие имеет признаки и виды, почему некоторые юристы оспаривают само существование подобных документов и другую интересную информацию читайте в статье.

Понятие

Административный договор – это соглашение, заключенное между двумя и больше субъектами правовых отношений, в результате которого устанавливаются, меняются и прекращаются определенные права и обязанности. Посредством него исполнительные госорганы (федеральные, региональные или муниципальные) подписывают соглашения межправительственного, ведомственного, регионального и другого типа.

По другому определению, административный договор – это двусторонний или многосторонний документ, который основан на административных правовых актах и разработан по итогам взаимного волеизъявления субъектов соответствующей отрасли права, устанавливающий, изменяющий и прекращающий права и обязанности сторон.

Признаки

Принадлежность к этому соглашению можно узнать по определенным признакам. К таковым относятся следующие:

  • Основой договора служит административное право.
  • Его база заключена в главном законе страны – Конституции.
  • В договоре участвует два и большее количество субъектов, одним из которых является государственный орган или его представитель.
  • Заключается в результате согласования мнений сторон.
  • Рассчитывается на определенный период действия.
  • Подписывается согласно процедуре, установленной законом.
  • Односторонний отказ от заключенного договора не разрешается.
  • При несоблюдении условий наступает юридическая ответственность (которая прописывается в соглашении, а при отсутствии соответствующих пунктов наступает согласно действующему законодательству).
  • Задачами соглашения служит обеспечение публично-правовых интересов участников.

Основные положения документа

Административный договор рассматривается как правовая организационная форма выполнения его сторонами задач и полномочий, при которых достигаются те или иные хозяйственные, социальные, культурные и другие результаты. Основная функция заключается в удовлетворении публичного и частного интереса. Так, договор об охране гражданина служащими ОВД – это типичный административный договор.

Понятие соглашения дополняется правовой формой исполнения его условий участниками соответствующей правосубъектности. Соответственно, если исполнительные органы выступают в договоре как носители правоспособности гражданского или трудового права, то речь идет не об административных правоотношениях, а о гражданских или трудовых.

Чаще всего сторонами такого соглашения выступают исполнительные органы и местная администрация. Но помимо управленческих инстанций, в качестве сторон могут выступать коммерческие и некоммерческие компании в административном договоре.

Пример этому – соглашения между должностными лицами региональных властей с РАО ЕЭС о реформировании систем энергетики, администрации с РАО «Российские ж/д».

Таким образом, правоотношения могут носить не только горизонтальный характер, но и бывают управленческими в прямом смысле слова.

Также стороны могут исполнять профильные задачи на разных уровнях, входя при этом в одну или разные системы. Основным условием является то, что договор заключается на принципе добровольности, а его стороны являются равноправными.

Если в соглашении предусматривается подчинение одной стороне другой стороны, то такие правоотношения не могут считаться договором. Они возможны лишь в виде специфической формы деятельности юридически неравноправных сторон.

Управленческий субъект заключает соответствующий договор в рамках компетентности. При этом решаются задачи, входящие в область его деятельности. Соглашение ориентируется на обеспечение публичного интереса.

Договор подписывают должностные лица, например, от имени исполнительных органов или местных властей. В отдельных случаях предусматривается предварительное рассмотрение и одобрение подписываемых бумаг.

Документ может являться предпосылкой для подписания других подобных соглашений или иного характера (например, административно-трудовой договор).

Споры и конфликты, вытекающие из соответствующих соглашений, разрешаются с помощью переговоров. Если этот способ не приведет к должному результату, то для защиты своих интересов стороны обращаются в суд.

Виды договоров

Административный договор – это соглашение, которое бывает разных видов. Критериями для этого служат:

  • Предмет.
  • Юридические свойства.
  • Характер отношений сторон.
  • Целенаправленность.
  • Круг сторон.
  • Число участников.

Рассмотрим эти критерии более подробно.

Виды по предмету

В зависимости от предмета административное соглашение может быть в виде договора:

  • О компетенции (при котором разделяются полномочия, а также предмет).
  • Об обеспечении госнужд (в виде госзаказа).
  • Об управлении объектами собственности, принадлежащей государству.
  • Трудовые соглашения, заключенные с госслужащими.
  • Налоговые и финансовые.
  • О сотрудничестве и совместной деятельности.
  • Об оказании услуг госорганов и муниципальных властей физическим лицам (услуги ЖКХ, о благоустройстве и так далее).
  • Об инвестициях.
  • Прочие соглашения.

Виды по юридическим свойствам

Административно-правовой договор можно рассмотреть с точки зрения юридических свойств. По этому параметру он бывает:

  • Устанавливающий право (при котором создаются новые нормы, в т. ч. административные).
  • Применяющий право (разрешает конкретные дела в области госуправления).

Виды по отношениям

Если административно-правовой договор рассмотреть, исходя из описания отношений субъектов, то он может являться соглашением:

  • Сторон, не имеющих контрольных и иных полномочий по отношению друг к другу.
  • При котором один субъект имеет специальные полномочия по отношению к контрагенту.

Виды по целенаправленности

Если заключение административного договора рассматривать на основе целенаправленности, то он бывает:

  • Регулирующий действия лиц, которые подчинены участникам договора.
  • Регулирующий управленческие действия, которые являются согласованными.
  • В виде смешанных соглашений.

Виды по субъектному составу

Исходя из субъектного состава соглашения могут заключаться:

  • Между исполнительной властью и госорганами (региональными или муниципальными).
  • Между организациями государственными и негосударственными.
  • Между госорганами и служащими.
  • Между гражданами и управленческими субъектами.

Другие виды

Если рассматривать виды административных договоров в зависимости от числа сторон, то они могут быть:

  • Двусторонними.
  • Многосторонними.

По уровню сложности:

  • Ординарные.
  • Сложные.
  • Уникальные.

По содержанию:

  • Организационные.
  • Смешанные (где организационные моменты соотносятся с трудовыми и имущественными вопросами).

«За» и «против» административного договора

В нормативных правовых актах не используется этот термин, который встречается в юридической литературе отрасли «Административное право». Административный договор часто обсуждается юристами-практиками. Он выделяется как самостоятельная форма госуправления. Юристы придерживаются одной из двух точек зрения:

  • Ставят под вопрос само наличие подобных договоров.
  • Не сомневаются в их возможности, а также в том, что подобные документы применяются в практике управления.

В первом мнении указывается на то, что договорные правоотношения по своей сути не возникают между субъектами при наличии управленческих задач. Это возражение находит много сторонников в отношении договоров в конституционном праве. На их основе рассматриваются и отдельные отношения, которые принимаются в управленческой области.

Второе мнение, при котором административный договор является возможным, считается конструктивным и имеет под своей основой большой опыт научных работ и практики. Но несмотря на это, признаки и виды такого документа до сих пор остаются спорными. Соглашения пытались даже отнести к гражданско-правовым договорам.

Договор или соглашение – как правильно?

На указанных выше аспектах дискуссии не останавливаются. Авторы спорят также о правильности использования термина «гражданско-административный договор» и предлагают вместо него использовать термин «соглашение». При этом считается, что соглашение яснее выражает соответствующую связь между субъектами. Хотя юридически эти термины не имеют принципиальной разницы.

Под соглашением подразумевается форма передачи каких-то полномочий местным властям госорганами, а также наоборот. Таким образом, сторонами являются исполнительные органы (разных уровней), предметом – передача каких-то полномочий.

Также условиями служит установленный порядок передачи, финансовая составляющая, взаимодействие сторон и так далее.

В соглашении может предусматриваться также ответственность за нарушение его условий, односторонний отказ, расторжение и компенсация причиненного ущерба.

В то же время оба термина одинаково применяются в гражданском законодательстве, так же, как и в трудовом. Тем не менее разграничения должны быть закреплены. Так или иначе, административный договор – это реальность, и он используется и расширяет свое действие в управленческой сфере.

Примеры

Соглашения и договоры могут заключаться между управленческими госорганами и хозяйствующими субъектами, например, о проведении мероприятий с целью решения задач хозяйственного, социального или культурного значения.

Примером этого может служить договор регионов РФ с транспортными предприятиями, которые не подчинены государственным структурам, об улучшении транспортного сообщения для населения и обслуживания предприятий. Также встречаются договоры управленческих органов о сотрудничестве.

Примером этого служит соглашение о проведении дней культуры, ярмарок и прочих мероприятий.

Оформление может осуществляться государственными органами и муниципальными властями. Эти инстанции также могут способствовать выполнению конкретных поставленных задач.

Другие договоры заключаются в соответствии с законодательством при замещении должностей госслужбы. При этом применяется не только административное право. Административный договор в этом случае содержит в себе элементы трудового законодательства. Те же нормы распространяются, когда речь идет о замещении руководящих органов унитарного предприятия.

Государственные контракты относятся к особому виду договоров. Они представляют собой форму реализации государственных заказов, используемых в разных областях деятельности. Основная особенность соответствующих контрактов заключается в том, что они сочетают в себе нормы административного и гражданского законодательства. К другим условиям относятся следующие:

  • Положение государственного контракта предусматривается нормами закона.
  • Одной из сторон выступает государство (в виде соответствующего органа или учреждения).
  • Договор заключается в государственных интересах (разного уровня) и не имеет целей коммерческого характера.
  • В качестве обязанной стороны выступает заказчик в лице той или иной государственной структуры.

Заключение

Несмотря на неоднозначное отношение к административному договору, несомненно, он играет важную роль во взаимодействии различных государственных структур и других сторон. Он отличается от соглашений, предусмотренных иными отраслями права, но в ряде случаев может и пересекаться с ними (например, с трудовым или гражданским правом).

Источник: https://FB.ru/article/453436/administrativnyiy-dogovor-eto-ponyatie-vidyi-i-priznaki

Административный договор: понятие, признаки, виды

Административный договор понятие признаки виды

Административный договор — это один из видов публично-правовых договоров.

Он представляет собой основанное на нормах права и добровольном волеизъявлении двух или более субъектов административного права, один из которых всегда выступает субъектом государственной воли, соглашение, которое устанавливает, изменяет и прекращает взаимные права и обязанности его участников.

Административный договор является одним из видов форм государственного управления. Дело в том, что само понятие «договор» предусматривает юридическое равенство сторон общественного отношения, присущее гражданскому праву.

В отличие от гражданских правоотношений, административные правоотношения, как правило, являются властеотношениями, то есть стороны характеризуются юридическим неравенством. Вопреки этому, административный договор приобретает все большее значение как форма государственного управления и как источник административного права.

Поскольку термин «административный договор», несмотря на его непризнанность на административном нормативном уровне, занял свое место в административной науке, на него возлагаются соответствующие функции, а именно:— структурно-организационная;— социального компромисса;— обеспечительная;— ориентационно-стимулирующая;— демократизации исполнительной власти;— воспитательная;— охранительная.

Административный договор характеризуется комплексным характером, поскольку содержит административные и гражданско-правовые признаки. Это проявляется, в частности, и в ряде законодательных актов, предусматривающих заключение таких договоров. Так, Закон от 24 января 1997 г.

«О государственном материальном резерве» устанавливает, что центральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, проводит отбор, в том числе на конкурсной основе, поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними контрактов; заключает или поручает предприятиям, учреждениям и организациям, относящимся к сфере его управления, заключение государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, осуществляет расчеты с поставщиками, имеет право применять финансовые санкции.

Необходимо обратить внимание на классификацию административных договоров, а именно: двух- и многосторонние; типовые и консенсуальные, предварительные и основные;

а) по предметному критерию:

— договоры о компетенции, в частности, о разграничении или делегировании полномочий и предметов ведения

— договоры в сфере управления государственной собственностью;

— договоры, обеспечивающие государственные нужды (государственные контракты);

— договоры с военнослужащими, студентами;

— финансовые и налоговые соглашения;

— договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

— концессии, инвестиционные соглашения;

— договоры о предоставлении некоторых платных услуг частным лицам и д.р.

б) по смыслу: чисто организационные и смешанные (организационные вопросы связаны с трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и др.).

39. Понятие, содержание и виды административно-правовых режимов

В науке административного права выделяют общий административно-правовой режим и специальные административно-правовые режимы.

Общий административно-правовой режим представляет собой систему административно-правовых норм регулирующих деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти (публичной власти) при их взаимодействии с гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями и иными субъектами административного права при реализации своих государственно-властных полномочий.

В свою очередь специальный административно-правовой режим является разновидностью административно-правового режима. Специальный административно-правовой режим возникает при особых обстоятельствах и условиях, когда необходимо ограничить права индивидуальных и коллективных субъектов административного права.

Они вводятся в целях защиты основ конституционного строя; сохранения территориальной целостности и суверенитета государства; предупреждения и пресечения вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; создания безопасных условий функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; обеспечения нормальных условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия; соблюдения прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного и военного положения; создания условий для нормального функционирования и эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Специальные административно-правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от продолжительности их действия (срока применения): можно выделить срочные (временные) и бессрочные (постоянные) специальные административно-правовые режимы.

Срочные специальные административно-правовые режимы ограничены определенным сроком их введения и действия (режимы военного положения и чрезвычайного положения), а бессрочные режимы действуют постоянно применительно к регулируемым правоотношениям (таможенный режим, пограничный режим, режим ЗАТО).

Бессрочные специальные административно-правовые режимы прекращают свое действие только в случаях изменения или прекращения данных общественных отношений (например, ликвидация таможенного поста приводит соответственно к упразднению таможенного режима; изменение границы ЗАТО или лишение муниципального образования статуса ЗАТО влечет прекращение режима ЗАТО на части, либо всей территории данного населенного пункта).

По виду правоустанавливающего акта (нормативного правового акта) можем выделить специальные административно-правовые режимы, установленные только на основании федерального конституционного закона (режимы военного положения и чрезвычайного положения), федерального закона (например, таможенный режим или режим охраны Государственной границы РФ), либо закона субъекта РФ (указа или постановления главы субъекта РФ). В последнем случае это может быть режим чрезвычайной ситуации на части или всей территории субъекта РФ.

На практике введение предусмотренного законом специального административно-правового режима, т. е. его применение, осуществляется, как правило, в соответствии с подзаконным актом.

Срочные административные режимы вводятся на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях Президентом РФ.

Изменение или прекращение ограничений, обусловленных применением бессрочного административного режима, регулируется федеральным законом или подзаконным актом — как правило, постановлением Правительства РФ.

В зависимости от действия в пространстве (по масштабу действия). специальные административно-правовые режимы делятся на:

1. федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;

2. региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ;

3. муниципальные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды режимов могут относиться ко всем трем группам (например, режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера).

По функционально-целевому назначению мы можем выделить:

Режим военного положения;

Режим чрезвычайного положения;

Режим чрезвычайной ситуации;

Режим контртеррористической операции;

Режим охраны Государственной границы РФ;

Таможенный режим;

Режим закрытого административно-территориального образования и др.

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера.

Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:

1. использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

2. введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;

3. предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

4. введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

К экстраординарным режимам следует отнести: режим чрезвычайного положения, режим контртеррористической операции, режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режим военного положения. Ординарными режимами являются: режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), режим охраны Государственной границы РФ и др.

Источник: https://poisk-ru.ru/s1244t1.html

Понятие и виды административных договоров

Административный договор понятие признаки виды

Административный договор– это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов РФ) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры РФ с ее субъектами.

административный договор — это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Признакиадминистративного договора:

• является разновидностью правового договора;

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критериюсреди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойствможно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектовбывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленностиадминистративные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектовдоговоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости от числа субъектовсуществуют двусторонние и многосторонние договоры.

По степени сложности можно выделить ординарные административные договоры, сложные и уникальные.

По общепринятым критериям административные договоры можно разделить на дву- и многосторонние, типовые и консенсу-альные, предварительные и главные и т. д.

По содержанию можно различать чисто организационные соглашения и договоры смешанного типа, в которых организационные вопросы связаны с трудовыми, имущественными

26. Понятие и признаки правовых актов государственного управления.

Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция.

Прежде всего следует отметить, что они представляют собой, юридический вариант управленческих решений. Это означает,что, принимая такой акт, соответствующий исполнительный орган (должностное лицо) решает общий или индивидуальный вопрос, возникающий в сфере государственного управления и относящийся к его компетенции.

По своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором, во-первых, находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности и, во-вторых, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.

Правовой акт управления императивен, что означает юридическую обязательность содержащихся в нем предписаний для адресата.

Их исполнение обеспечивается, в частности, угрозой юридической ответственности за уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение этих предписаний.

Для юридического содержания правовых актов управления характерно то, что они могут устанавливать правила должного поведения в сфере государственного управления (административно-правовые нормы) либо выступать в роли юридического факта, порождающего конкретные административно-правовые отношения.

Так, приказ министра или руководителя федерального органа исполнительной власти может установить правила, обязательные для всех органов, должностных лиц, предприятий и учреждений, действующих в порученной данному органу сфере деятельности.

Его же приказ о назначении лица на должность в аппарате министерства порождает конкретное государственно-служебное правовое отношение.

Правовые акты управления в любой своей разновидности подзаконны, т.е. могут издаваться полномочными исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами и в интересах обеспечения их исполнения.

Для правовых актов управления характерно то, что издаются они в качестве письменного документа. Допустим и устный их вариант (например, он распространен в системе военного управления, а также в служебных отношениях между руководителями и непосредственно подчиненными им работниками).

В процессе деятельности исполнительных органов используются различного рода служебные документы (докладные записки, отчетные материалы, акты ревизий и проверок, протоколы, справки и т.д.).

Такие документы содержат в себе определенные данные, имеющие и юридическое значение. Так, акт ревизии фиксирует то, что было обнаружено, содержит рекомендации по устранению вскрытых недостатков и по наказанию виновных.

Но правовым актом такой служебный документ не является. Дело в том, что, во-первых, сама ревизия проводилась на основе соответствующего приказа, т.е. правового акта; во-вторых, ее результаты могут быть реализованы также только приказом руководителя.

Это значит, что правовой акт, будучи юридическим видом служебных документов, составляет основу всей служебной документации исполнительных органов.

Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее юридически властное воле изъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Особенностью правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственной управления. В ряде случаев ими регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологических).

Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений. Правовые акты управления решают многие вопросы, связанные с детализацией и конкретизацией законодательных актов.

Например, реализация Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» потребовала издания около двадцати президентских указов и правительственных постановлений.

Изданные в нарушение принципа подзаконности правовые акты управления могут быть приостановлены либо отменены в установленном порядке.

В последнем случае полномочия по отмене противоправных управленческих актов все в большей степени принадлежат органам судебной власти. Исполнительные органы (должностные лица) не могут изменять или отменять судебные акты.

Но они нередко играют роль доказательств по жилищным, трудовым, административным делам, рассматриваемым в судебном процессе.

Правовому акту управления (административному акту) присущи следующие характерные признаки.

1. Правовой акт представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое (утвержденное) по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций. Само управленческое решение является результатом спланированных и предпринятых действий со стороны уполномоченных субъектов публичного управления.

2. Правовой акт издается уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах предоставленной законом и иными нормативными актами компетенции.

3. Правовой акт управления принимается в одностороннем порядке, т. е. специальным органом публичного управления или должностным лицом, которые также контролируют его исполнение. Те субъекты, которым адресован правовой акт управления, не имеют возможности воздействовать на волеизъявление властвующего субъекта.

Вместе с тем лица или организации, в отношении которых был вынесен акт, могут в процессе его действия пытаться выяснить степень его обоснованности и законности (например, путем оспаривания в суде). Правовой акт управления может быть в установленном законодательством административном и судебном порядке оспорен или признан недействующим, т. е.

незаконным или недействительным.

4. Правовой акт управления — юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия. Волеизъявление субъекта обнаруживается в акте управления как юридическом документе, который служит формой данного волеизъявления. Правовой акт управления носит государственно-властный характер.

Это означает, что его появление обусловлено общественными и государственными интересами (публичными интересами) и направлено на урегулирование конкретных отношений, установление общеобязательных правил поведения или решение единичного вопроса, а также спора, возникающего в системе функционирования исполнительной власти и всего публичного управления.

5. Правовой акт управления определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения. Правовой акт содержит обязательное юридически властное предписание, подлежит безусловному исполнению, он императивен.

Таким образом, с одной стороны, административный акт может регламентировать абстрактные правовые отношения, т. е.

вводить общеобязательные правила поведения для неограниченного круга физических и юридических лиц (так называемое абстрактное правовое регулирование), а с другой — разрешать возникший в управленческой практике спор или административное дело (так называемое индивидуальное правовое регулирование).

В последнем случае путем издания административного акта орган исполнительной власти или должностное лицо решает общий либо конкретный вопрос, возникающий в процессе его деятельности по осуществлению исполнительно-распорядительных властных полномочий.

6. Правовой акт управления определяет границы должного поведения субъектов в сфере государственного управления. Он создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений либо служит юридическим фактом, который непосредственно порождает, изменяет, прекращает такие правоотношения.

7. Законность (правомерность или подзаконность) правового акта управления. Правовой акт управления подзаконен, т. е.

он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, международными договорами и другими законодательными актами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законодательными и иными нормативными актами субъектов РФ (уставами субъектов РФ, их законами), нормативными актами вышестоящих звеньев исполнительной власти в интересах обеспечения и исполнения содержащихся в них предписаний. Административный акт принимается на основе законов в порядке, установленном нормативными актами (управленческий процесс), и для исполнения или применения законов.

8.

Правовой акт управления представляет собой разновидность юридически значимых документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т. д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания;

9. Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения).

Обычно он издается в письменной форме с соблюдением официально установленных процедур, предусматривающих порядок подготовки, согласования, обсуждения, экспертизы проекта акта управления, его утверждения, регистрации и опубликования.

Для некоторых актов управления (например, актов федеральных органов исполнительной власти) установлены правила подготовки, принятия, государственной регистрации и опубликования.

Отдельные положения порядка принятия актов управления содержатся, например, в регламенте заседаний Правительства РФ, в регламентах проведения заседания администраций субъектов РФ, ведомственных инструкциях отдельных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других органах федеральной исполнительной власти. Однако общие правила подготовки и утверждения правового акта пока не получили законодательного установления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b54492.html

Selsovet-jurist
Добавить комментарий